Читательская грамотность на уроках музыки
Оценка 4.7

Читательская грамотность на уроках музыки

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
21.04.2020
Читательская грамотность на уроках музыки
Развитие читательской грамотности на уроках музыки
читательская грамота на уроках музыки.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Прием «Эпитет»

Игра «Что сначала, что потом»

  

 

 

 

                                                     Выполнила:

учитель музыки

высшей категории

Гоголева  Р.В.                                                                                                                                  

                                                                                                           

 

 

 

с. Нижний Суэтук, 2020 г.

Введение

Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата. Поэтому на уроках музыки так же систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т.д) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, для того, чтобы верно подобрать подходящий по смыслу эпитет.

Цель данного приема – развитие  умения смыслового чтения текста.

Планируемый результат:

 - демонстрируют умение смыслового чтения текста;

 - анализируют и сравнивают заключенную в тексте информацию.

Пример: Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. 6 класс. Тема урока: «Два музыкальных посвящения».

На данном уроке учащиеся знакомятся с романсом М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина. Сначала учитель предлагает прочитать стихотворение, вслушиваясь в его звучание. Затем подобрать к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.

Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость

Встреча
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Воспоминание

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Порыв
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Забвение
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Вдохновение
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Радость
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


Так же ярким примером, где можно применить прием «Эпитет» может быть баллада Ф. Шуберта на стихи И. Гёте «Лесной царь».

 

 

 

Игра «Что сначала, что потом»

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат:

 - пополнение словарного запаса ребенка;

 - развитие логического мышления, связной речи;

 - анализ и систематизирование полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Введение Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности

Введение Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности

Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость

Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Что сначала, что потом»

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки

Читательская грамотность на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020