Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Начало школьной жизни – важный этап в развитии ребёнка.
К 6-7 годам ребёнок должен обладать определённым кругозором. Он должен знать:
-свою фамилию, имя, отчество;
- фамилию, имя, отчество своих родителей;
-профессию родителей;
-домашний адрес и телефон;
-страну и город, в котором он живёт;
-времена года, месяцы, дни недели и их последовательность;
-домашних и диких животных;
-часто встречающиеся виды деревьев, кустарников, цветов;
-овощи, фрукты, ягоды;
-основные виды одежды и обуви;
-виды транспорта.
-основные геометрические фигуры.
Ребёнок должен быть знаком с русскими народными сказками, популярными книгами для детей, уметь внимательно слушать и воспроизводить прослушанный рассказ, составлять рассказ по предложенным картинкам, запоминать 6-10 названных слов, предъявленных предметов.
Обычно дети старшего дошкольного возраста владеют прямым и обратным счётом от 1 до 10, решают простые арифметические задачи, делят слова на слоги, выделяют гласные и согласные звуки.
Они с удовольствием рисуют геометрические фигуры, людей, животных, аккуратно штрихуют карандашом, закрашивают нарисованные предметы, не выходя за границы рисунка.
Но готовность ребёнка к обучению – это не только определённый запас знаний.
Основная задача и обязанность родителей – сохранить и укрепить здоровье будущего первоклассника.
В школу принимаются дети по достижении ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Таким образом, возраст начала обучения у каждого ребёнка свой.
Отклонения в физическом развитии, проблемы со здоровьем делают процесс адаптации ребёнка к режиму школьной жизни более трудным и длительным.
Дети с нарушением осанки быстро утомляются, часто жалуются на слабость, им трудно сидеть за партой даже в течение 30 минут урока. Нарушение осанки может явиться причиной заболеваний органов дыхания и пищеварения, нервной системы.
Дети с нарушением нервно-психического здоровья раздражительны и плаксивы, часто не могут сосредоточить внимание на теме занятия. Такие дети без причин обижают одноклассников и обижаются сами, решают проблемы в драке, иногда с помощью кулаков. В других же случаях, наоборот, застенчивы и нерешительны. Они испытывают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Очень важно предупредить нарушение зрения. Ведь нагрузка на глаза в школе гораздо больше, чем в детском саду.
Родителям будущего первоклассника обязательно следует посетить детского врача и проконсультироваться по вопросам физической готовности ребёнка к обучению в школе. По рекомендации педиатра, возможно проведение профилактических и лечебных мероприятий.
Кроме того, больше времени проводите с ребёнком на прогулке, на свежем воздухе, по возможности организуйте полноценный отдых в летнее время и, конечно, соблюдение режима дня.
Ребёнка следует приучить к самостоятельности, он должен владеть необходимыми гигиеническими навыками, уметь пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться, наводить порядок в своей комнате, на рабочем столе, в шкафу с игрушками.
Специалисты говорят об эмоциональной готовности ребёнка к школе.
Чтобы ребёнок стал успешным учеником, надо формировать у него позитивное отношение к школе, учению. Беседуйте с ребёнком о предстоящих событиях, рассказывайте ему о счастливых моментах своей школьной жизни, показывайте школьные фотографии. Побывайте с ребёнком в школе, где ему предстоит учиться, где учится его брат или сестра, где учились Вы.
Не пугайте ребёнка наказанием за плохие отметки, не ругайте за допущенные ошибки. Чаще хвалите и вселяйте веру в собственные силы, поддержку родителей и помощь учителя.
А ещё воспитывайте волевые качества дошкольника.
Учёба – это труд, ребёнок должен быть готов выполнять задания учителя, доводить начатое до конца, добиваться поставленной цели. Для этого ставьте перед ребёнком выполнимые задачи, учите формулировать проблему, вместе с ним преодолевайте трудности.
Исключительно важны речевые навыки. К 4-5 годам речь ребёнка должна быть чистой. Дети должны правильно произносить все звуки. При проблемах в произношении необходимо обратиться к логопеду.
Больше беседуйте с ребёнком. Через интересный рассказ побуждайте его интерес к новым явлениям, событиям. Задавайте дополнительные вопросы, решайте кроссворды, ребусы. Вместе читайте и обсуждайте детские книги, сочиняйте стихи и сказки.
Особый разговор о готовности руки к письму. Чтобы развить кисть руки, мелкую моторику, организуйте работу ребёнка с пластилином, конструктором, пусть Ваш ребёнок чаще рисует, лепит, клеит. Учите ребёнка пользоваться ножницами, иголкой.
До того момента, когда Ваш ребёнок впервые переступит порог школы, остаётся немного, но ещё достаточно времени. Используйте его таким образом, чтобы у Ваших малышей не было проблем в начале учебного года, чтобы ученье не началось с огорчений.
