Что такое истинное сострадание и милосердие

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными. Задачи: - показать учащимся значение милосердия в жизни людей; - продолжить воспитание ответственности за совершаемые поступки, умения прийти на помощь нуждающимся в ней. Форма проведения: диспут
Иконка файла материала конспект.docx
Классный  час на тему «Что такое истинное сострадание и милосердие?»          Тип урока: диспут          Цели: 1. Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь  нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. 2. Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “истинное  милосердие”, “истинное сострадание”.  Оборудование: компьютер, проектор (слайды), доска Ход урока: ­Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас классный час в форме диспута. ­Что такое диспут? (Ответы учащихся). ­ А на какую тему будем говорить, попробуйте определить, прочитав пословицы и  поговорки. О каком человеческом качестве они «говорят»? 1.Будь милостив к младшим и слушайся старших 2.Милость над грехом ­ что вода над огнем (т. е. властна). 3.Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. 4.Сострадание — начало человеколюбия. 5.Сострадание есть вполне единственная и действительная основа всякой свободной  справедливости и всякого истинного человеколюбия, и лишь потому, что деяние истекает  из него, имеет оно нравственную ценность. Артур Шопенгауэр ( О сострадании, милосердии). ­Тема урока «Что такое милосердие и сострадание?» ­ Что же такое милосердие? Что предполагает милосердность? (Ответы учащихся). ­Что такое сострадание? (Ответы учащихся).  С.И.Ожегов дал в своем словаре следующее определение: « Милосердие ­готовность  помочь кому­н. или простить кого­н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать  к чъему­н.милосердию». « Сострадание­ жалость, сочувствие, вызываемые чьим­нибудь несчастьем, горем». ­ А сейчас предлагаю послушать притчу. Притча. У одного человека случилось горе: попал он в болото и заплакал от безысходности.  Пришли «добрые» люди поддержать его и выразить ему свои соболезнование и сочувствие.  Сели они рядом и давай рыдать вместе со страдальцем. «Вот какие добрые люди, как они  переживают обо мне», — подумал человек и продолжил плакать дальше. А болото тем  временем от его слёз и от слёз «добрых» людей стало ещё больше, и начал страдалец  погружаться в него всё быстрее и быстрее. Узнал о случившемся и другой человек. Он не был похож на остальных пришедших.  Увидев, в каком плачевном положении находится страдалец, он решительно сказал: — Хватит реветь или ты хочешь утонуть? Лучше хватай верёвку, которую я тебе кинул,  крепче держись за неё и перебирай руками и, если даст Бог, вылезешь из болота. Не понял такой заботы о его жизни утопающий и не счёл он такое поведение проявлением  сострадания и, возмутившись, прогнал он помощника, обвинив его в равнодушии,  бессердечности и жестокости. Тот ушёл, предварительно привязав верёвку к ближайшему  дереву. Шло время. Слёзы из глаз страдальца и его «друзей» продолжали течь ручьями, и,естественно, что болото от этого не становилось меньше, а наоборот увеличивалось. Когда  вода стала доходить до горла, желание жить пересилило чувство саможаления. Пришлось  ему схватиться за верёвку и постараться вытащить себя. Много потратил он сил на это, а  когда выбрался на сухую землю, обступили его «добрые» люди и стали они со слезами на  глазах радоваться, что его постигла такая «удача». Но он, как только увидел их слёзы,  убежал от них, боясь, что от их слёз под его ногами образуется новое болото. И побежал он за своим спасителем, а догнав, поблагодарил его, ибо пока он вылезал из болота, то многое  понял. Понял он, что такое истинное сострадание, что «сострадание» и слёзы плакальщиков  нисколько не помогли ему, а наоборот ухудшили его положение, что прими он раньше  помощь, когда болото было поменьше, то вылезать из него было бы намного легче, ибо  тогда ему помогал бы ещё и тот человек. ­ Как вы считаете, можно ли назвать «добрых» людей сострадательными? Почему? ­Кто проявил сострадание? (другой человек). Аргументируйте ответ. (Обсуждение притчи). ­Получается, что «другие люди» проявили сентиментальное сострадание ­ это не  сострадание, а лишь инстинктивное желание отградить свой покой от страданий ближнего.  Истинное сострадание­это то, которое требует действий сделать все, что в человеческих  силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если ты  запасешься великим терпением, — лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям.  Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя А теперь посмотрите на фотографию    ­Что изображено на фото?  ­Какое качество проявляет эта бабушка? (милосердие). ­ Можно ли сказать, что это проявление истинного милосердия? (Да). Милосердие это  когда человек нуждающийся сам, делится с другим от чистого сердца, не ожидая  Благодарности. Пожертвовать тем, к чему прикипел душой, в этом истинное милосердие.  Милосердие может проявляется не только в материальной сфере, это могут быть  благочестивые поступки, сопереживание. Моральная поддержка, участливое отношение к  людям, доброжелательность, забота, любовное отношение к другому человеку – тоже  являются проявлениями Милосердия. ­ Ребята, как вы считаете, надо ли быть милосердным? Сострадательным?­ А теперь попрошу вас на листочках написать  качества, необходимые для милосердного  человека и прикрепить их к доске. ­ На этом урок подошел к концу. Надеюсь, что вы сумеете отличить истинное сострадание,  милосердие от ложного.