Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации обновленных ФГОС НОО
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое обучаемым самостоятельно или с помощью взрослого познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Учебно-познавательная деятельность начальной школы выполняет функции привития младшим школьникам потребности и навыков самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логических операций; развитие познавательных способностей; формирование мировоззрения младших школьников.
Основные признаки учебно-познавательной деятельности:
Не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Осуществляя преемственность дошкольников в младшие школьники, учителям необходимо интегрировать игровую в учебно-познавательную деятельность.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
В начальных классах появляется понятие «дидактическая игра», которая осуществляет следующие аспекты обучения:
1. прививает морально-нравственное и эстетическое воспитание;
2. формирует личность ребенка;
3. организует освоение учебного материала;
4. способствует снятию напряжения у младших школьников;
5. проецирует в учебно-познавательную деятельность различные жизненные ситуации в игровой форме.
Дидактические игры по русскому языку.
1. "Отгадаем знаки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы в
конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например:
"!" - две вытянутые руки соединены над головой;
"?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок
перед грудью;
"." - кулачки прижаты друг к другу.
(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)
Вариант текста (Л.Куклин "На один звук")::
- Вот сколько на "К" я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- Ой, хватит! И звук тоже может устать.
А вот что на "Т" ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка.
Ай, кажется, я тут напутал немножко!
Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на "С" назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка!
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку - откуда пришла?
И вся ли посуда на кухне цела?
Сопровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью ("произвольное внимание") для многих детей этого возраста еще затруднено, и простые указания учителя: "Слушайте внимательно!" - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель - заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подражать движениям других, но материал все равно будет закрепляться (в этом случае - способом непроизвольного запоминания).
2. "Соединяемся и меняемся"
Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ
!
?
!
.
Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).
Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:
Уже сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.
3. "Кто больше придумает"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.
Дидактические игры по математике.
1. «Волшебный круг».
Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления на 3.
Описание: до начала игры необходимо изготовить карточку, то есть вырезать из картона круг диаметром 8 см, обклеить его с двух сторон белой бумагой и разделить на 8 одинаковых секторов, оставив в середине круг диаметром 3 см. С одной стороны этого пособия записана таблица умножения на 3, а с другой - таблица деления на 3. Дети работают с такой карточкой в паре или самостоятельно. По ней воспитатель может быстро проверить знания
2. «Бабочки».
Цель. Закреплять приемы прибавления и вычитания
Оборудование. Рисунки бабочек и цветов.
Содержание. На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.
3. «Математический футбол».
Цель. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование. Картинки ворот, мячей с примерами.
Содержание. На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.
Дидактические игры по литературному чтению.
1.«Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:
Доедая с маслом булку,
Братья шли по (переулку)
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял (гулко)
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас (напасть)
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку (в пасть».)
Все закончилось прекрасно.
Братьям сразу стало (ясно,)
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою (булку.)
2.«Сочини стихотворение»
Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог предлагает ребенку две первые строчки стихотворения, а ученик – придумывает продолжение.
Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался…
Очень многие считают
Что коровы не летают….
Залез в бутылку таракан
А вылезти не смог…
-Эх, вздыхали червяки,
Раньше были рыбаки….
Убежало молоко
Убежало далеко….
Жора Кошкин из гнезда
Цапнул вороненка...
3. «Подбери антоним»
Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.
Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:
Ночью темно, а днем…
Компот жидкий, а кисель…
Мороженое холодное, а чай…
Слон большой, а муравей…
Башня высокая, а избушка…
Камень твердый, а глина…
Шоколад сладкий, а перец…
Сказки бывают смешные и …
- Подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори ... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).
Мир строит, а война ... (разрушает).
Смелый побеждает, а трус ... (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).
Радость - свет, печаль - ... (тьма).
Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).
Чтение - книги, пение - ... (песни).
Волки - лес, люди - ... (город).
Покой - движение, плен - ... (свобода).
Телефон - ухо, кино - ... (глаз).
Двор - ворота, дом - ... (дверь).
Весна - осень, рассвет - ... (закат).
Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».
Дидактические игры по окружающему миру.
1.«Эти разные цветы».
Цель: Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах, развивать интерес и любовь к природе.
Оборудование:
У
детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а
так же два полотна с буквами «Д» и «К».(рис.1.)
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на
комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным
и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут
выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
2. «По порядку».
Цель: Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели.
Оборудование:
Карточки
с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько
минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает
тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
3. «12 месяцев»
Цель:Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности.
Оборудование:
Картинки
с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться
иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются
на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать
картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое
крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
Таким образом, игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний. Они значительно активизируют мышление, внимание, память, повышают интерес к изучаемому материалу, обеспечив при этом легкость усвоения материала. Благодаря игровым технологиям, увеличивается прочность полученных знаний и качество самого обучения возрастает. Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к любому предмету и сделать его более «живым» и увлекательным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.