Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области
Открытый урок «Чтение с листа»
Подготовила
и провела
преподаватель
класса фортепиано
Шилина В.В.
4 МАРТА 2021г.
План открытого урока
Дата: 04.03.2021 г. Отделение: фортепианное
Предмет: фортепиано Учащаяся: Пахомов Ярослав 5 кл.
Преподаватель: Шилина Вера Викторовна
Тема урока: «Чтение с листа»
Цель: учебная - развитие навыков мышления, учить анализу читаемого нотного текста по заранее определенному плану
Задачи: закрепить разность в понятиях при чтении нот разучиваемого нотного текста, и при ознакомительном чтении, т.е исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания.
Вид учебного занятия: урок с элементами лекции, практическое занятие
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фортепиано, нотный материал: Ш. Ганон «Пианист-виртуоз», Г.Галынин «Зайчик», С.Майкапар «В садике», Д.Кабалевский «Клоуны» ансамбль, Д.Кабалевский «Вальс» ансамбль, Б. Дварионас «Прелюдия», Ю.Виноградов «Танец медвежат», С.Майкапар «Жалоба»
Возраст уч-ся: 11 лет
Принципы подачи учебного материала: доступность изложения согласно возрасту уч-ся, практическая направленность, осмысление и наглядный показ
Перечень вводимых понятий: лад и тональность, размер, графика движения нот, интервалы, размер и др.
Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования
План урока:
1. Приветствие. Организационный этап.
2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.
Ход урока:
Этапы урока |
Работа педагога |
Работа учащегося |
Термин «Чтение с листа»
|
Поскольку темой нашего сегодняшнего урока объявлена как чтение с листа, то для полной уверенности я спрошу у Ярослава: для чего необходимо умение чтения с листа?
|
Предполагаемый ответ: возможность для ознакомления с музыкальной литературой, для игры в ансамбле, аккомпанирования певцам и инструменталистам
|
Действительно, плохое чтение затрудняет самостоятельное
ознакомление с неисчерпаемым миром музыки и сужает музыкальный кругозор.
|
|
Цель, и не только этого занятия, учить анализу читаемого нотного текста по заранее определенному плану Задача - закрепить разность в понятиях при чтении нот разучиваемого нотного текста, и при ознакомительном чтении, т.е исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания. «Лучший способ быстро научиться читать – это как можно больше читать» И.Гофман. Приступим к теоретической части нашего урока. Для того, чтобы чтение с листа не было трудной задачей для ученика, мы оговариваем моменты, которые помогут в прочтении незнакомой пьесы. Поскольку исполнение должно быть непрерывным, осмысленным и с выполнением всех авторских указаний, то что необходимо сделать?
Начнем с упражнений для разыгрывания рук и пальцев Т.к. у нас сегодня урок чтения с листа, упражнения возьмем из сборника Ш. Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения хорошо формируют пальцевые последовательности. Постепенно, играя упражнения, а также гаммы, арпеджио, аккорды- дети запоминают аппликатурные позиции, и графики движения по клавиатуре становятся более понятными -Ярослав, сейчас сыграешь упражнения №1, №6 соблюдая правильную расстановку пальцев. Хорошо, переходим к следующему этапу нашего урока, практическому занятию. Г.Галынин «Зайчик» С.Майкапар «В садике» Д.Кабалевский «Клоуны» ансамбль Д.Кабалевский «Вальс» ансамбль Б. Дварионас «Прелюдия» Ю.Виноградов «Танец медвежат» С.Майкапар «Жалоба»
Итак, еще раз повторим правила, которые необходимо помнить при чтении нот с листа
|
1. Просмотреть нотный текст от начала до конца произведения. Попытаться мысленно услышать пьесу, представить жанр и характер звучания. Поскольку пьесу нужно сыграть без остановок, и желательно в указанном темпе, то необходимо обратить внимание на самое существенное. Некоторые же детали – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах – могут оставаться вне поля зрения исполнителя.
2. Определить лад и тональность, ориентируясь на ключевые знаки и последнюю ноту текста. Можно сыграть соответствующую гамму. Посмотреть встречные знаки и их смену. 3. Ключи изложения правой и левой руки и их смену. 4. Определить размер и осознать его. 5. Посмотреть темп, имеющиеся отклонения 6. Определить форму, наличие повторов 7. Посмотреть динамику и штрихи для определения характера звучания. 8. Обратить внимание на лиги, определяющие фразы.
При чтении с листа необходимо научиться:
1. Читать фортепианную фактуру приемом от баса к мелодии-«снизу вверх», с большим вниманием на нижнюю строку для левой руки. 2. Обращать внимание на самое существенное: детали-второстепенные голоса, украшения, звуки аккордов, тонкие оттенки могут быть вне поля зрения. 3. Стараться сыграть произведение в едином темпе, без остановок до конца. 4. Ориентироваться на клавиатуре, не глядя на нее. 5. Читать между строк указания автора или редактора. 6. Применять аппликатурные навыки 7. Научиться ориентироваться в тексте с помощью графического рисунка.
|
Подведение итога урока.
Самыми распространенными ошибками учащихся при чтении с листа являются: незнание нот, ритмических рисунков, игнорирование ключевых знаков, потактовое чтение, невнимательность. При чтении с листа сегодня нам не совсем удалось избежать подобных ошибок. Но мы постарались их разобрать, уделив внимание каждому промаху, чтобы дальнейшая практика была более успешной.
Домашнее задание для чтения с листа:
1. В.Косенко «Вальс»
2. Р.н.п. «Ивушка»
3. А.Гречанинов «Вальс»
Сегодня с учеником 5 класса Ярославом Пахомовым мы показали вам нашу практическую и теоретическую ежеурочную работу по чтению с листа. Благодарим за внимание.
На этом наш урок окончен.
.
Дата 04.03.2021г. Подпись преподавателя: ______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.