Что нужно знать о нарушениях чтения и письма
у младших школьников
Специфические нарушения письменной речи:
ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Р.И. Лалаева 1997 г.
Психологическая организация процесса письма
Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.
Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов, характеризующееся сложной композиционно-структурной организацией:
Психологическая организация процесса чтения
Чтение - процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели.
Мозговая организация письменной речи
Заднелобные Теменные отделы:
пространственные представления
Стык теменной, затылочной и височной
Переднелобные областей: лексикоструктуры: рамматическое внутриречевое структурирование
программирование Затылочные
отделы:
зрительное
восприятие,
Височные отделы: буквенный узнавание, гнозис.
различение, анализ и синтез звуков речи
А.Н. Корнев 1985 год: во втором классе общеобразовательной школы 10-12% детей имеют дисграфию, 5-6% детей – дислексию.
Распространённость нарушений письменной речи
Л.Г. Парамонова 2006 г.
Воспитанники подготовительных к школе массовых групп ДОУ – около 30% - группа риска по возникновению нарушений письменной речи.
К концу второго класса в общеобразовательных классах школы – 53% учащихся имеют дисграфию (26,5% - дислексию).
В общеобразовательном восьмом классе проявления дисграфии встречаются у 39% учащихся.
Причины дисграфии и дислексии (А.Н. Корнев 2003 г.)
Конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга (избыточное развитие функций правого полушария), наличие у родителей трудностей в овладении чтением и письмом в начальной школе, наличие нервно-психических расстройств у родственников.
Энцефалопатические нарушения: негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП, ММД), приводящие к недоразвитию высших психических функций.
Неблагоприятные социальные и средовые факторы: не соотнесённое с фактической зрелостью ребёнка время начала обучения грамоте, не соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения.
Проявления дисграфии и
дислексии
Специфические (логопедические) ошибки чтения и письма, которые характеризуются:
1.Стойкостью (т.е. сохраняются на втором и последующих годах обучения в школе);
2.Обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма (а не неумением применять правила);
3.Нарушением преимущественно фонетического принципа письма (то есть наблюдаются в сильной фонетической позиции).
Группы специфических ошибок письма
(дисграфических ошибок)
Искажённое написание букв (зеркальное написание, недописывание элементов букв, добавление лишних элементов к букве); Замены рукописных букв:
а) графически сходными – л/м, б/д, ц/щ и др. солома/солола, бревно/древно, щепка/цепка
б) обозначающими фонетически близкие звуки – д/т, п/б, с/ш, р/л и др. дупло/тупло, сушка/шушка, молоко/мороко
Искажение звукобуквенной структуры слова (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов в словах: сбака, весена, мотолок, прилилипли )
Искажение структуры предложение (слитное написание двух и более слов, раздельное написание частей одного слова:
Весной сюга при летели грачи) Аграмматизмы на письме
(У Ани красная яблоко. Девочка чай с печеньем. )
ошибок чтения
(дислексических ошибок)
Замены и смешения звуков при чтении
а) фонетически близких звуков (п/б, ц/с, д/т и др)
(мельница/мельниса, поводок/повоток)
б) звуков, обозначаемых графически сходными буквами (Н/П/И, Л/М, Р/Ь) (носок/иосок, лодка/модка)
(С А Д Ы)
Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов при чтении)
(скамейка/скамека, лопата/лотапа)
Нарушение понимания прочитанного (первичное- при технически правильном чтении, вторичное – при неправильном чтении)
Замены слов
(захлестнула/захлопнула)
Аграмматизмы при чтении из-под листьях, сказка интересное, гуляла не пошла
Классификация дисграфии и дислексии (Р.И.
Лалаева и сотрудники кафедры Логопедии ЛГПИ ИМ.
А.И. Герцена -70-80-е гг. 20 века)
В основе выделения форм дисграфии и дислексии лежит этиопатогенетический подход (учёт механизма нарушения), а именно -
несформированность той или иной психической
функции, тех или иных операций процессов чтения и
письма
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки письма |
Форма дислексии |
Характерные ошибки чтения |
Неправильное произношение звуков речи (замены, смешения, отсутствие) |
Артикуляторноакустическая дисграфия |
Замены, смешения, пропуски букв, соответствующие заменам, смешениям, пропускам звуков в устной речи |
___ |
___ |
Классификация дисграфии и дислексии
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки |
Форма дислексии |
Характерные ошибки чтения |
|
|
письма |
|
|
Трудности различения близких звуков на слух при ненарушенном произношении |
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания |
Замены букв, обозначающих близкие звуки (ч-щ, ц-т, с-ш, к-г, о-у, е-и и др.), ошибки обозначения мягкости согласных на письме (мьач, рэка, конки, мйагко) |
Фонематическая дислексия (первой формы) |
Замены в процессе чтения букв, обозначающих близкие звуки (б-п, ц-с, р-л и др) |
Классификация дисграфии и дислексии
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки |
Форма дислексии |
Характерные ошибки |
|
|
письма |
|
чтения |
Нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: звукобуквенног о, слогового, анализа предложение на слова, анализа текста на предложения |
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза |
-пропуски, перестановки, добавления букв в слове; -пропуски, перестановки, добавления слогов в слове; -слитное написание двух и более слов или раздельное написание частей одного слова; - отсутствие знака препинания в конце предложения. |
Фонематическа я дислексия (второй формы) |
Пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов в процессе чтения |
Классификация дисграфии и дислексии
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки письма |
Форма дислексии |
Характерные ошибки чтения |
|
|
|
|
|
Недоразвитие грамматическог о строя речи |
Аграмматическа я дисграфия |
Аграмматизмы на письме: 1.Морфологически е (нарушения на письме словоизменения и словообразования) 2.Синтаксические (пропуск слов в предложении, неправильный порядок слов в предложении) 3.На уровне текста (пропуски, перестановки частей текста, нарушение смысла текста) |
Аграмматическа я дислексия |
Аграмматизмы в процессе чтения |
Классификация дисграфии и дислексии
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки письма |
Форма дислексии |
Характерные ошибки чтения |
|
|
|
|
|
Недостаточная сформированность зрительнопространственных функций |
Оптическая дисграфия |
1. Искажённое воспроизведение букв на письме: зеркальное написание, недописывание элементов букв, добавление элементов букв,. 2. Замены графически сходных букв: состоящих из различного количества одинаковых элементов, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве |
Оптическая дислексия |
Замены графически сходных букв при чтении: -Отличающихся одним элементом (В- З, Ь-Ъ); -- состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, РЬ, Н-И) |
Классификация дисграфии и дислексии
Механизм |
Форма дисграфии |
Характерные ошибки |
Форма дислексии |
Характерные ошибки |
|
|
письма |
|
чтения |
Несформиров анность фонематическ ого и слогового синтеза, недоразвитие лексикограмматическ ого строя речи |
- |
- |
Семантическая |
Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текстов при технически правильном чтении |
Нарушения памяти (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой) |
- |
- |
Мнестическая |
Недифференци рованные замены букв |
Дизорфография
- стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова 2006 г.)
Распространённые ошибки
Распространённость дизорфографии в массовой школе среди детей, имеющих общее недоразвитие речи (таких детей в массовых начальных классах примерно 20%):
2 класс – 80% учеников
3 класс – 90% учеников
4 класс – 90% учеников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.