Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Сейчас мы будем читать новый текст. Какими будут наши действия? Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают талант К. Паустовского – настоящего художника слова, его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном. – Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.) Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части. Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение и озаглавливание 1-й части. Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur39_+.doc
Литературное чтение Урок 39. Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…» Тема: Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам.   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2  2  1. Проверка домашнего задания. 1. Чтение наизусть. 2. Чтение своих четверостиший об осени. 2. Введение в тему урока. Чтение авторского текста (с. 178). © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  1II. Развитие  умений. 2  4  2  2  3  3  I. Чтение текста. 1.     Работа с текстом до чтения. – Сейчас мы будем читать новый текст. Какими будут наши действия? Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание   на   заглавие,   имя   автора   и   иллюстрацию   к   тексту.   Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают   талант   К.   Паустовского   –   настоящего   художника   слова,   его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном. – Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой   дом»   оказаться   в   составе   этого   раздела?  (Видимо,   К.   Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)  Один­два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части. Прочитав   ключевые   слова,   дети   высказывают   предположения   о содержании. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение и озаглавливание 1­й части. Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором). Маленький   дом,   где   я   живу   в   Мещёре,   заслуживает   описания.  (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом.  (То есть досками.)  Дом стоит в густом саду, но 1 © ООО «Баласс», 2013 вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 24. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли  в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. почему­то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Можете   предположить,   почему?   Нужно   уточнить   значение   слова  западня  – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно.  (Раз «почти», значит, всё­ таки возможно…) Вечером коты осторожно перелезают  через частокол  (Почему осторожно?)  и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты   играют   в   волейбол.   Потом   какой­нибудь   наглый   кот   подпрыгивает, вцепляется   в   кукан   мёртвой   хваткой,   висит   на   нём,   качается   и   старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани.   Коты,   застигнутые   врасплох,   бросаются   к   частоколу,   но   не   успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!) Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.  (Почему посветлело в доме?  (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.) Трещат   печи,   пахнет   яблоками,   чисто   вымытыми   полами.   Синицы   сидят   на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на © ООО «Баласс», 2013 3подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба. Вопросы после чтения 1­й части: –  Как   вы   думаете,   какое   настроение   у   хозяина   дома   в   осеннюю   пору   в деревянной избе? – Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах? – Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».) Запись в тетради (с. 29, задание 1). – Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос? Часть 2 (читает учитель). В   ходе   чтения   нужно   помочь   детям   представить   осенние   картины, почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. 2. Повторное чтение рассказа. В   ходе   чтения   2­й   части   предлагаем   детям   разбить   её   на   картины   и составить план (задание 1 в тетради, с. 29). 1) Беседка в глубине леса. 2) Ночной осенний дождь. 3) Туманный рассвет и бодрящий душ. 4) Песня сверчка. 5) Уход на рассвете. 6) Затерянность в огромном мире. 3. Обобщающая беседа. а) – Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? б) – В чём же секрет, по­вашему, этого счастья среди осеннего увядания? (Он   общается   с   природой,   отдыхает,   наблюдает,   у   него   рождаются   новые мысли.) –  Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в © ООО «Баласс», 2013 4которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запоминать их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней   горечи,   чудесным   образом   соединённой   с   лёгкостью   на   душе   и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова». в)  –  Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа «Мой дом»? Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!.. А.С. Пушкин г) –  Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил   время   в   Мещёре,   заслуживает,   чтобы   его   описывали,   о   нём рассказывали? Почему? д) – Что, по­вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...) е) – Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой? 3. Работа с текстом после чтения. 1. Задание 4 в тетради, с. 29 (запись ключевых слов и сочетаний). 1­я часть                                    2­я часть бывшая баня                             старая беседка густой сад                                 дикий виноград частокол                                    воробьи © ООО «Баласс», 2013 5западня для котов                    часы берут в осаду                             осенняя ночь кукан с рыбой                           неторопливый дождь мёртвой хваткой                       ночная бабочка застигнутые                               врасплох туман просят пощады                          колодезная вода облетающий сад                          сверчок синицы                                  пёс Дивный                                         безмолвие воды                                         затерянность                                         счастье 2.  Творческое   задание:   выбор   авторской   лексики   из   синонимических  рядов (задание 3 в тетради, с. 29), самопроверка по учебнику. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Какие чувства вызвало у вас произведение К. Паустовского? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1.   Подробный   пересказ   2­й   части   по   плану   (учащиеся   готовят   пересказ отдельных фрагментов). 2. Выписать на страничку «Осень» цитаты, которые особенно понравились. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также