Читательские интересы.В настоящее время исследователи отмечают резкое снижение интереса в обществе, в разных его возрастных группах, к чтению как способу удовлетворения эстетических потребностей. При том, что сами эстетические потребности никуда не исчезают, будучи неотъемлемой частью структуры потребностей человека, подростки, так же, как и другие возрастные категории общества, удовлетворяют их посредством потребления продуктов массовой культуры. В своей работе я провела исследование читательский интересов учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Феномен детского чтения в педагогической
3
науке
6
Оглавление
Детское чтение: социальнопедагогический аспект
1.1.
1.2.Культура чтения: определения понятия, основные компоненты
6
9
11
Глава 2.Методика изучения и расширения
читательского интереса
2.1. Специфика читательского интереса учащихся 611 классов
2.2. Педагогические условия расширения границ читательского
интереса
Заключение
Список
14
21
литературы
25
11
Введение
Одной из важнейших задач современной школы является помощь человеку в
нравственном становлении. Если говорить о школьном воспитании, о воспитательном
ресурсе художественной литературы как части культуры человечества, то речь может идти
только о таком опосредованном влиянии – и, прежде всего, через поля читательских
ориентаций.
В 90 – е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно
обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и
социальные, и психологические причины. Прошло почти два десятилетия, выросло новое
поколение. Анализ современной ситуации показал, что наряду в настоящее время
психологи отмечают наряду с тенденцией падения интереса к чтению вообще, возрастание
интереса юных читателей к комиксам, что значительно влияет не только на культуру
чтения учащихся, но и на культуру вообще. Кроме того, настало время, когда массовую
литературу следует вывеси из оценочной парадигмы в исследовательскую. Светлана
Леонтьева в статье «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» пишет: «…огульное
поругание «чтива» уходит в прошлое, настал момент аналитически взглянуть на его
природу, и в школе в этом отношении более чем уместно перейти к анализу этого явления
современного, в том числе и детского чтения».[1] Сказанное противоречие обусловило
актуальность темы нашего исследования «Изучение читательского интереса учащихся
средней школы».
Объект исследования – процесс чтения учащихся средних и старших классов
общеобразовательной школы.
Предмет исследования читательский интерес учащихся в контексте
образовательного процесса.
Цель исследования – комплексное исследование читательского интереса
учащихся 611 классов общеобразовательной школы и определение эффективных способов
расширения круга читательских интересов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1.
Дать определение феномену детского чтения, определить социально
педагогический аспект феномена.
2.
3.
4.
Выявить содержание понятия «культура чтения» и его основные компоненты.
Выявить и описать читательских интересов учащихся 59 классов.
На основе полученных данных сформулировать задачи работы по
расширению читательских интересов и определить эффективные средства этого
1воздействия.
Материалом исследования послужили монографии и статьи отечественных
педагогов по теме исследования, материалы периодических методических изданий,
читательские дневники учащихся и сочинения.
База исследования. МАОУ «Горненская СОШ».
Методы исследования: метод психологопедагогического анализа,
позволивший выявить проблему и способы ее решения; системнофункциональный метод,
анализ продуктов деятельности учащихся (дневников и анкет), статистический метод
количественного анализа.
работы
и
Новизна
значимость
исследования заключается в том, что проведено комплексное читательской культуры
учащихся средних классов общеобразовательной школы и приемов расширения
читательских интересов..
теоретическая
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования результатов и материалов исследования при подготовке к семинарам по
методике преподавания литературы в школе, а также в практике школьного преподавания
в средних классах.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.
Глава 1. Феномен детского чтения в педагогической
науке
1. Детское чтение: социальнопедагогический аспект
Анализ исследовательских материалов позволил утверждать, что в отечественной и
зарубежной науке не только сложилась теория чтения и обучения ему, но к настоящему
времени чтение приобрело статус междисциплинарной научной проблемы. Философия,
социология, психология, педагогика, физиология, литературоведение вносят свой вклад в
становление междисциплинарного подхода к изучению чтения.
В работах философского, социологического, культурологического характера чтение
фигурирует как компонент духовной и материальной культуры наряду с такими
феноменами как письменность, счет, язык; как фактор и показатель развития общества.
Этот ракурс позволил вычленить социум как значимую составляющую развития культуры
чтения. В рамках исследования чтения школьников социум понимается как открытая
социальная среда, специфику взаимодействия с которой определяют ее конкретные
представители (семья, одноклассники, группы совместной деятельности и общения, и т.д.),
и как целенаправленный или стихийный фактор влияния.[2]
Проведенный анализ психологических, физиологических исследований показал, что
чтение в них рассматривается как когнитивный процесс, процесс зрительного восприятия и
узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания
смысла, как вид речевой деятельности. В центре внимания оказывается человек – читатель
с его возрастными и индивидуальными личностными особенностями чтения. Это позволило
конкретизировать представление об обобщенном образе читателя в контексте
исследования, дифференцировать его по возрастными особенностям, по читательским
возможностям, опыту и предпочтениям.
