«Что такое познавательно — исследовательская деятельность дошкольника»
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему , что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Базовые положения
В соответствии с ФГТ ребенок должен быть: любознательным, активным, интересующемся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Задачи
Развития интеллектуально — творческого потенциала личности ребенка.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения:
экспериментам, проектам, опытам.
Материалы для познавательно — исследовательской деятельности
– Яркие и привлекательные ( цвет, форма, величина)
– Наборы объемных геометрических тел ( различающихся по цвету основные цвета и величине контрастные размеры)
– Доски- вкладыши с основными формами ( круг, квадрат, треугольник)
– Крупные цветные мозаики
– Пирамидки
– Стержни для нанизывания колец
– Шнуровки
– Молоточки для вбивания втулок
– Игрушки забавы ( световые, звуковые, двигательные)
– Оборудование для игры с песком и водой.
Выделяется два основных вида ориентировочно — исследовательской ( поисковой) деятельности у дошкольника.
– активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
– ориентировочно — исследовательская деятельность организуется взрослым,который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Основной результат
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно — исследовательская деятельность!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.