Уроки 59–60
ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ РАБОЧЕГО?
Цель: познакомить учащихся с понятиями «капиталист», «рабочий».
Оборудование: рисунки с изображением ремесленных изделий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
– Соедините стрелкой ремесленника с изготовленным им изделием.
Ткач
Ювелир
Гончар
Плотник
Стеклодув
Башмачник
– Расскажите о ткачестве и прядении.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Инсценирование «Разговор у костра».
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, как работалось людям на заводах и фабриках в далеком прошлом.
– Давайте перенесемся с вами в XIX век и послушаем разговор трех подростков, живших в то время.
1-й ученик. Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать. А бабушка прислуживала в барском доме. Часто мне приходилось ей помогать.
Как в 1861 г. мы радовались воле. Теперь-то, думали, будем работать на себя, прощай, господский двор и барское поле. Но радость наша оказалась преждевременной. Не смогли мы прокормить семью с того клочка земли, что стал нашим после 1861 г. Да к тому же не было у нас лошади. Как весна, так не на чем поле пахать. Помыкались несколько лет, да так и бросили свое хозяйство, подавшись в город к дальним родственникам.
Долго отцу пришлось ждать, пока появится место на заводе. Наконец взяли его в литейный цех.
Тогда и переехали мы от родственников жить в барак, построенный для рабочих хозяином завода. Не только мы, но большинство рабочих жили тогда в заводских постройках. Только некоторые смогли построить небольшие дома.
2-й ученик. Мы тоже жили в бараке, мой отец работал на заводе. Бараки были разные, в нашем – ни комнат, ни перегородок, а во всю длину тянулись сколоченные из досок нары – деревянные помосты, на которых спали.
На нарах лежали хозяйские матрацы – большие мешки, набитые сеном. Простыней ни у кого не было. Укрывались самодельными одеялами, сшитыми из разноцветных лоскутков. На лучшее денег не хватало.
Народу в бараке всегда полным-полно. Душно, шумно. Плачут ребятишки, кто-то играет на гармошке, кто-то ругается с женой, кто-то гремит кастрюлями, готовит еду, кто-то стирает, а кто-то, не обращая внимания на шум, спит, вернувшись после ночной смены.
Работали на заводе в три смены. На работу выходили по заводскому гудку. Уйдя на завод рано утром, мой папа необязательно возвращался домой с началом второй смены. Работали и по 15, и по 17 часов. За день тяжелого труда платили по 40–50 копеек.
Перерыва на обед для рабочих не было. Наскоро перекусывали у своих рабочих мест тем, что брали из дома, и снова за работу. Кому-то еду приносили жены и дети. Вскоре и я стал в узелке носить отцу обед.
3-й ученик. А меня как-то отец взял с собой в цех. Когда я вошел, увидел большое полукруглое помещение с закопченными стенами и выбитыми стеклами. Но даже без стекол в цехе было жарко, пахло гарью и горячим металлом. Ведь днем и ночью здесь пылали плавильные печи.
Когда мне исполнилось 12 лет, отец хотел устроить меня на завод. Но мать уговаривала отца не отдавать меня на завод. Я был худым и слабым, часто болел. А на заводе мальчики моего возраста работали по 10 часов. Платили им по 15 копеек.
И тогда родители решили определить меня в чайную. С хозяином ее договорились, что я буду работать там за еду и небольшую плату.
2. Беседа «Капиталисты и рабочие».
– Кого называли рабочими?
– Что вы можете сказать о жизни рабочих того времени?
– Сколько они получали за свою работу?
– Мало это или много? Посчитайте, если фунт (фунт = 400 г) сливочного масла стоил 38 к., сахара – 14 к., пшеничной муки – 6 к., литр молока – 8 к.
– Как жили хозяева заводов и фабрик?
– Может быть, кто-то знает, как их называли?
– Хозяева всех этих богатств назывались капиталистами – владеющими капиталом.
Спустя годы положение рабочих изменилось. Они протестовали, устраивализабастовки, прекращали работу. В конце XIX века взрослые рабочие работали уже не 15–17 часов, а 10–11, подростки же 12–15 лет – не более 8 часов. В рабочих поселках строились больницы, школы. Крупные заводы могли позволить лечить рабочих и членов их семей бесплатно, давать детям начальное образование.
3. Беседа по тексту «О фабриках и заводах» на с. 96–97.
– Что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?
IV. Итог урока.
– Что нового, интересного узнали на уроке?
– С какими историческими событиями ознакомились?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 95– 98.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.