В филологических, библиотековедческих трудах ученые обращаются к чтению как
событию или явлению, связанному с текстом, читателем и контекстом. Чтение
рассматривается ими как двигатель и содержание литературного процесса. Анализ трудов
2в этой научной сфере позволил увидеть колоссальное многообразие в трактовке понятия
«текст» и ограничить исследование конкретным пониманием текста как совокупности
словесных произведений, представленных в письменной или печатной форме, имеющих при
этом определенную социокультурную значимость, призванных обогатить и наполнить
чтение современных школьников своим интеллектуальным, нравственным и эстетическим
потенциалом.
В результате анализа было установлено, что педагоги, как правило, рассматривают
чтение как самостоятельный учебный предмет, совокупность методов работы с текстом,
как показатель уровня грамотности, как навык, как элемент содержания, способ
самообразования, инструмент воспитания. В последние годы все более выраженным
становится понимание чтения как универсального учебного действия, которое трактуется
как ключевой атрибут образования в целом.
Несмотря на мощный всплеск исследовательского интереса к проблемам детского и
юношеского чтения, количество собственно педагогических научных исследований очень
ограничено. При этом педагогическое видение чтения активно обогащается
исследованиями в области коррекционной педагогики,
читателеведения,
библиотековедения. В частности, методологически значимой для нашего исследования
является теория читательского развития личности (по В.А.Бородиной), обеспечивающая
эффективное психологопедагогическое сопровождение читателя, ориентированное на
уровень читательского развития, необходимый для решения различных жизненных задач.
Следует заметить, что чтение – сложная открытая система, ориентированная на
сохранение, передачу и порождение культуры, основными компонентами которой
выступают текст, читатель и социум. При этом системообразующим фактором,
обеспечивающим жизнеспособность этой системы, является читательская потребность в
приобщении к культуре посредством восприятия текста, связанная с влиянием социума.
Социальнопедагогические цели приобщения школьников к чтению ориентированы
на сохранение и развитие культуры чтения как гуманитарной ценности; активизацию
деятельности школьников по освоению и преобразованию этой ценности, достижению
социально и личностно значимых целей, опосредованных чтением.
1.2.Культура чтения: определения понятия, основные
компоненты
Для продуктивной работы над формирование читательских интересов необходимо
для целей нашего исследования сформулировать определение понятия «культура чтения
».
В понимании М.Б. Ладыгина читательская культура складывается из осознанного
выбора произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое
наслаждение, критического отношения к художественным текстам.[3]
Под культурой чтения в методической науке понимается совокупность следующих
компонентов: читательские умения, критическое отношение к художественным текстам,
продуктивное чтение, собственный круг чтения.
Под читательскими умениями понимаются:
владение разными способами чтения;
первичное восприятие текста;
впечатления от текста;
ведение диалога с автором;
целостное восприятие и осмысление.
3
способы и средства творческого самовыражения
умение донести до других авторский замысел;
умение получать удовольствие от чтения.
осознанный выбор произведения для чтения;
сформированные читательские интересы;
читательская самостоятельность;
потребность в чтении как личностной ценности.
который опирается на читательский интерес.
Критическое отношение к художественным текстам – это:
самостоятельность, независимость суждений;
восприятие текста адекватно авторскому замыслу;
осмысление авторской позиции;
соотнесение авторской позиции со своей точкой зрения;
Под продуктивным чтением понимается совокупность следующих навыков:
формулирование своего отношения к тексту;
интерпретация,
истолкование и оценка художественного
произведения;
Одним из составляющих культуры чтения является собственный круг чтения
учащихся, а именно:
Изучение читательских интересов позволяет влиять на круг чтения учащихся,
формировать духовную культуру личности
Глава 2.Методика изучения и расширения
читательского интереса
2.1. Специфика читательского интереса учащихся 59 классов
В 20172018 году мной было проведено наблюдение за формированием круга
чтения учащихся с помощью читательского дневника. Для изучения читательских
интересов были проанализированы читательские дневники за 2017 – 2018 годы у 27
учащихся средних классов, а также анкет.
Прокомментируем полученные результаты.
Чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки,
которые привлекают необычным заголовком.
Учащиеся 7 – 8 классов выбирают книги популярные, настойчиво рекламируемые,
экранизированные.Часто выбирают книги по рекомендации сверстников.
