"Читательская грамотность. Учимся читать между строчек"

  • docx
  • 18.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Билет, как средство формирования читательской грамотности.docx

Билет, как средство формирования читательской грамотности»

                      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу начать с определений ЧГ.

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов- он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.

     Но как показывают различные исследования российские школьники показывают неготовность работать с такого вида информацией. Работая в первом классе, где 75 % детей не были чатающими на момент поступления в первый класс, а многие не знали букв. Проблема ЧГ встала для меня очень остро, ведь нужно успеть всё. Начался процесс раздумий, как заинтересовать, увлечь, сделать детей читательски и информационно самостоятельными.

          Хочу вазвать Вас на дискуссию и начать с вопроса? - Как вы думаете, умение работать с текстом это какое умение предметное или метапредметное? (Конечно же метапредметное, так как на каждом уроке, на каждом этапе жизни, где бы то ни было мы сталкиваемся с информацией, которую необходимо понимать).

          Информация окружает нас, в своей работе, абсолютно на любом уроке я использую работу с текстами явной и скрытой информацией. Хочу пояснить на примере билета (это могут быть любые билеты, марки, афиши, программки).

 

 

 

Итак, начнем с определения. Что же такое «билет?». Верно, это документ, дающее право, например просмотра мероприятия, право проезда на автобусе, поезде. Бывают студенческие билеты и т.д.

     Смайлик -это уже скрытая информация . Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.

     Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе скрытой информации, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.

      Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать неявную информацию и использовать её).

 

     Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу со скрытой информацией .  Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».

 

Задание №1: (Раздаю билеты к заданию №1.)

 

https://documents.iu.ru/3646e279-f3be-4a9f-82d8-7509c265ddae/0/image001.png

Как вы думаете, на каком уроке можно использовать этот входной билет в дельфинарий? (на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах).

Я могу разделить детей на группы и дать подобного рода задания:

1.Используя билет в дельфинарий, придумать задание по русскому языку, математике и одному предмету по выбору.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Единицы времени. Календарь»

Класс – 4

Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Нумерация»

Класс – 2

Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?

Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.

Задание 3: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?

Задание 4-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть    ….рублей?

 РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Связь слов в предложении»

Задание 1: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».

Тема: «Предложение»

Задание 2: Выпиши предложение – пожелание. 

Тема: «Предложение»

Задание 3: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Правила поведения»

Задание 4: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.

Тема: «Мы - зрители»

Задание 5: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий. 

ИЗО

Тема: «Афиша».

Задание 6: Создайте афишу, используя билет.

Вывод к заданию 1.

     Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям.  Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.

  Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Какой адрес у дельфинария?

 

 

Сколько стоит билет на представление?

 

 

Когда Миша с сестрой пойдут на представление?

 

Укажите время начала представления.

 

 

В каком случае можно обменять билет на представление?

 

Что нельзя делать зрителю в зале?

 

 

                                                                              Задание 2.

Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.

Записка.

Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.

Задание 3.

Подумайте, посмотрят ли  Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?

Да             Нет

Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________________

Задание 4.

         Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.

Перед  антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.

        Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)

ДА, НЕТ

       К кому должны обратиться победители лотереи?

Запишите ответ____________________________________________________________

Задание 5

Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?

Запишите название типографии:______________________________________________

Запишите телефон типографии:______________________________________________ 

     Таким образом учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.

    -Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.

     -Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.

 Спасибо за внимание, надеюсь было интересно!