Я и общество
Дети должны знать:
- название нашей страны и её столицы;
- флаг, герб России;
- название родного города, села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
- о всенародных праздниках;
- о труде людей в городе и сельской местности.
Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Предметный мир
Дети должны уметь:
- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
- называть материалы, из которых они изготовлены;
- понимать значение обобщающих слов.
Математические знания
Дети должны знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
- состав чисел из двух меньших.
Количество и счет
Дети должны уметь:
- сравнивать по длине, высоте, ширине;
- ориентироваться на листе бумаги;
- различать форму предметов;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего
размера;
- измерять длину предметов с помощью условной мерки;
- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Время
Дети должны уметь:
- различать и называть части суток и их последовательность;
- понимать значение понятий "вчера", "сегодня",
"завтра";
- знать дни недели, их последовательность;
- уметь называть месяцы года.
Неживая природа
Дети должны:
- иметь представление о сезонных изменениях в природе;
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал
снег.
Животный мир
Дети должны иметь представление:
- о домашних и диких животных;
- о перелетных и зимующих птицах;
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир
Дети должны иметь представление:
- об условиях необходимых для роста растений;
- о лесных ягодах и грибах;
- об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Крупная моторика
Дети должны уметь:
- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
- точно ловить и кидать мяч;
- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие
предметы;
- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Мелкая моторика
Дети должны уметь:
- проводить прямые, не дрожащие линии;
- "видеть" строку и писать в ней;
- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Портрет будущего первоклассника
1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Здоровье
1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
7. В речи нет выраженных задержек в развитии.
8. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: мыть
руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения
туалета, перед едой;; причёсываться (своей расчёской); при приёме пищи: сидеть
правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не
разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и
салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; пользоваться носовым платком; быстро
одеться, раздеться, убрать постель; содержать в чистоте и порядке игрушки и
книги; содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; при входе в помещение
вытирать обувь; переодеваться в домашнюю одежду и обувь; при необходимости
своевременно обращаться за медицинской помощью.
Экипировка будущего первоклассника
Одна
из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать
своего ребёнка.
Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой,
рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит
от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой,
контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья
– хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики –
вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно
исключить.
Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная
хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать,
нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая
обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед
пальцами необходим припуск в 10 мм.
Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой
каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10
мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20
мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том,
в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым
ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок.
Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку,
освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и
яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или
покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала.
Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине,
«держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны
регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4
см.
Ну, а теперь о том, что должно лежать в портфеле.
Дотошные
любители школьной статистики подсчитали, сколько раз ученики услышат звонок на
урок, сколько времени потратят на перемены, сколько пирожков съедят в буфете,
сколько ступеней изотрется за 11 школьных лет хождения по ним. Известно, что
родители школьника за то же время должны посетить примерно 50 собраний, на которых
проведут около 100 часов своей жизни. Много это или мало? Суть не в том.
Проблема родительского собрания - это не проблема времени, а проблема психологического
комфорта или дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель,
как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи для них праздник, и те и
другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежеланое мероприятие.
Почему? Скорее всего потому, что не находят между собой общего языка. На
родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический
учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические
родители - учителей, из-за этого традиционные встречи и превращаются в
разборки и обвинения, вместо того чтобы стать местом обсуждения общих проблем и
путей их разрешения.
Родители и классные руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их интересов, профессиональных или личных, - РЕБЕНОК, и ни те, ни другие не имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя можно пожертвовать многим, поэтому не стоит искать виноватых - лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и вместе дружно и согласованно попытаться выйти из тупика. Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, и учителям и родителям важно помнить о том, что:
роли мамы и учителя все-таки различны. Мама безгранично любит своего ребенка, каким бы он ни был - рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву рождения. А вот для учителя все равны перед законом: любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только.
мамы не имеют права требовать от учителя любви к своему ребенку - в конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то - нет. Мама может рассчитывать на приятие, на понимание. А умение принять и понять - это уже степень учительского профессионализма;
помощь нужна и мамам, и классным руководителям - так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта - каждый ребенок индивидуален, а значит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе;
приятие достигается не через дорогие подарки, а через подлинное внимание и уважение к личности. Проявите их по отношению друг к другу, и атмосфера собрания сразу разрядится;
общение родителей с преподавателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику. Мама, ищущая контакта с классным руководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающаяся с другими мамами, чтобы перенять их родительский опыт, знакомая с соучениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнет большего, чем та, которая считает, что раз кому-то деньги платят, так пусть он за все и отвечает;
Первый год учебы имеет огромное значение в жизни ребенка. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок хорошо учился, не болел, не уставал. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Не так важно, чтобы ребенок умел читать, писать, считать, важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.