Что такое загадка? 1 - 4 классы

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Загадки важны для умственного развития человека, потому что процесс разгадывания загадок способствует развитию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей. Каждая новая загадка поднимает нас на очередную ступеньку в развитии мышления, вызывает жажду познания, мобилизует умственные силы и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. Подобранный материал знакомит с историей возникновения загадки, с её видами. Его можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности.Файл "Что такое загадка" содержит материал об истории возникновения загадки, который можно использовать на уроках литературного чтения в 1-4 классах.
Иконка файла материала Что такое загадка..docx
Проект подготовила ученица 4а класса МБОУ СОШ №5 г.Канска, Красноярского края. Руководитель проекта: учитель начальных классов Шелоханова Татьяна Валентиновна Ефремова Дарья. Тема проекта: «Что такое загадка?» Цель проекта: получить представление о происхождении загадок , расширить  представления  о разнообразии загадок и их пользе. Объект исследования: загадка Предмет исследования: исследование истории происхождения загадок  и их  видов. Гипотеза: загадки важны для умственного развития человека. Все дети и даже взрослые любят отгадывать загадки. О том, как они появились на свет, вы узнаете из   проекта.  Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они   в   течение   многих   веков   передавались   из   уст   в   уста.   Когда­то   на   Руси     слово «гадать» означало «думать», «размышлять» . Отсюда и произошло слово «загадка». В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом, например «никогда не ест, а только пьёт; а как зашумит – всех созовёт» ­ это о самоваре. Давным­давно, когда люди не умели объяснять явления природы и боялись их, им казалось, что мир населяют добрые и злые существа. Они верили, что и растения, и животные понимают человеческий язык. Первобытные охотники были уверены в том, что достаточно произнести названия птиц, зверей, орудия охоты и лова – и вся тайна будет раскрыта. Звери поймут из людских речей, что их ждёт, и спрячутся подальше – охота будет неудачной. Чтобы зверя обмануть, но при этом и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный язык»  , особую «загадочную» речь. Например, коня называли  «долгохвостый», корову – «рыкуша», овцу – «тонконогая». Белку  – «когтистая», петуха – «голоногий». Из этой тайной речи и родилась загадка. Сейчас трудно найти предмет, который не был бы загадан. Замечательный педагог и писатель К. Д. Ушинский говорил, что загадка – «уму ребёнка полезное упражнение». И он был прав! Кто из нас не мучился поиском ответов на вопросы: «Почему утки плавают?», «На каких полях трава не растёт?». Отгадать   загадку   ­     значит   ответить   на   вопрос,   то   есть   совершить   сложную мыслительную работу. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению наших предков, просто жизненной   необходимостью.   Лишь   знающий   загадки   человек   считался   сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так,  во многих народных сказках герой становится богатым или даже царём благодаря загадкам. Предмет,   о   котором   идёт   речь   в   загадке,   скрыт,   зашифрован   и   способы   его расшифровки   могут   быть   самыми   разными.   Нужно   не   просто   отгадать   загадку,   а доказать правильность отгадки. Например, такая загадка «По синему морю белые гуси плывут». О чём идёт речь? Чтобы ответить на вопрос, надо подумать, что может быть 1похоже на огромное синее море. Только такое же бескрайнее небо. Тогда что за «белые гуси» могут плыть по небу? Только плавно скользящие белоснежные облака. Вот и отгадка:   облака   на   небе.       Значит,   мы   можем   сказать,   что   загадки   развивают наблюдательность. Чем наблюдательнее человек, тем лучше и быстрее он отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается в голове человека, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей. Или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, с морковью! Загадки – это не только весёлое развлечение, мало того, они учат думать, но ещё и помогают увеличить словарный запас, сделать речь красивее и богаче, расширяют знания об окружающем мире. Вспомните, как описываются в загадках различные предметы. Не просто облака, а «пушистая вата», не просто ромашка, а «жёлтый глазок, белые реснички, не роса выпала,   а   «бусы   засверкали»…   Сколько   красивых   сравнений   нужно   придумать человеку, чтобы самому сочинить загадку! Разгадывание   и   сочинение   загадок   являются   для   человека   умственной гимнастикой.  Как правило, у большинства загадок нет автора. То есть он, конечно, был, но имя нам его неизвестно – оно затерялось во времени. Люди стали придумывать загадки очень – очень давно, когда и грамоты ещё не знали, и  передавались они из уст в уста. Никто загадки не записывал (писать – то не умели!)     и   под   ними   автора   не   указывали.  Загадки   могли   претерпевать   изменения, переиначиваться (не у всех же людей хорошая память!), и до нас через несколько веков могли дойти несколько вариантов одной и той же загадки. 1. Ходит, ходит, а в избу не входит. (Дверь.) 2. В сенях ходит, да в избу не входит. (Дверь.)   А коль автор не известен, то загадки такие стали называть народными – народ сочинил. Народная загадка всегда краткая, иначе она не сможет сохраниться в памяти надолго. Часто в народных загадках встречаются слова, значения которых мы не знаем. («Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны» ­ улей), а предметами, о которых в них говорится, уже давно не пользуемся (котелок, ухват, коромысло). И составление загадки и её разгадывание требовали внимательного наблюдения за предметами   и   явлениями,   которые   подвергались   загадыванию   или   разгадыванию. Загадка развивала наблюдательность, заставляла работать мысль. В   «Литературной   энциклопедии»   даётся   такое   определение   загадки.   Это «замысловатое   поэтическое   описание   какого   –   либо   предмета   или   явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Неслучайно   загадка   давно   привлекает   внимание   детских   писателей   и   поэтов. Сочинённые   определённым   автором,   такие   загадки   называются   литературными,   или авторскими.   В   отличие   от   народных   загадок,   литературные   более   подробно рассказывают о загадываемом предмете или явлении. А ещё есть загадки – обманки, или как их ещё называют загадки­с­толкусбивалки, ­ это весёлые загадки с неожиданными ответами. 2Суть загадок­обманок заключается в том, что ответ, который так и просится сорваться с языка, потому что того требует рифма, на самом деле далеко не всегда является правильным. Нужно быть начеку и не поддаваться желанию назвать слово в рифму, а немного подумать, чтобы понять, какое слово в рифму,   какое слово является разгадкой на самом   деле.   Такие   загадки   очень   весело   разгадывать   в   дружной   компании. Неправильные ответы вызывают громкий смех и поднимают настроение. Лес – обитания среда Для белок, зайцев, дятлов?... (Да.) Читатель, прочитав, всегда Съедает книжку,правда?... (Нет.)                    Когда приходят холода,          На юг летят все лоси?...(Нет.) Загадка ­ малый жанр фольклора. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но когда­то люди относились  к ним серьёзно. Древние мудрецы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок. Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми. Греки и римляне проводили   соревнования   по   разгадыванию   загадок,   а   победитель   получал   приз.   В русских народных свадебных обычаях загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Жениха не пускали к невесте до тех пор, пока он не отгадает загадки. Некоторые   легенды   гласят,   что   иногда   от   того,   сможет   ли   человек   дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. В   наши   дни   существует   большое   разнообразие   загадок:   загадки­описания, загадки­вопросы,   загадки­обманки,   загадки   с   подвохом,   загадки­прятки,   загадки   с числами и так далее. В ходе работы над проектом подтвердилась   гипотеза о том, что загадки важны для   умственного   развития   человека,   потому   что     процесс   разгадывания   загадок способствует развитию   интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных   способностей.   Каждая   новая   загадка   поднимает   нас   на   очередную ступеньку в развитии мышления, вызывает жажду познания, мобилизует умственные силы и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.    3

Посмотрите также