Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области
Открытый урок «Чтение с листа»
Подготовила
и провела
преподаватель
класса фортепиано
Шилина В.В.
4 МАРТА 2021г.
План открытого урока
Дата: 04.03.2021 г. Отделение: фортепианное
Предмет: фортепиано Учащаяся: Пахомов Ярослав 5 кл.
Преподаватель: Шилина Вера Викторовна
Тема урока: «Чтение с листа»
Цель: учебная - развитие навыков мышления, учить анализу читаемого нотного текста по заранее определенному плану
Задачи: закрепить разность в понятиях при чтении нот разучиваемого нотного текста, и при ознакомительном чтении, т.е исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания.
Вид учебного занятия: урок с элементами лекции, практическое занятие
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фортепиано, нотный материал: Ш. Ганон «Пианист-виртуоз», Г.Галынин «Зайчик», С.Майкапар «В садике», Д.Кабалевский «Клоуны» ансамбль, Д.Кабалевский «Вальс» ансамбль, Б. Дварионас «Прелюдия», Ю.Виноградов «Танец медвежат», С.Майкапар «Жалоба»
Возраст уч-ся: 11 лет
Принципы подачи учебного материала: доступность изложения согласно возрасту уч-ся, практическая направленность, осмысление и наглядный показ
Перечень вводимых понятий: лад и тональность, размер, графика движения нот, интервалы, размер и др.
Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования
План урока:
1. Приветствие. Организационный этап.
2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.
Ход урока:
Этапы урока |
Работа педагога |
Работа учащегося |
Термин «Чтение с листа»
|
Поскольку темой нашего сегодняшнего урока объявлена как чтение с листа, то для полной уверенности я спрошу у Ярослава: для чего необходимо умение чтения с листа?
|
Предполагаемый ответ: возможность для ознакомления с музыкальной литературой, для игры в ансамбле, аккомпанирования певцам и инструменталистам
|
Действительно, плохое чтение затрудняет самостоятельное
ознакомление с неисчерпаемым миром музыки и сужает музыкальный кругозор.
|
|
Цель, и не только этого занятия, учить анализу читаемого нотного текста по заранее определенному плану Задача - закрепить разность в понятиях при чтении нот разучиваемого нотного текста, и при ознакомительном чтении, т.е исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания. «Лучший способ быстро научиться читать – это как можно больше читать» И.Гофман. Приступим к теоретической части нашего урока. Для того, чтобы чтение с листа не было трудной задачей для ученика, мы оговариваем моменты, которые помогут в прочтении незнакомой пьесы. Поскольку исполнение должно быть непрерывным, осмысленным и с выполнением всех авторских указаний, то что необходимо сделать?
Начнем с упражнений для разыгрывания рук и пальцев Т.к. у нас сегодня урок чтения с листа, упражнения возьмем из сборника Ш. Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения хорошо формируют пальцевые последовательности. Постепенно, играя упражнения, а также гаммы, арпеджио, аккорды- дети запоминают аппликатурные позиции, и графики движения по клавиатуре становятся более понятными -Ярослав, сейчас сыграешь упражнения №1, №6 соблюдая правильную расстановку пальцев. Хорошо, переходим к следующему этапу нашего урока, практическому занятию. Г.Галынин «Зайчик» С.Майкапар «В садике» Д.Кабалевский «Клоуны» ансамбль Д.Кабалевский «Вальс» ансамбль Б. Дварионас «Прелюдия» Ю.Виноградов «Танец медвежат» С.Майкапар «Жалоба»
|
1. Просмотреть нотный текст от начала до конца произведения. Попытаться мысленно услышать пьесу, представить жанр и характер звучания. Поскольку пьесу нужно сыграть без остановок, и желательно в указанном темпе, то необходимо обратить внимание на самое существенное. Некоторые же детали – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах – могут оставаться вне поля зрения исполнителя.
2. Определить лад и тональность, ориентируясь на ключевые знаки и последнюю ноту текста. Можно сыграть соответствующую гамму. Посмотреть встречные знаки и их смену. 3. Ключи изложения правой и левой руки и их смену. 4. Определить размер и осознать его. 5. Посмотреть темп, имеющиеся отклонения 6. Определить форму, наличие повторов 7. Посмотреть динамику и штрихи для определения характера звучания. 8. Обратить внимание на лиги, определяющие фразы.
При чтении с листа необходимо научиться:
1. Читать фортепианную фактуру приемом от баса к мелодии-«снизу вверх», с большим вниманием на нижнюю строку для левой руки. 2. Обращать внимание на самое существенное: детали-второстепенные голоса, украшения, звуки аккордов, тонкие оттенки могут быть вне поля зрения. 3. Стараться сыграть произведение в едином темпе, без остановок до конца. 4. Ориентироваться на клавиатуре, не глядя на нее. 5. Читать между строк указания автора или редактора. 6. Применять аппликатурные навыки 7. Научиться ориентироваться в тексте с помощью графического рисунка.
|
Подведение итога урока.
Самыми распространенными ошибками учащихся при чтении с листа являются: незнание нот, ритмических рисунков, игнорирование ключевых знаков, потактовое чтение, невнимательность. При чтении с листа сегодня нам не совсем удалось избежать подобных ошибок. Но мы постарались их разобрать, уделив внимание каждому промаху, чтобы дальнейшая практика была более успешной.
Домашнее задание для чтения с листа:
1. В.Косенко «Вальс»
2. Р.н.п. «Ивушка»
3. А.Гречанинов «Вальс»
Сегодня с учеником 5 класса Ярославом Пахомовым мы показали вам нашу практическую и теоретическую ежеурочную работу по чтению с листа. Благодарим за внимание.
На этом наш урок окончен.
.
Дата 04.03.2021г. Подпись преподавателя: ______
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.