Что создавалось трудом рабочего человека.
Оценка 4.7

Что создавалось трудом рабочего человека.

Оценка 4.7
docx
20.04.2020
Что создавалось трудом рабочего человека.
ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ РАБОЧЕГО.docx

Уроки 59–60
ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ РАБОЧЕГО?

Цель: познакомить учащихся с понятиями «капиталист», «рабочий».

Оборудование: рисунки с изображением ремесленных изделий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

– Соедините стрелкой ремесленника с изготовленным им изделием.

Ткач

Ювелир

Гончар

Плотник

Стеклодув

Башмачник

hello_html_7bbd148f.png

– Расскажите о ткачестве и прядении.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Инсценирование «Разговор у костра».

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, как работалось людям на заводах и фабриках в далеком прошлом.

– Давайте перенесемся с вами в XIX век и послушаем разговор трех подростков, живших в то время.

1-й ученик. Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать. А бабушка прислуживала в барском доме. Часто мне приходилось ей помогать.

Как в 1861 г. мы радовались воле. Теперь-то, думали, будем работать на себя, прощай, господский двор и барское поле. Но радость наша оказалась преждевременной. Не смогли мы прокормить семью с того клочка земли, что стал нашим после 1861 г. Да к тому же не было у нас лошади. Как весна, так не на чем поле пахать. Помыкались несколько лет, да так и бросили свое хозяйство, подавшись в город к дальним родственникам.

Долго отцу пришлось ждать, пока появится место на заводе. Наконец взяли его в литейный цех.

Тогда и переехали мы от родственников жить в барак, построенный для рабочих хозяином завода. Не только мы, но большинство рабочих жили тогда в заводских постройках. Только некоторые смогли построить небольшие дома.

2-й ученик. Мы тоже жили в бараке, мой отец работал на заводе. Бараки были разные, в нашем – ни комнат, ни перегородок, а во всю длину тянулись сколоченные из досок нары – деревянные помосты, на которых спали.

На нарах лежали хозяйские матрацы – большие мешки, набитые сеном. Простыней ни у кого не было. Укрывались самодельными одеялами, сшитыми из разноцветных лоскутков. На лучшее денег не хватало.

Народу в бараке всегда полным-полно. Душно, шумно. Плачут ребятишки, кто-то играет на гармошке, кто-то ругается с женой, кто-то гремит кастрюлями, готовит еду, кто-то стирает, а кто-то, не обращая внимания на шум, спит, вернувшись после ночной смены.

Работали на заводе в три смены. На работу выходили по заводскому гудку. Уйдя на завод рано утром, мой папа необязательно возвращался домой с началом второй смены. Работали и по 15, и по 17 часов. За день тяжелого труда платили по 40–50 копеек.

Перерыва на обед для рабочих не было. Наскоро перекусывали у своих рабочих мест тем, что брали из дома, и снова за работу. Кому-то еду приносили жены и дети. Вскоре и я стал в узелке носить отцу обед.

3-й ученик. А меня как-то отец взял с собой в цех. Когда я вошел, увидел большое полукруглое помещение с закопченными стенами и выбитыми стеклами. Но даже без стекол в цехе было жарко, пахло гарью и горячим металлом. Ведь днем и ночью здесь пылали плавильные печи.

Когда мне исполнилось 12 лет, отец хотел устроить меня на завод. Но мать уговаривала отца не отдавать меня на завод. Я был худым и слабым, часто болел. А на заводе мальчики моего возраста работали по 10 часов. Платили им по 15 копеек.

И тогда родители решили определить меня в чайную. С хозяином ее договорились, что я буду работать там за еду и небольшую плату.

2. Беседа «Капиталисты и рабочие».

– Кого называли рабочими?

– Что вы можете сказать о жизни рабочих того времени?

– Сколько они получали за свою работу?

– Мало это или много? Посчитайте, если фунт (фунт = 400 г) сливочного масла стоил 38 к., сахара – 14 к., пшеничной муки – 6 к., литр молока – 8 к.

– Как жили хозяева заводов и фабрик?

– Может быть, кто-то знает, как их называли?

– Хозяева всех этих богатств назывались капиталистами – владеющими капиталом.

Спустя годы положение рабочих изменилось. Они протестовали, устраивализабастовки, прекращали работу. В конце XIX века взрослые рабочие работали уже не 15–17 часов, а 10–11, подростки же 12–15 лет – не более 8 часов. В рабочих поселках строились больницы, школы. Крупные заводы могли позволить лечить рабочих и членов их семей бесплатно, давать детям начальное образование.

3. Беседа по тексту «О фабриках и заводах» на с. 96–97.

– Что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?

IV. Итог урока.

– Что нового, интересного узнали на уроке?

– С какими историческими событиями ознакомились?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 95– 98.


 

Уроки 59–60 ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ

Уроки 59–60 ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ

Мы тоже жили в бараке, мой отец работал на заводе

Мы тоже жили в бараке, мой отец работал на заводе

IV. Итог урока. – Что нового, интересного узнали на уроке? –

IV. Итог урока. – Что нового, интересного узнали на уроке? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020