Ученики 911класса читают различные по стилю и жанру произведения.
Произведения классической и современной элитарной литературы регулярно читают
31 % школьников, по необходимости читают произведения школьной программы – 63 %, 6
% учащихся читают очень редко.
Детей произведения привлекают, прежде всего, тем, что их эмоциональное состояние
совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают
вместе с персонажамисверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев.
Анализ записей в дневниках показывает, что ребята дают эмоциональную и
нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными,
этическими нормами персонажей.
Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую
функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги.
Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы.
Мир, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка
4или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными
или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, геройдетектив
(подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой
борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая
социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное
представление о мире и о месте человека в нём., порождает агрессивное отношение к
окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно
оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает
искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность. Анализ
записей в читательских дневниках помогает увидеть, возникают ли подобные трудности у
ребят.
Уровень сформированности критического мышления у детей среднего звена,
особенно у учащихся 6 – 8 классов, низкий. На мой взгляд, роль учителя литературы в
такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного
руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его
читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по
восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы.
Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность
в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и
умение первичного восприятия текста.
2.2. Педагогические условия расширения границ
читательского интереса
В настоящем исследовании приведены образцы работы на уроках (имеется в виду не
форма организации, а время проведения), но было бы наивно рассчитывать на то, что на
поле читательских ориентаций современного подростка можно всерьез повлиять только в
рамках урока литературы. Необходима организация среды, способствующей расширению
полей читательских ориентаций. Одним из составляющих этой среды является ведение
читательских дневников и проведение тематических читательских конференций
Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9
классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях
и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления.
Читательский дневник – способ совершенствования коммуникативных навыков, приёмом
развития информационных умений, способом формирования потребности в чтении
художественной литературы, создает представление о читательских интересах учащихся.
Дети 7 – 9 классов оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они
учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в
старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника.
Одновременно предлагаю список классических произведений, проверенных временем и
эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце
четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения,
предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные
художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности
прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы
возлагается частично на родителей.
Выделяют следующие формы работы с читательским дневником:
1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации по
чтению;
2. коллективный анализ дневников и размышление; проведение дискуссии, диалога
по материалам отзывов;
53. обучение навыкам работы с художественным текстом.
В 5 классе уточняем правила ведения дневника, записываем требования к отзыву.
Отзыв – это сочинение, в котором выражено собственное отношение (отклик,
мнение) к прочитанному художественному произведению; это эмоциональная оценка с её
обоснованием: чем вызваны те или иные чувства, эмоции. В отзыве необходимо указывать
автора, название произведения, количество страниц. Содержание передаётся кратко.
Особое внимание уделяется персонажам и причинам их поступков. Описывается, что
понравилось (не понравилось) и прочему. Чему книга научила?
В начале года, на первом уроке, с 5 по 9 классы обсуждаем летнее чтение,
обсуждаем, чем полезно описание своих впечатлений, нормы чтения. Наблюдение за
ведением читательских дневников осуществляется в 5 – 6 классах один раз в месяц, в 7 – 9
классах один раз в четверть.
Выбор произведения для чтения осуществляется ребёнком самостоятельно, на
основе своих читательских интересов. К концу 8 класса формируется свой круг чтения у
каждого школьника, поэтому в качестве поощрения активные читатели освобождаются от
ведения читательского дневника в 9 классе. Учитель только рекомендует, беседует,
объясняет степень художественности того или иного произведения, но не может заставить
прочитать насильно.[4]
Важно, чтобы учащимся были известны критерии и показатели оценивания их
отзывов. Оценка «удовлетворительно» ставится за отзыв репродуктивного уровня, то есть
пересказ, либо очень малый (менее 50 % нормы) объём произведения. Оценка «хорошо»
ставится за конструктивный уровень отзыва. Сформулировано эмоциональное впечатление,
объяснены свои ощущения, дана оценка поступкам героев, истолкованы причины их
поведения. Оценка «отлично» ставится за конструктивный уровень. Представлен анализ
своего отношения к произведению, выявлены причины, вызвавшие то или иное впечатление,
сформулирована своя позиция, определён авторский замысел.
Как правило, учитель предлагает список классических произведений, проверенных
временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Для расширения
кругозора знакомят со списком книг, сходных с изучаемыми по сюжету или проблематике.
Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список
произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В
него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило,
ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за
подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей.
Один раз в четверть совместно с учащимися проводится анализ читательских
дневников с целью объективности оценки.
Обсуждение результатов заполнения дневников можно проводить в начале четверти,
награждая самых активных читателей в каждом классе.
