Предмет: русский язык . 4 класс.
УМК6 «Планета знаний»
Тема урока: текст. Типы текстов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи.
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания т
Задание: Красиво списать, исправить ошибки.
По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.
Работа с оценочным листом. Если вы нашли все ошибки, поставьте себе +, если не все – ±, а если не нашли, поставьте -.
3. Словарная работа. На доске кроссворд, заполним его.
|
|
|
а |
Т |
т |
р |
а |
к |
ц |
и |
о |
н |
|
а |
н |
т |
Е |
н |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
х |
о |
К |
к |
е |
й |
|
|
|
|
|
|
д |
р |
е |
С |
с |
и |
р |
о |
в |
щ |
и |
к |
к |
р |
и |
с |
Т |
а |
л |
л |
|
|
|
|
|
1. Место развлечения в парке.
2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
3. Зимний вид спорта
4. Цирковая профессия.
5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.
На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку)
4. Определение темы урока, постановка целей.
Какое слово появилось? (Текст) Случайно ли это?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?
Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.
5. Работа с учебником.
Читаем-заполняем памятку
Текст |
||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
ЦЕЛЬ |
||
Рассказ, сообщение |
Описание предмета, лица, места |
Объяснение причин, высказывание точки зрения |
ВОПРОС |
||
Что произошло? |
Какой? |
Почему? |
СТРУКТУРА |
||
1. Вступление 2. Развитие действия 3. Заключение. |
1. Вступление 2. Перечень признаков. 3. Оценка, впечатления. |
1. Тезис(вопрос). 2. Доказательства. 3. Вывод. |
6.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
Текст 1. Трудно птицам
зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло
снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили
кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
- Можно ли назвать первый текст текстом - рассуждения? Попробуйте доказать. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).
- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)
- Найдите в тексте доказательство. (По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?).
- Прочитайте вывод. (Поэтому на помощь птицам приходят дети).
Вывод: мы доказали, что это текст – рассуждение.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения.
- К какому типу речи относится второй текст? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).
Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
Вывод: мы доказали, что это текст - описание.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.
Как вы думаете, какой это тип текста под №3? Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о первых месяцах жизни медвежонка).
-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?
Вывод: мы доказали, что это текст – повествования.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.
- У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.
1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
Работа с оценочным листом. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если была 1 ошибка – ±, а если не справились с заданием, поставьте -.
7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование – п).
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7 Работа с оценочным листом. Если вы справились с заданием без ошибок поставьте себе +, если была допущени1,2 ошибки – ±,а если не справились с заданием, поставьте -.
8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
9. Итог урока.
Что нового взяли для себя из этого урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
10. Рефлексия
Закончите предложения:
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .
Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .
Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .
Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
11. Выставление отметок
Работа с оценочными листами. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4.
А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте.
12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от Нового года?
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Оценочный лист
|
Этапы урока |
Оценка |
1. |
Чистописание(редактирование предложений) |
|
2. |
Работа в парах |
|
3. |
Буквенный диктант |
|
4. |
Составление текста |
|
5. |
Общая отметка за урок |
|
|
|
|
2. Раздаточный материал
Текст 1. Трудно птицам
зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло
снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили
кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
3. Текст для работы в парах
1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
4. Деформированные предложения.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.