Билет, как средство формирования читательской грамотности»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу начать с определений ЧГ.
«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов- он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.
Но как показывают различные исследования российские школьники показывают неготовность работать с такого вида информацией. Работая в первом классе, где 75 % детей не были чатающими на момент поступления в первый класс, а многие не знали букв. Проблема ЧГ встала для меня очень остро, ведь нужно успеть всё. Начался процесс раздумий, как заинтересовать, увлечь, сделать детей читательски и информационно самостоятельными.
Хочу вазвать Вас на дискуссию и начать с вопроса? - Как вы думаете, умение работать с текстом это какое умение предметное или метапредметное? (Конечно же метапредметное, так как на каждом уроке, на каждом этапе жизни, где бы то ни было мы сталкиваемся с информацией, которую необходимо понимать).
Информация окружает нас, в своей работе, абсолютно на любом уроке я использую работу с текстами явной и скрытой информацией. Хочу пояснить на примере билета (это могут быть любые билеты, марки, афиши, программки).
Итак, начнем с определения. Что же такое «билет?». Верно, это документ, дающее право, например просмотра мероприятия, право проезда на автобусе, поезде. Бывают студенческие билеты и т.д.
Смайлик -это уже скрытая информация . Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.
Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе скрытой информации, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.
Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать неявную информацию и использовать её).
Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу со скрытой информацией . Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».
Задание №1: (Раздаю билеты к заданию №1.)
Как вы думаете, на каком уроке можно использовать этот входной билет в дельфинарий? (на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах).
Я могу разделить детей на группы и дать подобного рода задания:
1.Используя билет в дельфинарий, придумать задание по русскому языку, математике и одному предмету по выбору.
МАТЕМАТИКА
Тема: «Единицы времени. Календарь»
Класс – 4
Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.
МАТЕМАТИКА
Тема: «Нумерация»
Класс – 2
Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?
Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.
Задание 3: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?
Задание 4-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть ….рублей?
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Связь слов в предложении»
Задание 1: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».
Тема: «Предложение»
Задание 2: Выпиши предложение – пожелание.
Тема: «Предложение»
Задание 3: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Правила поведения»
Задание 4: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.
Тема: «Мы - зрители»
Задание 5: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий.
ИЗО
Тема: «Афиша».
Задание 6: Создайте афишу, используя билет.
Вывод к заданию 1.
Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям. Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.
Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.
Задание 1.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Вопросы |
Ответы |
Какой адрес у дельфинария?
|
|
Сколько стоит билет на представление?
|
|
Когда Миша с сестрой пойдут на представление? |
|
Укажите время начала представления.
|
|
В каком случае можно обменять билет на представление? |
|
Что нельзя делать зрителю в зале?
|
|
Задание 2.
Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.
Записка.
Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.
Задание 3.
Подумайте, посмотрят ли Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?
Да Нет
Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________________
Задание 4.
Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.
Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.
Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)
ДА, НЕТ
К кому должны обратиться победители лотереи?
Запишите ответ____________________________________________________________
Задание 5
Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?
Запишите название типографии:______________________________________________
Запишите телефон типографии:______________________________________________
Таким образом учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.
-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.
-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.
Спасибо за внимание, надеюсь было интересно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.