что такое текст конспект урока

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_russkogo_yazyka_tekst.docx

Предмет: русский язык . 4 класс.

УМК6 «Планета знаний»

Тема урока: текст. Типы текстов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Задачи.                                                                                                                                        

 Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.      Минутка чистописания т

Задание: Красиво списать, исправить ошибки.

По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.

Работа с оценочным листом.  Если вы нашли все ошибки, поставьте себе +, если не все – ±, а если не нашли, поставьте -.

 

3.     Словарная работа.     На доске кроссворд, заполним его.

 

 

 

а

Т

т

р

а

к

ц

и

о

н

 

а

н

т

Е

н

н

а

 

 

 

 

 

 

 

х

о

К

к

е

й

 

 

 

 

 

 

д

р

е

С

с

и

р

о

в

щ

и

к

к

р

и

с

Т

а

л

л

 

 

 

 

 

1.     Место развлечения в парке.

2.     Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров

3.     Зимний вид спорта

4.     Цирковая профессия.

5.     Твердое тело, имеющее симметричное строение.

На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку)

4.     Определение темы урока, постановка целей. 

Какое слово появилось?   (Текст)  Случайно ли это?

 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?

Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.

5.     Работа с учебником.

Читаем-заполняем памятку

Текст

Повествование

Описание

Рассуждение

ЦЕЛЬ

Рассказ, сообщение

Описание предмета, лица, места

Объяснение причин, высказывание точки зрения

ВОПРОС

Что произошло?

Какой?

Почему?

СТРУКТУРА

1.     Вступление

2.     Развитие действия

3.     Заключение.

1.     Вступление

2.     Перечень признаков.

3.     Оценка, впечатления.

1.     Тезис(вопрос).

2.     Доказательства.

3.     Вывод.

 

 

6.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.

1. Прочитать текст.

2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

Текст 1.  Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
   Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Текст 2. Лось.   Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3. Медвежонок.     Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

-  Можно ли назвать первый текст   текстом - рассуждения?  Попробуйте доказать. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).

- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)

- Найдите в тексте доказательство. (По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?).

- Прочитайте вывод. (Поэтому на помощь птицам приходят дети). 

Вывод: мы доказали, что это текст – рассуждение.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения.

 - К какому типу речи относится второй текст? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).

Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

Вывод: мы доказали, что это текст - описание.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.

Как вы думаете, какой это тип текста под №3? Докажите, что этот текст повествования.  (В тексте говорится о первых месяцах жизни медвежонка).

-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?

Вывод: мы доказали, что это текст – повествования.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.

- У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.

1.       Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

2.       Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

3.       Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

Работа с оценочным листом.  Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если была 1 ошибка – ±, а если не справились с заданием, поставьте -.

7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)

- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование  – п).

1.      На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2.        По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.      Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4.      Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5.      Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.          Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Самопроверка.  Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7 Работа с оценочным листом.  Если вы справились с заданием без ошибок  поставьте себе +, если была допущени1,2 ошибки – ±,а если не справились с заданием, поставьте -.

8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст.

заиграло, лесом, над, солнце, зимнее

берез, иней, ветки, украсил, гибкие

к, летят, высоким, клесты, елям

тетерева, снега, мягкого, вылетели, из

расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они

эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями.

9. Итог урока.

Что нового взяли для себя из этого урока? 

- Что вам понравилось на уроке? 

- Что не понравилось?

- Что для вас показалось очень трудным?

10. Рефлексия 

Закончите предложения:

Несколько предложений, объединенных по смыслу называются ….  .

Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .

Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .

11. Выставление отметок

Работа с оценочными листами. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4.

 А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте.

 12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от Нового года?

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.     Оценочный лист

 

Этапы урока

Оценка

1.     

Чистописание(редактирование предложений)

 

2.     

Работа в парах

 

3.     

Буквенный диктант

 

4.     

Составление текста

 

5.     

Общая отметка за урок

 

 

 

 

 

2.     Раздаточный материал

 

Текст 1.  Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
   Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Текст 2. Лось.   Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3. Медвежонок.     Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

 

3.     Текст для работы в парах

1.     Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

2.     Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

3.     Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

 

4.       Деформированные предложения.

заиграло, лесом, над, солнце, зимнее

берез, иней, ветки, украсил, гибкие

к, летят, высоким, клесты, елям

тетерева, снега, мягкого, вылетели, из

расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они

эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями.