Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь, нам особенно важно. Когда в живых остается считанное количество очевидцев той страшной войны, важна любая информация об известных и неизвестных героях.
Гипотеза - исследование и анализ архивных документов, фотографий, материалов Интернет – ресурсов дают надежду возможность установить судьбу или найти информацию о погибших или пропавших без вести своих родных и близких, определить место их захоронения и сохранить эти сведения для семейного архива будущим поколениям.
«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ!»
АВТОР РАБОТЫ: ученик 4 «Б» класса
Пикалёв Арсений
РУКОВОДИТЕЛЬ
:
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Мухаева Ирина ЮрьевнаАктуальность:
ПЕНЗА 2016
Без любви к Родине, к её прошлому и настоящему, без знания истории, невозможно
построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с
человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков.
Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в
то время жизнь, нам особенно важно. Когда в живых остается считанное количество
очевидцев той страшной войны, важна любая информация об известных и неизвестных героях.
Гипотеза исследование и анализ архивных документов, фотографий, материалов Интернет –
ресурсов дают надежду возможность установить судьбу или найти информацию о погибших
или пропавших без вести своих родных и близких, определить место их захоронения и
сохранить эти сведения для семейного архива будущим поколениям.
Цель:
Отечественной войны Гришанцева Ивана Афанасьевича.
Задачи:
установить судьбу и вернуть имя пропавшего без вести солдата Великой
1. Собрать и изучить сохранившиеся документы, фотографии, в которых содержатся
необходимые сведения о моем прадеде Гришанцеве Иване Афанасьевиче.
2. Проанализировать архивные источники и материал Интернетресурсов.
3. Встретиться с родственниками и записать их воспоминания о моем прадеде.
4. Установить военный путь и место захоронения Гришанцева Ивана Афанасьевича.
5. Найти информацию в Книге Памяти в Государственном Архиве по Пензенской области
и внести уточнения.
6. Написать работу о моём прадедушке, рассказать о нём одноклассникам.
7. Этим исследованием положить начало написанию своей Семейной Военной Летописи о
судьбах наших родственниках, прошедших войну или погибших на ней; материалы
подарить всем родственникам.
8. Принять участие в шествии Бессмертного полка 9 Мая 2015 года.
9. Разместить историю нелёгкой военной судьбы Гришанцева Ивана Афанасьевича в
СМИ, на Интернет ресурсах.
Предметная область: история, краеведение.Объект исследования: семья Гришанцева Ивана Афанасьевича в годы Великой
Отечественной войны.
Предмет исследования: вклад членов моей семьи в победу над врагом.
Основные этапы работы:
1. Выявление проблемы и определение направления и сферы исследования.
2. Определение темы исследования. Постановка целей и задач.
3. Выработка гипотезы, методов исследования, определение последовательности его
проведения.
4. Сбор и обработка информации.
5. Подготовка презентации и отчета по проделанной работе.
6. Презентация исследовательской работы.
Результаты исследования:
приобретение навыков поисковоисследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о суровых годах жизни своего прадеда;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;
формирование уважительного отношения к участникам войны, бережное отношение к
семейным фотографиям и реликвиям.
Практическая значимость:
выступление перед учащимися школы на конкурсе исследовательских работ «Находка
года» ,
выступление на уроке истории по теме: «Правнуки Победы о поколении победителей»,
пополнение экспонатов школьного музея,
размещение материала на сайтах «Бессмертного полка», «Пенза Информ», в газете
«Молодой Ленинец»,
участие в Акции Памяти «Спасибо бабушке и деду за Великую Победу» в ОАО «Сбербанк».
Методы исследования:
анализ устных источников;
сбор и анализ архивных документов;
работа с электронными материалами;
интервьюирование (беседы);
обработка собранного материала в хронологическом порядке.Содержание.
1.Введение.
2. Неизвестный герой Великой Отечественной Войны.
2.1 Рассказ о судьбе моего прадеда Гришанцева Ивана Афанасьевича .
2.2. Поиск информации в Книге Памяти, в архивных документах.
2.3. Военный путь сержанта Гришанцева И.А..
2.4 Концлагерь Шталаг 318 /VIII F.
2.5. Место захоронения моего прадеда.
2.6 Изменения биографических сведений в Государственном Архиве.
3. Выводы.
4. Заключение.
5. Список литературы .
6. Приложение.1. Введение
Вы говорите мне: «Зачем искать?»
Давно исчезли те, кто здесь убиты,
Ушли и те, что их могли бы ждать,
И все они давнымдавно забыты.
Не знаю я, смогу ль вам доказать,
Но думаю, что вы не правы.
Пусть некому уже солдата ждать,
Но он солдат и сын своей державы.
Г.И. Гарибян
2015 год юбилейный год в истории России, год 70летия Великой Победы в Великой
Отечественной войне 19411945 гг. Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память
солдат, которые воевали, были ранены или погибли, защищая нашу страну от фашистов. Это
светлый радостный праздник и одновременно грустный!
Всё дальше уходят в историю события той страшной войны, уходят поколения тех, кто
защищал Россию в страшных, тяжелых боях. Во многих семьях есть родные, которые не
вернулись с войны…
Я родился в 2005 году, о войне знаю только из книг, кинофильмов, рассказов бабушки.
Моя мама тоже не видела войну, не может рассказать о ней, но я знаю, что война – это
страшно. Мы с мамой каждый год ходим на Парад Победы, и она мне рассказала про наших
родственников, которые воевали и про судьбу родного брата моего прадеда – Гришанцева
Ивана Афанасьевича, который ушёл на фронт и пропал без вести. Я считаю, что не должно
быть солдат без судьбы!
2.Неизвестный герой Великой Отечественной Войны.
2.1 Рассказ о судьбе моего прадеда Гришанцева Ивана Афанасьевича.
Гришанцев Иван Афанасьевич родился 15.09.1913 году в Пензенской области, в
деревне Дуровка в большой крестьянской семье. Когда вырос, уехал жить и работать пекарем
в районный центр Тамала, там же женился. В их семье с женой Марией до начала войны
родилось трое детей. Но тихая и спокойная мирная жизнь прекратилась!
В мае 1942 года Иван Афанасьевич месте с другими своими односельчанами был
призван в действующую армию. Он прислал всего пару писем, а затем связь с ним оборвалась.
Его жена Мария и мой прадедушка Фёдор не знали, где он и жив ли…Потом пришлоизвещение, что солдат Гришанцев Иван Афанасьевич пропал без вести. Его родные надеялись
и ждали всю войну и долгое время после победы, что Иван вернётся живым, но так и не
дождались.
2.2.Поиск информации в архивных источниках, в Книге Памяти
Долгие годы мои родственники продолжали искать сведения о боевом пути моего
прадедушки, о его судьбе и месте захоронения. Они посылали запросы в разные инстанции,
искали в архивных документах. (Приложение №1 )
Великая Отечественная война 1941-1945
Книга памяти
В Книге содержатся сведения о жителях Пензенской области, погибших или пропавших в
годы войны
Гришанцев Иван Афанасьевич
Год рождения
нет данных
Место рождения
Тамалинский рн
Место призыва
Воинское звание
Дата выбытия
Причина выбытия
Тамалинский РВК
сержант
20.08.1942
пропал б/в
Место захоронения
нет данных
И только через 65 лет, когда открыли немецкие военные архивы, мой дядя нашёл там
информацию о моём прадеде Иване, которая потрясла всю семью.
Он прислал нам карточку военнопленного, и мы узнали, что мой прадед воевал под
Сталинградом, попал в концлагерь и погиб там…
2.3.Военный путь Гришанцева Ивана Афанасьевича
Я узнал, что в августе 1942 года мой прадед Иван вместе со своим отрядом высадился из
самолёта на парашюте около города Сталинград, сражался, но попал в плен и был брошен в
концлагерь.
Из карточки военнопленного я узнал, что Иван Афанасьевич был угнан в концентрационный
лагерь Шталаг 318 (VIII F) Lamsdorf в Польшe 22.08.1942 года и погиб там 24.02.1944 года.