Формы поощрения активных читателей:
оценка «отлично» в журнал;
памятные подарки;
составление общешкольных рейтингов.
При отсутствии интереса к чтению проводится индивидуальная работа с
родителями и классным руководителем.
Одной из форм повышения читательского интереса является тематическая
читательская конференция.
Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к
работе серьёзно.
При подготовке к конференции проводится большая исследовательская работа:
6готовится художественное оформление, пишутся доклады, проводятся социологические
опросы. Преимущества подобной работы:
могут участвовать дети с самыми разными интересами и способностями,
можно проводить как в рамках одного класса, так и в целой
параллели, а также объединяя две параллели, близкие по возрасту.
Методика организации и проведения тематической конференции
Тематическая читательская конференция – это представление и защита отзывов о
художественном произведении то определённой теме.
Тематическая конференция проводится один раз в конце четверти, это одна из
форм контроля за сформированностью читательских интересов, отражает уровень
информационной и коммуникативной компетентностей.
К моменту проведения конференции у учащихся должны быть сформированы
навыки и умения работы с текстом:
владение разными способами чтения,
умения находить ключевые блоки текста,
умения извлекать и сворачивать информацию,
умение формулировать своё отношение,
мнение о прочитанном
произведении, умение находить и объяснять причины тех или иных событий,
умение публично представлять свою позицию, умение отвечать на вопросы.
В начале учебного года учащихся и их родителей необходимо познакомить с темами
конференций, обсудить значимость для каждого.
Критерии оценивания выступлений вывешиваются в классе заранее:
план содержания
знание текста художественного произведения, понимание идеи и темы,
художественных особенностей произведения;
владение навыками анализа литературного произведения в единстве
его содержания и формы;
их при необходимости в анализе.
знание основных литературоведческих понятий и умение использовать
план выражения
логичность, последовательность суждений;
эмоциональность, выразительность выступления4
свободная, грамотная речь;
отсутствие затруднённости говорения, не обусловленных содержанием
пауз.
За неделю до начала читательской конференции необходимо вывесить тему
конференции и список произведений, на основе чтения и изучения которых учащиеся
готовят своё выступление. Очень важно указать источники, где можно найти данные
тексты, обсудить по возможности с каждым ребёнком, о чём он будет рассказывать,
помочь построить выступление.
Основная форма работы индивидуальная (через консультации с детьми,
родителями). Коллективная форма работы реализуется через саму конференцию
(публичное выступление, вопросы, рефлексия).
Условия проведения:
1) готовятся все учащиеся;
2) в качестве материала выступления служит произведение, не изученное на уроках;
3) оценивание выступлений осуществляют сами учащиеся, оценка выставляется как
среднее арифметическое.
Всем слушателям предлагается выполнить следующие задания: фиксировать
7наблюдения за умением опираться на текст, за структурой выступлений, умением отвечать
на вопросы, за речью выступающего, сразу фиксировать оценки за сообщении. Материал
наблюдений используем для рефлексии.
Рефлексия организуется сразу по окончании конференции. Учащимся предлагается
продолжить фразы: я узнал (а)…, я научился (лась)…, я умею…
Таким образом, тематические читательские конференции и читательские дневники
способствуют:
формированию коммуникативной компетентности на уровне письменной
коммуникации (оформлению мысли в форме стандартных продуктов, представляет
результаты обработки информации (создание текста, содержащего аргументацию);
определению особенностей художественного произведения в соответствии с поставленной
задачей коммуникации; изложению с учетом норм оформления и предъявления своего
текста;
формированию коммуникативной компетентности на уровне публичного
выступления (соблюдение норм публичной речи и регламента; подготовка плана
выступления; использование вербальных и невербальных средств для выделения
смысловых блоков своего выступления; работа с вопросами, заданными на уточнение и
понимание);
формированию коммуникативной компетентности на уровне диалога:
(учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения; учащиеся фиксируют промежуточные
результаты и обобщают их; учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг
друга);
формированию информационной компетентности на уровне планирования
информационного поиска (выделяет информацию, необходимую для решения
поставленной задачи; пользуется разными видами ресурсов);
формированию информационной компетентности на уровне обработки
информации (самостоятельно проводит наблюдение над текстом художественного
произведения; извлекает необходимую информацию из текста; отбирает материал для
подготовки выступления; указывает на обнаруженные противоречия; делает вывод на
основе анализа полученной информации; формулирует оценочные суждения).
