«Что такое почва?» А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс
Оценка 4.9

«Что такое почва?» А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
9 кл—10 кл
30.10.2020
«Что такое почва?» А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс
Данный урок является первым в изучаемой теме. Изучение нового материала.
что такое почва.docx

Учитель

Важдаева Елена Геннадьевна

Место работы

МБУ школа № 61, г.о. Тольятти, Самарская обл.

Должность

Учитель начальных классов

Учебный предмет

Окружающий мир

Базовый учебник

 А. А. Плешаков. Окружающий мир. : Учебник: 3  класс: В 2 ч 1 ч.

Класс

3 «А» (система 1 – 4 «Школа России»)

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Технологии построения урока (применяемые на уроке)

Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие.

Тема урока

 «Что такое почва?»

 

Актуальность учебного материала

Данный урок является первым в изучаемой теме.

Изучение нового  материала.

Цели

Образовательные:

·         формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

·         выявить в ходе опытов состав почвы

·         продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

·         развивать умение работать с научным текстом;

·         выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

·         делать выводы на основе проведённых опытов;

·         развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

·         умения доказывать выдвигаемые предположения;

·         первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

·         воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

·         воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

·         Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

·         Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

·         Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

              контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

·         Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

·          

Планируемые результаты

 

·         Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

·         Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

·         Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  

             решению, задавать вопросы,

            контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Форма работы учащихся

Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Основные понятия

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.

Ресурсы

А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1,  стр. 64, тетрадь на печатной основа,

презентация «Что такое почва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

I.Организационно-    мотивационный

этап.

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Прозвенел звонок для вас

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтива.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Проверка готовности

·         Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

·         Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

 

II.Актуализация    знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений.

- Ребята, отгадайте загадку:

Слайд 2

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете, когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля?

Слайд 3

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-Это и земля в понимании страна, государство.

Сказала лопата: Слайд 4

-Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали:

-Земля – чтоб ходить.

А люди сказали:

-Земля – чтобы жить.

                             А. Тетивкин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Земля – какое ёмкое слово!

Земля – кормилица,

Земля – поилица,

Земля – родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока? Слайд 5

Главное слово на уроке - ПОЧВА

 

 

 

 -Земля

 

-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-о земле

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля, по которой ходим.

Почва.

Ответы детей

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

·         Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

·         Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

 

III.Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 - Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-Какова основная проблема урока?

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве?

·         Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

·         Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

·         Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

·         Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

 

IV.Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи и обсуждение её решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Поиск в словаре (подготовил ученик) Слайд 6

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64

Слайд 7

-Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.

Физминутка Слайд 8

В словаре,

в интернете….

Почва – это ….

 

Чтение определения в учебнике с.64

 

 

 

 

Повторяют ПТБ

 

 

 

·         Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли.

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других.

·         Познавательные:

-умение извлекать информацию из текста.

·         Личностные:

-умение определять и высказывать  правила.

 

V.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Самостоятельная работа с проверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторений

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Рефлексия деятельности

 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый делает вывод для себя о том, что умеет.

 

 

 

 

 

 

Использование нового знания вместе с изученными  ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

 

Работа в группах

Слайд 9

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

(плотный или рыхлый) слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ

1)      Цель опыта

2)      Ход проведения

3)      Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1

1)      Берём стакан с водой

2)      Бросаем комочек сухой почвы

3)      Что наблюдаем?

 

 

–Для чего нужен воздух в почве?

 

Опыт 2 Слайд 11

Докажем, что в почве есть вода

1)      Возьмём бумажную салфетку

2)      Положим на неё немного почвы

3)      Сильно сожмём

4)      Стряхнём почву

5)      Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Слайд 12

Опыт 3  (выполняет учитель)

1)      Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

2)      Что наблюдаем?

3)      Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Слайд 13

Опыт 4 (выполняет учитель)

1)      Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

2)      Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5 Слайд 14

1)      Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

2)      Профильтруем раствор

3)      Что видим на фильтре?

4)      Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

5)      Подержим стекло над огнём

6)      Вода быстро испарится

7)      Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема

Самостоятельная работа в тетради на печатной основе

с. 38 №4

Слайд 16

 

 

 

Объяснить смысл пословицы:

1 группа

Глубже пахать – больше хлеба жевать.

2 группа

Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.

3 группа

Добрая земля больше поднимет.

 

 

 

Слайд 17

-Какую тему изучали?

- Какую проблему рассматривали?

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Что нового узнали?

-Что понравилось на уроке?

 

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 №5

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают почву.

Делают вывод на карточке

Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли

 

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать  так ли это, изучим свойство почвы.

 

 

Заполняют карточку

 

 

 

 Работа в группах

Выполняют опыт

Делают вывод:

 в почве есть воздух.

Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.

 

Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть вода.

Делают рисунок.

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

Появился запах.

 

Вывод: в почве есть перегной.

 

 

 

 

Вывод: в почве есть песок и глина.

 

 

 

 

Песок, глина, остатки растений

 

 

 

 

 

 

 

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Читают вывод

 С.66

 

Самостоятельная  работа

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в группах.

От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

·         Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

·         Коммуникативные:

-умение работать в группах,

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника.

·         Познавательные:

-умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

-умение осуществлять поиск необходимой информации

·         Личностные:

-учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Регулятивные:

-сохранение учебной задачи,

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.

·         Познавательные:

- использовать схемы,

·         Личностные

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

 

·         Регулятивные:

-умение правильно оценивать действия.

·         Коммуникативные:

-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

·         Познавательные:

- строить рассуждения.

·         Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

·         Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.

·         Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

·         Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

·         Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 


 

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты ·

Планируемые результаты ·

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Земля – чтоб ходить. А люди сказали: -Земля – чтобы жить

Земля – чтоб ходить. А люди сказали: -Земля – чтобы жить

IV. Поиск решения проблемы

IV. Поиск решения проблемы

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

V .Первичное закрепление

V .Первичное закрепление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020