Урок русского языка в 7 классе
Тема: Развитие речи №3. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать?
Цель: формирование коммуникативной компетенции; обучение работе с книгой.
Задачи
1. Образовательные:
o знать виды и цели чтения, приемы ознакомительного чтения;
o уметь определять цель чтения и выбирать вид чтения, использовать приемы ознакомительного чтения.
2. Развивающие:
o развитие логического, креативного мышления;
o развитие памяти;
o развитие воображения.
3. Воспитательные:
o развитие умения сотрудничать с другими людьми;
o формирование положительной «Я – концепции».
Ход урока
Дуракам закон не писан. А если писан, то не читан;
если читан, то не понят; если понят, то не так.
Оргмомент.
I. Мотивация познавательной деятельности.
Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. Для начала прослушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, о чем оно.
Р.Стивенсон
«Вычитанные страны»
Вкруг лампы за большим столом
Садятся наши вечерком,
Поют, читают, говорят,
Но не шумят и не шалят.
Тогда, сжимая карабин,
Лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой
Между диваном и стеной.
Меня никто не видит там.
Ложусь я в тихий мой вигвам.
Объятый тьмой и тишиной,
Я в мире книг, прочтённых мной.
Здесь есть леса и цепи гор,
Сиянье звёзд, пустынь простор –
И львы к ручью на водопой
Идут рычащею толпой.
Вкруг лампы люди – ну точь-в-точь –
Как лагерь, свет струящий в ночь,
А я – индейский следопыт, -
Крадусь неслышно, тьмой сокрыт.
Но няня уж идёт за мной.
Чрез океан плыву домой,
Печально глядя сквозь туман
На берег вычитанных стран.
II. Целеполагание.
Прочитайте высказывание, написанное на доске, объясните его смысл. Выстроите цепочку своих мыслей.
Дуракам закон не писан. А если писан, то не читан; если читан, то не понят; если понят, то не так.
Как вы думаете, какова цель наших уроков?
Мы должны знать виды и цели чтения, приемы ознакомительного чтения. Уметь определять цель чтения и выбирать вид чтения, использовать приемы ознакомительного чтения на практике.
III. Актуализация изученного.
1. Запись в тетради. Тема.
Эпиграфом нашего урока будут слова К. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Вернемся к его словам в конце урока.
IV. Введение новых знаний и формирование умений.
1. Переход к теме урока.
В каких ситуациях нам необходимо просто познакомиться с книгой? Какой вид чтения выбираем? Каким будет характер чтения?
Прогнозирование содержания книги по ее названию – один из приемов. Определите по названию, какие книги предназначены для школьников. Какие ключевые слова помогли вам догадаться?
«Русская – пунктуация» - «Секреты пунктуации». «Фонетика» - «Фонетика – это интересно». «Культура речи» - «Как говорить правильно и как говорить хорошо?». «Обучение чтению» - «Учитесь читать быстро и эффективно». «Лингвистическая энциклопедия» - «Энциклопедия юного филолога».
Следующий прием – прогнозирование содержания книги по аннотации.
Прочитайте аннотацию на хорошо всем известную книгу. Как она называется? Какие ключевые слова вам помогли?
Интересная книга! Только у нас! Таинственная находка большой суммы денег! Большой банкет по этому поводу! Появление на банкете таинственного убийцы! Предательство гостей! Жестокие пытки хозяйки дома!
/ «Муха – Цокотуха»/
Еще раз перечислим приемы знакомства с книгой до чтения.
Модель работы читателя с текстом
I До чтения
Автор. Название. Эпиграф.
Прогноз.
II По ходу чтения
Установка.
Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
Диалог с текстом.
Главная мысль.
Понимание.
III После чтения
Рефлексия.
Виды информации в художественном тексте.
Использование.
Переработка информации. Вторичные тексты.
Зачем я читаю
1.Получаю информацию.
2.Развиваю умения.
3.Наслаждаюсь.
Ещё один приём чтения - умение видеть ключевые слова, определять по набору ключевых слов тему и основную мысль текста.
Что такое ключевые слова?
А набор ключевых слов?
Прочитайте слова Блока о Н К С: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из- за них существует стихотворение».
Почему текст держится на таких словах?
Прочитаем текст «Человек и кошка» и найдём ключевые слова.
Человек и Кошка
Когда – то Человек решил выгнать Кошку из дома.
- Подожди немного, - попросила Кошка и пригласила в гости Льва как дальнего родственника.
Лев пришёл с большой неохотой и вдруг увидел Человека.
- Что он здесь делает?- испугался Лев.
- Это мой слуга, - сказала Кошка, - он ходит на задних лапах и добывает мне пищу.
«Ого, - подумал Лев, - какой у неё слуга!»
«Ого, - подумал Человек, - какой у неё родственник!»
«Вот вам и ого», - подумала Кошка и до сей поры живёт в доме Человека.
(Л.Гаврилов)
Какой смысл вкладывает в эти ключевые слова каждый персонаж?
Как ещё можно озаглавить этот текст?
5) А теперь по набору ключевых слов определите тему текста.
Цветковые растения. Органы цветкового растения- корни, побеги (стебли и листья), цветки, плоды, семена. Высшие растения, низшие растения, водоросли.
Признаки зрелого чтения
1.Высокая скорость чтения про себя.
2.Гибкость чтения в зависимости от
речевой ситуации.
3.Продуктивность чтения.
Работа с учебником.
VII. Рефлексия.
Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
В чем польза урока?
Что было интересно?
Домашнее задание:
Итоги урока: А закончить мне бы хотелось словами великого немецкого писателя Гёте.
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это потратил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг цели».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.