Заключение
В настоящее время исследователи отмечают резкое снижение интереса в обществе, в
разных его возрастных группах, к чтению как способу удовлетворения эстетических
потребностей. При том, что сами эстетические потребности никуда не исчезают, будучи
неотъемлемой частью структуры потребностей человека, подростки, так же, как и другие
возрастные категории общества, удовлетворяют их посредством потребления продуктов
массовой культуры. В нашей работе мы провели исследование читательский интересов
учащихся средних классов общеобразовательной школы.
В первой главе исследования мы дали определение феномену детского чтения,
определить социально педагогический аспект феномена, здесь же мы выявить содержание
понятия «культура чтения» и его основные компоненты.
Вторая глава исследования посвящена изучению читательских интересов учащихся
511 классов, а также определению на основе полученных данных задач работы по
расширению читательских интересов и определить эффективные средства этого
воздействия.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
В педагогике, психологии и методике преподавании предметов уделяется большое
значение феномену детского чтения как компоненту духовной и материальной культуры
8наряду с такими феноменами как письменность, счет, язык; как фактор и показатель
развития общества. Факторами, влияющими на культуру детского чтения, под которой
понимается совокупность следующих компонентов: читательские умения, критическое
отношение к художественным текстам, продуктивное чтение, собственный круг чтения,
являются семья, работа библиотеки, влияние учительскопреподавательского состава
средней школы и массовая культура.
Анализ читательских интересов учащихся средних классов показал, что в
настоящее время доминирует влияние средств массовой информации на читательские
интересы учащихся и их круг чтения.
Для коррекции сложившейся ситуации необходима планомерная работа по
формированию читательских интересов в русле приобщения учащихся к классическим
образцам русской и зарубежной литературы.
Эффективными средствами такой работы являются ведение читательского
дневника и проведение читательских конференций, которые способствуют ознакомлению
учащихся с новыми произведениями, а также формируют навыки анализа произведения.
Под читательскими умениями понимаются:
владение разными способами чтения;
первичное восприятие текста;
впечатления от текста;
ведение диалога с автором;
целостное восприятие и осмысление.
Критическое отношение к художественным текстам – это:
самостоятельность, независимость суждений;
восприятие текста адекватно авторскому замыслу;
осмысление авторской позиции;
соотнесение авторской позиции со своей точкой зрения;
Под продуктивным чтением понимается совокупность следующих навыков:
формулирование своего отношения к тексту;
интерпретация,
истолкование и оценка художественного
произведения;
Одним из составляющих культуры чтения является собственный круг чтения
учащихся, а именно:
способы и средства творческого самовыражения
умение донести до других авторский замысел;
умение получать удовольствие от чтения.
осознанный выбор произведения для чтения;
сформированные читательские интересы;
читательская самостоятельность;
потребность в чтении как личностной ценности.
который опирается на читательский интерес.
Изучение читательских интересов позволяет влиять на круг чтения учащихся,
формировать духовную культуру личности
Список литературы
Изд.:
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы,
1999.[Электронный
М.,
ресурс]:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Bogd/03.php
2. Бродский И. Нобелевская лекция // http://www.serann.ru/t/t166.html
3. Читательская конференция
Академ
А,
94. Ган М. П. Читательская конференция // Приложение к газете «Первое
сентября»: Литература –2011. № 1. С. 11.
5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социальнопедагогический феномен
открытого образования. Автореф.дисс. кандид.филол.наук. СПб., 2008.С.15.
6. Золототрубова Н.Н. Методика преподавания литературы: Учебное пособие.
Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007.
7. Кулисёва О.Е. Эмоциональнообразное развитие учащихся на уроках литературы
как условие формирования творческой личности // Приложение к газете «Первое
сентября»: Литература –2009. № 11. С. 28.
8. Ленникова И.А. Тема урока: "Читательская конференция" // Приложение к
газете «Первое сентября»: Литература –2010. № 11. С. 21.
9. Леонтьева С. «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» «Литература»
№23, 2008г.
10. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.:
ВАКО, 2009.
11. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе. М., 1977
12. Медведева В. А. Читательская конференция: урочновнеурочная деятельность
учащихся // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2010.
№11. С.1213.
13. Методика преподавания литературы. Учебное пособие для студентов пед. ин
тов по специальности 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З. Я. Рез. М., 1977.
С. 156171.
14. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.,
1972.
15. Пугач В.Е. Педагогические условия расширения поля читательских ориентаций
подростков. Автореф.кандид.пед.наук. – СПБ., 2005.
16. Рыжова Т. Проектирование уроков литературы // Литература (приложение к
газете «Первое сентября»). – 2007. №17. – С.21.
17. Шляпникова Е.А.
Художественнопедагогическая драматургия урока
литературы // Приложение к газете «Первое сентября»: Литература –2010. №
2. С.13.
10