Чтение – основа развития познавательной активности учащихся
Оценка 5

Чтение – основа развития познавательной активности учащихся

Оценка 5
docx
23.10.2024
Чтение – основа развития познавательной активности учащихся
Чтение – основа развития познавательной активности учащихся.docx

Чтение – основа развития познавательной активности учащихся.

 

В.Н. Григуленко – учитель начальных классов ГОБОУ МО «СОШ № 289»

 

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

                                                                                   (В.А. Сухомлинский).

 

Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Понимание текста – это активная познавательная деятельность. Её ядро – взаимодействие когнитивных и мнемических процессов, которые направлены на установление смысловых связей между новой для читателя информацией и имеющимися в его опыте базисными знаниями. В итоге раскрывается сущность предметного содержания текста, его смысл.

Исходя из того, что чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Как известно, понимание текста происходит в процессе поиска ценностей текста, их актуализации и сохранения.

Поиск ценностей текста – это определение его темы, проблемы, идеи. В качестве упражнений на понимание текста я использую следующие упражнения:

1) упражнения на понимание прочитанной информации:

      - сразу по прочтении текста дать ответы на заранее известные вопросы: где?, куда?, зачем?

-  мультивыбор (например: «Герой говорит о …» (выбор вариантов);

2) упражнения на развитие логики:

      -  по названию определить, о чём текст;

      -  подобрать из предложенных вариантов заглавие к тексту и к каждой его части(абзацу);

3)  упражнения на понимание структуры текста:

     -  восстановить порядок предложений в абзаце;

     -  восстановить порядок абзацев в тексте;

     -  составить план пересказа;

4)  упражнения на понимание текста:

     -  к данным словам подобрать синонимы из текста;

     -  указать какие из примеров встречаются в тексте.

 Данные упражнения формируют содержательную сторону понимания. А в конечном счёте они помогут овладеть культурой чтения. Умение читать – сложное умение, включающее в себя овладение техникой чтения, осмысление читаемого, умение работать с текстом произведения и самостоятельно ориентироваться в мире книг.

Выполнение различных необычных, весёлых упражнений со словами и другим материалом обеспечивает формирование у учащихся целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Кроме того, систематическое проведение таких упражнений развивает интерес к процессу чтения, снимает эмоциональное напряжение и тревожность (особенно у детей, читающих с низкой скоростью), а также расширяет оперативное поле чтения; совершенствует восприятие текста, развивает догадку, способствует преодолению трудностей прочтения и понимания текста, развивает внимание и память.

I.  Упражнения на развитие навыка осознанного чтения.

Первая группа – логические упражнения.

  1.  Что общего в этих словах и чем они различаются?

     Мел – мель, мал – мял, мыл, мил.

  2. Назови одним словом.

     Чиж, грач, ласточка, сова, стриж.

     Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

     Шарф, варежки, пальто, кофта.

    Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

     Картофель, свекла, лук, капуста.

     Лошадь, корова, свинья, овца.

     Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

     Липа, берёза, ель, сосна.

  3.  Какое слово лишнее и почему?

      Красивый, синий, красный, жёлтый.

      Минута, время, час, секунда.

      Дорога, шоссе, тропинка, путь.

      Молоко, сметана, простокваша, мясо.

  4.  Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5.  Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

      Колос, рота, ваза.

      Кора, лото, боксёр.

      Молоко, нерест, тарелка.

6.  Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных  пяти  слов  в  скобках  существует  такая  же  связь.

       Найди четвёртое слово для первой строчки.

        а) Песня – композитор, самолёт - …

            (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель)

        б)  Школа – обучение, больница - …

            (доктор, ученик, лечение, больной)

         в)  Нож – сталь, стул - …

            (вилка, дерево, стол, пища, скатерть)

  7.  Раздели слова на группы.

      Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

      Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

      Мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

         Вторая группа – игры по составлению слов.

  1.  Найди слово в слово:

   гроза                          газета                    кустарник

                  шутка                          поднос                              шоколадка

                  часовщик                   щепка                                ярмарка

  2.  Закончи предложение.

      По утрам у Айболита лечат зубы звери: збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

  3.  Шарады.

      Начало – голос птицы,

      Конец – на дне пруда,

      А целое в музее

      Найдётся без труда.                                    (Картина)

      С буквой К живу в лесу.

      С буквой Ч овец пасу.                                 (Кабан – чабан)

  4.  Найди названия животных среди строк.

       Насос сосёт речную воду,

       И шланг протянут к огороду.

       Среди кустов царит покой,

       Здесь хорошо бродить одной.

II.  Упражнения на формирование навыка правильного чтения.

Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

  1.  Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

  2.  Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию),  например:

        Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

  3. Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста).

  4.  Чтение слов, отличающихся одной буквой.

       Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;

       Мышка – мошка – мишка – миска.

  5.  Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

       Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;

       Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;

       Кукла, мама, папа, лапа, ложка.

  6.  Чтение «перевёртышей» (палиндромов).

       Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

III.  Упражнения для развития беглости чтения.

Упражнения для расширения поля зрения.

  1.  Созерцание зелёной точки. (На карточке,  на картинке ставим  зелёную  точку,        концентрируем  на  ней  взгляд  и  затем  называем  предметы,    находящиеся  справа, слева, вверху, внизу).

  2.  Работа по таблицам Шульге.

       - Как можно быстрее назови все числа (буквы), указывая их карандашом.

       - Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх чисел (букв), следующих друг за другом.

       - Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят её целиком.

  3.  Определи разницу.

        Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

        Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

  4. «Угадай-ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками бумаги.

  5.  Чтение про себя.

   Памятка «Как читать про себя»

            1. Плотно сожми губы и зубы.

            2. Читай только глазами.

            3. Читай как можно быстрее.

            4. Ответь на вопросы текста.

6. Чтение с отрывом взгляда.

IV.  Упражнения на развитие выразительности чтения.

1. Чтение предложения с разной интонацией.

2. Чтение  текста  с  передачей  эмоций  (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

  3.  Чтение по ролям, в лицах.

4.  Чтение диалогов.

Целенаправленная работа учителя и педагога библиотекаря  по формированию читательской компетентности школьника способствует росту познавательной (читательской) активности детей. Информационные вкусы, интересы, потребности, приёмы рациональной работы с информацией – суть общеучебных знаний, умений и навыков, которые призвана формировать школа и библиотека. Основным информационным источником в школе была и остаётся учебная книга.


 

Чтение – основа развития познавательной активности учащихся

Чтение – основа развития познавательной активности учащихся

Кроме того, систематическое проведение таких упражнений развивает интерес к процессу чтения, снимает эмоциональное напряжение и тревожность (особенно у детей, читающих с низкой скоростью), а также…

Кроме того, систематическое проведение таких упражнений развивает интерес к процессу чтения, снимает эмоциональное напряжение и тревожность (особенно у детей, читающих с низкой скоростью), а также…

Песня – композитор, самолёт - … (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель) б)

Песня – композитор, самолёт - … (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель) б)

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка

IV . Упражнения на развитие выразительности чтения

IV . Упражнения на развитие выразительности чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024