Что такое эпос?
Цель: дать понятие о литературных произведениях, относящихся к эпосу.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Что такое аллегория? Как использовал аллегорию в баснях И. А. Крылов?
Дети приводят примеры, рассказывают. Читают басни Крылова.
Введение в тему.
Учитель. Назовите произведения, относящиеся к одному из литературных родов: эпосу, лирике или драме. Каково происхождения эти слова? Почему – только три литературных рода? Что такое жанр произведения? Вот на эти вопросы сегодня мы должны с вами ответить.
Дать возможность детям самим найти ответы.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я и подведение итога ответов детей.
– Любое литературное произведение, когда бы оно ни было написано, относится к одному из литературных родов: эпосу, лирике или драме. Эти термины греческого происхождения. Одним из первых эти термины употребил древнегреческий мыслитель Аристотель в сочинении «Об искусстве поэзии» (IV в. до н. э.). Значение каждого из них в течение времени менялось, но значение – что отличает эпос от лирики, а лирику от драмы – осталось неизменным.
Но кроме родов, каждое произведение принадлежит к определенному жанру. Любой текст, будь это художественное или не художественное (письмо, дневниковая запись, школьное сочинение, газетная заметка и т. д.) произведение написаны в каком-то жанре и подчиняются его законам. Произведений вне жанра не существует. Каждый жанр принадлежит к определенному литературному роду. А потому различают жанры эпические, лирические и драматические.
Так что же такое – эпос?
Ученик читает подготовленный заранее учителем текст (Краткий словарь литературоведческих терминов).
Хорошо, если учитель подготовит (отксерокоприрует) для всех текст.
Эпос (от греческого epos – слово, рассказ, песня) – повествовательный род литературы, один из основных ее родов (эпос, драма, лирика).
В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определенных жизненных обстоятельствах, в отличие от лирики, отражающей жизнь в отдельном человеческом переживании – мыслях и чувствах человека, – в эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим людям и т. д.
Основными видами эпической, повествовательной литературы являются:
а) роман – большая ее форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в ее сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях;
б) повесть – средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном ее периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей ее сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми;
в) рассказ, новелла – малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события;
д) художественный очерк – повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы.
К эпосу относятся также сказка, легенда и др.
Эпические повествовательные произведения обычно написаны прозой, свободно организованной художественной речью. Повествовательные произведения, написанные мерной поэтической речью – стихом, относят к лироэпическому роду литературы, его виды: роман в стихах, поэма, былина, историческая песня, баллада, повести или рассказы в стихах, басня.
Повествовательный род литературы ведет свое происхождение и получил свое название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос.
Н а п р и м е р: героический эпос древних греков – «Илиада» и «Одиссея» Гомера; героический русский эпос – былины, героический эпос армянского народа – сказания о Давиде Сасунском и других легендарных героях.
Беседа.
– Где впервые появился эпос? (В Древней Греции.)
– На какие группы делятся эпические жанры? (На три группы: большая форма – героическая песнь, эпопея, роман; средняя – повесть; малая – рассказ, новелла, басня, анекдот и др.)
– Приведите примеры каждого эпического жанра. (Большая форма – «Песнь о вещем Олеге»; средняя – повесть А. П. Гайдара «Р.В.С.»; повесть Н. Н. Носова «Приключения Толи Клюквина»; малая – рассказ Н. Носова «Фантазеры».) Чем больше дети приведут примеров, тем лучше – значит, ваши ученики много читают!
– Как называются большие формы героического эпоса? (Эпопеями.)
– Как они образуются? (Складываются в процессе соединения более коротких героических песен и преданий.)
– Приведите пример эпопеи. («Илиада», «Одиссея» Гомера.)
– О чем обычно идет речь в героическом эпосе? (В героическом эпосе речь часто идет о реальных исторических событиях. Например, война греков с троянцами нашла свое отражение в «Илиаде» Гомера. Причем факты истории излагаются в соответствии с религиозными и моральными представлениями того времени, когда создавались эпосы. Поэтому в них часто действуют боги, а главный герой – всегда богатырь, наделенный необычной силой.)
– Что вы знаете об эпическом жанре – романе? (Белинский называл его эпосом частной жизни. Роман появляется лишь тогда, когда возникает интерес к отдельной личности. Например, роман об Илье Муромце. В романах часто встречаются дневники, письма, а также внутренние монологи, размышления. Но сам герой существует не сам по себе, а в тесной связи с тем обществом, в котором он живет.)
– Когда появился первый роман? (Первый роман появился ещё в античности – «Золотой осел» Апулея.)
– Как вы думаете, какой самый распространенный эпический жанр? (Конечно, повесть. Это древний жанр, восходящий к сказке или к притче. Слово «повесть», связанное с глаголом «поведать», уже указывает на принадлежность к эпическим жанрам.)
– Назовите повести, которые вы читали. (С. А. Баруздин «Рави и Шаши», «Светлана – пионерка», З. И. Воскресенская «Зойка и ее дядюшка Санька» и т. д.)
– Чем отличается повесть от романа? (Повесть обычно посвящена нескольким эпизодам из жизни главного персонажа, в то время как роман по большей части описывает судьбу героя от детских лет до кончины.)
– Чем отличается рассказ от романа? (Рассказ сосредоточивается лишь на одном эпизоде из жизни героя.)
– Вспомните, какие рассказы вы читали. (Н. Н.Носова «Три охотника», Ю. Д. Дмитриева «Обманутый кот Данила», С. А. Баруздина «Сложное поручение» и т. д.)
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Когда происходят важные государственные или общественные мероприятия, как называется песня, которую исполняют все? (Гимн.)
– А что такое или как вы понимаете слово гимн?
Учитель. Гимн (от гр. Hymnos – торжественная песнь) – так называли в Древней Греции торжественные стихотворения-песни, прославляющие легендарных народных героев или богов. В дальнейшем гимном стали называть торжественную, хвалебную песнь, в которой воспевается какое-либо явление, лицо, событие. К ХIХ в. гимном стали называть торжественную песнь, выражающую и воспевающую национальное, государственное или классовое единство.
Например, гимн Российской Федерации, сейчас есть гимны у лицеев, у футбольных команд и т. д.
Домашнее задание. Прочитать рассказы, повести из упомянутых на уроке. Повторить стихотворение А. С. Пушкина «Туча».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.