Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины:
Патологии беременности, родов, асфиксии;
Детские инфекции, длительные соматические заболевания;
Неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов;
Двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых;
Позднее появление речи;
Нарушение звукопроизношения;
Нарушение в распознавании фонем (звуков речи) и букв;
Нарушение мелкой моторики;
Нарушение в развитии лексико-грамматической стороны; речи (бедный словарный запас, незнание обобщающих и родовых понятий и т.д.).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
в избе – «визбе», пришёл – «при шёл», лежит букварь – «лежитбукварь»). Часто пропускаются гласные и согласные буквы (поля – «пля», огурец – «огрец», тетрадь – «терадь», арбуз – «аруз» и т.д.). при написании добавляются и лишние буквы (пенал – «пениал»), происходит перестановка букв и слогов (стол – «тсол»
Практические игры и упражнения
Упражнение «Запомни и нарисуй»
(читается 2 раза)
Примерные варианты:
Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая.
Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
Главное – помнить,
что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка.
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
Никогда не ругайте ребенка за ошибки
Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи
Источники:
Нодельман В.И. Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция [Текст]: учебное пособие/ В.И. Нодельман. – Восточно- Сибирская государственная академия образования. – [ 2-е издание, переработанное и дополненное] – Иркутск: Издательство ВСГАО, 2011. – 152с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов. [Текст]: книга для логопедов/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 122с.
3. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки [Текст]:/О. Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева. – СПб: КАРО, 2008. –544 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.