Занятие № 6.
«Что значит жить по совести».
Цели:
- Раскрыть понятия «совесть», «совестливость»;
- Развитие внутренних критериев оценки своих поступков;
- Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников.
Оборудование: плакат «Дерево – личность», таблички с понятиями «совесть», «совестливость».
Ход проведения.
Ι. Перед проведением занятия целесообразно провести тестирование «Выбор» - выяснить отношение детей к соответствующим нравственным качествам (см. Приложение).
ΙΙ. Вступительное слово воспитателя.
Начнём разговор сегодня с весёлого стихотворения А. Барто «Я расту». А вы, ребята, подумайте над его содержанием не с детской, а со взрослой точки зрения.
|
|
||||
Обсуждение.
Так каков смысл этого стихотворения?
В чём, ребята, вы ощущаете, что растёте?
Подчеркиваем, что ребята растут не только физически, но развивается личность ребёнка.
Ребята, сравним стремление человека к росту с деревом. Что нужно дереву, чтобы вырасти стройным и крепким? (солнце, вода, плодородная почва).
ΙΙΙ. Обращаемся к плакату. Представим, что это стройное зелёное дерево – символ человеческой личности.
- Что питает человеческую личность, позволяет человеку вырасти?
Такими питательными силами являются нравственные качества человека (размещаем на плакате).
Это доброта, честность, совестливость, ответственность и другие.
Сегодня мы с Вами поговорим о совестливости.
Словарная работа.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Совестливый – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо. Другими словами, это чувство человека, которое он испытывает, оценивая свои поступки.
Ребята, давайте с вами обсудим ситуации из жизни.
ΙV. Обсуждение «Как поступить».
1. Светлана не выучила урока по истории, потому что её недавно вызывали к доске и поставили за ответ хорошую оценку в журнал. По дороге в школу она рассказала об этом своей однокласснице Тане. Войдя в класс и поздоровавшись с ребятами, учитель истории спросил, кто не подготовился к уроку. Все молчали, молчала и Света.
- Как бы вы поступили на месте Тани?
2. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты один это видел. Товарищ не хотел сознаться в этом.
- Как поступить тебе по совести?
3. Тебе одному известно, что одноклассник нашёл потерянный учителем листок с решением контрольной работы.
- Что бы ты сделал?
Ребята, обсуждение показало, что поступать по совести нелегко, сопряжено с определенными неудобствами. Ведь, поступая по совести, человек должен сам принимать решения, преодолевать трудности, должен отвечать перед людьми за свой поступок.
Ребята, послушайте рассказ, в котором поднимаются эти вопросы.
V. Юрий восхищался своим старшим братом Яковом и во всём старался подражать ему. Яков вежлив, аккуратен, хорошо учится в институте. Однажды Яков приобрел дорогой джинсовый костюм. Яков сказал, что подработал в ЖЭКе. Но вскоре Юрий узнал, что брат украл деньги у начальника жилищной конторы. Прошло какое-то время, и Юрий снова спросил Якова о том случае. На этот раз Яков не стал отпираться, но попытался объяснить младшему брату, почему он это сделал. «Мне нужны были деньги, чтобы купить новые брюки, старые уже протёрлись на коленках. Знаю, что я поступил нечестно, но ведь у меня была на то серьёзная причина. Кроме того, у начальника конторы куда больше денег, чем у меня, и от того пустяка, что я взял, он не пострадал». Так что считай, что всё в порядке.
Юрий кивнул и подумал, что ведь и ему нужны деньги. Вон в каком изношенном пиджаке он ходит…
Обсуждение:
- Как объяснил Яков свой поступок?
- Думаете ли вы, что у него была причина поступить бесчестно?
- Что, по – вашему, произойдёт с Яковом в дальнейшем, если он будет руководствоваться теми же соображениями?
- Какое воздействие на Юрия оказал поступок старшего брата?
- Когда, по – вашему мнению, вы поступили не по совести? Что это был за случай? Как вы чувствовали себя после этого случая?
VΙ. Выводы.
Ребята, давайте сделаем вывод.
- Что значит жить по совести?
Заполнение таблицы.
- Поступать честно, справедливо;
- Уважать окружающих людей;
- Отвечать перед людьми за свои поступки.
- Учиться самостоятельно, принимать решения.
Это непросто, но стремиться к этому надо, надо учиться жить по совести каждый день, даже в малом.
Приложение. Тестирование «Выбор»
Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку.
- Во время праздников, когда ты собирался отдохнуть, воспитатель попросил тебя привести в порядок игровую. Как ты поступишь?
1. Скажешь, что согласен, и поможешь.
2. Соберёшь ребят, и вместе с ними сделаешь всю работу быстро.
3. Пообещаешь выполнить работу после праздника.
4. Посоветуешь привлечь на помощь ещё кого-нибудь.
- Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
1. Добросовестно выполнишь работу, поручения.
2. Привлечёшь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу одному.
3. Попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение.
4. Найдёшь отговорку для отказа.
- Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь?
1. Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчёты в твоем поведении.
2. Переведёшь разговор в утку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь.
3. Сделаешь вид, что ничего не слышал.
4. Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.
- В совхозе во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
1. Будешь, превозмогая боль, выполнять работу как все.
2. Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму.
3. Попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую.
4. Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.
- Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как ты поступишь?
1. Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего.
2. Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения.
3. Выразишь соболезнование тому, кого обидели.
4. Сделаешь вид, что тебя это не касается.
- Ты случайно, не желая того, нанёс небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
1. Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба.
2. Извинишься, объяснишь по-справедливому, что не хотел этого.
3. Постараешься, чтобы никто не заметил нанесённого тобой ущерба.
4. Сделаешь вид, что ты не виноват.
Выбор ответа:
1. Свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.
2. Показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).
3. Отношение пассивное и недостаточно устойчивое.
4. Свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребёнка к нравственным нормам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.