Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников
Оценка 4.6

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников

Оценка 4.6
pdf
25.10.2020
Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников
Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников .pdf

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма

 у младших школьников

Специфические нарушения письменной речи:

ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса чтения,     проявляющееся   в      стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших      психических функций, участвующих в процессе чтения. Р.И. Лалаева 1997 г.

Психологическая организация процесса письма

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов, характеризующееся сложной композиционно-структурной организацией:

Психологическая организация процесса чтения

Чтение - процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели.

Мозговая организация письменной речи

                                                                 Заднелобные                            Теменные отделы:

пространственные представления

Стык теменной, затылочной и височной

Переднелобные    областей: лексикоструктуры:          рамматическое внутриречевое структурирование

программирование                                                                            Затылочные

отделы:

зрительное

восприятие,

Височные отделы: буквенный узнавание,          гнозис.

различение, анализ и синтез звуков речи

Распространённость дисграфии и дислексии

 А.Н. Корнев 1985 год: во втором классе общеобразовательной школы 10-12% детей имеют дисграфию, 5-6% детей – дислексию.

Распространённость нарушений письменной речи

 Л.Г. Парамонова 2006 г.

Воспитанники подготовительных к школе массовых групп ДОУ – около 30% - группа риска по возникновению нарушений письменной речи.

К концу второго класса в общеобразовательных классах школы – 53% учащихся имеют дисграфию (26,5% - дислексию).

В общеобразовательном восьмом классе проявления дисграфии встречаются у 39% учащихся.

Причины дисграфии и дислексии (А.Н. Корнев 2003 г.)

Конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга (избыточное развитие функций правого полушария), наличие у родителей трудностей в овладении чтением и письмом в начальной школе, наличие нервно-психических расстройств у родственников.

Энцефалопатические нарушения: негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП, ММД), приводящие к недоразвитию высших психических функций.

Неблагоприятные социальные и средовые факторы: не соотнесённое с фактической зрелостью ребёнка время начала обучения грамоте, не соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения.

Проявления дисграфии и

дислексии

Специфические (логопедические) ошибки чтения и письма, которые характеризуются:

1.Стойкостью (т.е. сохраняются на втором и последующих годах обучения в школе);

2.Обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма (а не неумением применять правила);

3.Нарушением преимущественно фонетического принципа письма (то есть наблюдаются в сильной фонетической позиции).

Группы специфических ошибок письма

 (дисграфических ошибок)

Искажённое написание букв (зеркальное написание, недописывание элементов букв, добавление лишних элементов к букве); Замены рукописных букв:

а) графически сходными – л/м, б/д, ц/щ  и др. солома/солола, бревно/древно, щепка/цепка

б) обозначающими фонетически близкие звуки – д/т, п/б, с/ш, р/л и др. дупло/тупло, сушка/шушка, молоко/мороко

Искажение звукобуквенной структуры слова (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов в словах: сбака, весена, мотолок, прилилипли )

Искажение структуры предложение (слитное написание двух и более слов, раздельное написание частей одного слова:

Весной сюга при  летели грачи) Аграмматизмы на письме

(У Ани красная яблоко. Девочка чай с печеньем. )

ошибок чтения

(дислексических ошибок)

Замены и смешения звуков при чтении

а) фонетически близких звуков (п/б, ц/с, д/т и др)

(мельница/мельниса, поводок/повоток)

б) звуков, обозначаемых графически сходными буквами (Н/П/И, Л/М, Р/Ь) (носок/иосок, лодка/модка)


Побуквенное чтение

(С    А    Д    Ы)

Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки,  добавления звуков и слогов при чтении)

(скамейка/скамека, лопата/лотапа)

Нарушение понимания прочитанного (первичное- при технически правильном чтении, вторичное – при неправильном чтении)

Замены слов

 (захлестнула/захлопнула)

Аграмматизмы при чтении из-под листьях, сказка интересное, гуляла не пошла

Классификация дисграфии и дислексии (Р.И.

Лалаева и сотрудники кафедры Логопедии ЛГПИ ИМ.

А.И. Герцена -70-80-е гг. 20 века)

В основе выделения форм дисграфии и дислексии лежит этиопатогенетический подход (учёт механизма нарушения), а именно - 

несформированность  той или иной психической

функции, тех или иных операций процессов чтения и

письма

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки письма

Форма дислексии

Характерные ошибки чтения

Неправильное произношение звуков речи (замены, смешения, отсутствие)

Артикуляторноакустическая дисграфия

Замены, смешения, пропуски букв, соответствующие заменам, смешениям, пропускам звуков в устной речи

___

___

Классификация дисграфии и дислексии

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки

Форма дислексии

Характерные ошибки чтения

 

 

письма

 

 

Трудности различения близких звуков на слух при ненарушенном произношении

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания

Замены букв, обозначающих близкие звуки (ч-щ, ц-т, с-ш, к-г, о-у, е-и и др.), ошибки обозначения мягкости согласных на письме (мьач, рэка, конки, мйагко)

Фонематическая  дислексия

(первой формы)

Замены в процессе чтения букв,

обозначающих близкие звуки

 (б-п, ц-с, р-л и др)

Классификация дисграфии и дислексии

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки

Форма дислексии

Характерные ошибки

 

 

письма

 

чтения

Нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: звукобуквенног

о, слогового, анализа предложение на слова, анализа текста

на предложения

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

-пропуски, перестановки, добавления букв

в слове; -пропуски, перестановки, добавления слогов в слове; -слитное написание двух и более слов или раздельное написание частей одного слова; - отсутствие знака препинания в конце предложения.

Фонематическа я  дислексия

(второй формы)

Пропуски, перестановки, добавления

звуков и слогов в процессе чтения

Классификация дисграфии и дислексии

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки письма

Форма дислексии

Характерные ошибки чтения

 

 

 

 

 

Недоразвитие грамматическог о строя речи

Аграмматическа я дисграфия

Аграмматизмы на письме:

1.Морфологически е (нарушения на письме словоизменения и словообразования) 2.Синтаксические (пропуск слов в предложении, неправильный порядок слов в предложении)

3.На уровне текста (пропуски, перестановки

частей текста, нарушение смысла текста)

Аграмматическа я дислексия

Аграмматизмы в процессе чтения

Классификация дисграфии и дислексии

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки письма

Форма дислексии

Характерные ошибки чтения

 

 

 

 

 

Недостаточная сформированность зрительнопространственных функций

Оптическая дисграфия

1.            Искажённое

воспроизведение букв на письме:

зеркальное написание, недописывание элементов букв, добавление элементов букв,.

2.            Замены

графически сходных букв: состоящих из различного количества одинаковых элементов, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве

Оптическая дислексия

Замены графически сходных букв при чтении:

-Отличающихся одним элементом (В-

З, Ь-Ъ);

-- состоящих из одинаковых

элементов, но различно

расположенных в

пространстве (Т-Г, РЬ, Н-И)

Классификация дисграфии и дислексии

Механизм

Форма дисграфии

Характерные ошибки

Форма дислексии

Характерные ошибки

 

 

письма

 

чтения

Несформиров анность фонематическ

ого и слогового синтеза, недоразвитие лексикограмматическ ого строя речи

-

-

Семантическая

Нарушение понимания

прочитанных

слов,

предложений и

текстов при технически

правильном чтении

Нарушения памяти (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой)

-

-

Мнестическая

Недифференци рованные замены букв

Дизорфография

- стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова 2006 г.)

Распространённые ошибки

Распространённость дизорфографии в массовой школе среди детей, имеющих общее недоразвитие речи (таких детей в массовых начальных классах примерно 20%):

2      класс – 80% учеников

3      класс – 90% учеников

4      класс – 90% учеников

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников

ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников

Что нужно знать о нарушениях чтения и письма у младших школьников

Психологическая организация процесса чтения

Психологическая организация процесса чтения

Мозговая организация письменной речи

Мозговая организация письменной речи

Стык теменной, затылочной и височной

Стык теменной, затылочной и височной

А.Н. Корнев 1985 год: во втором классе общеобразовательной школы 10-12% детей имеют дисграфию, 5-6% детей – дислексию

А.Н. Корнев 1985 год: во втором классе общеобразовательной школы 10-12% детей имеют дисграфию, 5-6% детей – дислексию

Воспитанники подготовительных к школе массовых групп

Воспитанники подготовительных к школе массовых групп

Энцефалопатические нарушения: негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП,

Энцефалопатические нарушения: негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП,

Стойкостью (т.е. сохраняются на втором и последующих годах обучения в школе); 2

Стойкостью (т.е. сохраняются на втором и последующих годах обучения в школе); 2

Искажение звукобуквенной структуры слова (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов в словах: сбака, весена, мотолок, прилилипли ) 

Искажение звукобуквенной структуры слова (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов в словах: сбака, весена, мотолок, прилилипли ) 

Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов при чтении) (скамейка/скамека, лопата/лотапа) 

Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов при чтении) (скамейка/скамека, лопата/лотапа) 

Механизм Форма дисграфии

Механизм Форма дисграфии

Трудности различения близких звуков на слух при ненарушенном произношении

Трудности различения близких звуков на слух при ненарушенном произношении

Классификация дисграфии и дислексии

Классификация дисграфии и дислексии

Нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: звукобуквенног о, слогового, анализа предложение на слова, анализа текста на предложения

Нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: звукобуквенног о, слогового, анализа предложение на слова, анализа текста на предложения

Механизм Форма дисграфии

Механизм Форма дисграфии

Недоразвитие грамматическог о строя речи

Недоразвитие грамматическог о строя речи

Классификация дисграфии и дислексии

Классификация дисграфии и дислексии

Недостаточная сформированность зрительнопространственных функций

Недостаточная сформированность зрительнопространственных функций

Классификация дисграфии и дислексии

Классификация дисграфии и дислексии

Нарушения памяти (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой) - -

Нарушения памяти (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой) - -

2 класс – 80% учеников 3 класс – 90% учеников класс – 90% учеников

2 класс – 80% учеников 3 класс – 90% учеников класс – 90% учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020