2.4 Концлагерь Шталаг 318 /VIII F.Я много прочитал в материалах в Интернет ресурсов в концлагере Шталаг 318.
О тяжёлой доле и мучениях военнопленных невозможно было читать без боли в сердце и слёз
на глазах! Ведь среди них был и мой прадед…
«Шталаг» = «Stalag» это сокращение от немецкого
«Stammlager», Stammlager für kriegsgefangene Mannschaften
und Unteroffiziere» , означающего стационарный лагерь для
военнопленных рядового и сержантского составов.
Из 180200 тыс. узников, которые побывали в лагере за время
Второй мировой войны, в Ламсдорфе умерло около 40 тыс.
Поздней весной 1941 г. была отведена территория под
лагерные постройки, но строительные работы так и не были
начаты. Пленные Красной Армии, которые привозились сюда
с июля, содержались под открытым небом. Только осенью
началось строительство жилых бараков. Поскольку его не
закончили до прихода зимы, заключённые были вынуждены спасаться от холода в вырытых
самими узниками земляных ямах. Основная часть строительных работ была завершена только
в 1942 г.
Спасаясь от невыносимого ветра, дождей, советские военнопленные вынуждены были
прятаться в открытых землянках и ячейках. В декабре 1941 г. военнопленные размещались в
вырытых ямах длиной 300400 метров и шириной 3 метра, высотой в рост среднего человека.
Набивалось в такое сооружение до 700 человек, а те, кто не помещались, вынуждены были
оставаться под открытым небом или вырывать себе в земле яму, чтобы спрятаться от
непогоды. Часто такие сооружения заваливало землей, и многие из пленных погибали.
«Из приказа № 60 по Шталагу 344
о запрещении советским военнопленным носить обувь
Ламсфорд
21 июня 1944 г
...В связи с большой нехваткой обуви совершенно недопустимо, чтобы советские
военнопленные в лагерях и рабочих командах носили в теплые дни кожаную обувь. Они
должны ходить босиком. О всех исключениях запрашивать разрешение начальника
стационарного лагеря.Начальник лагеря подполковник Месснер
ЦГАОР СССР, ф.7021, оп.102. д. 617, л.14. Перевод с немецкого Иванников А.П.
Когда я это читал, смотрел фотографии военнопленных, фотографии концлагерей мне стало
страшно! Что пришлось пережить и какие мучения вынести нашим солдатом! И теперь я
понимаю смысл фразы, которую часто слышал от своей бабушки – «Лишь бы не было войны!»
2.5.Место захоронения моего прадеда.
Мой прадед Иван прошёл все ужасы концлагеря, где люди тысячами гибли в фашистских
крематориях, умирали от голода и болезней, от непосильной работы, от медицинских
экспериментов, от принудительного донорства.
Узнать о такой страшной судьбе своего отца его детям было очень тяжело.
Похоронен Иван Афанасьевич в Польше в братской могиле в г.Ламбиновице. Его дети и внуки
теперь знают место, куда можно приехать и поклониться своему отцу и деду, простому
русскому солдату!2.6.Изменения биографических сведений в Государственном Архиве.
Когда я по карточке военнопленного и по материалам интернет ресурсов установил судьбу
моего прадеда и место его захоронения, мы с мамой позвонили в Государственный Архив по
Пензенской области и здесь я столкнулся с проблемой: в Книге Памяти Гришанцев Иван
Афанасьевич до сих пор значился как без вести пропавший. Мы связались с руководством
Архива и отправили им установленные нами новые биографические сведения о моем прадеде,
на что получили ответ:
Госархив Пензенской области >15 апр. в 13:26 (Приложение№1).
Уважаемая Марианна Юрьевна, добрый день.
Ваш материал о Гришанцеве Иване Афанасьевиче получили, спасибо, уточнения в Книгу
памяти будут внесены.
С уважением, зам. директора Кашаев Павел Вячеславович
3.Заключение.
В год 70летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ я хотел сам отдать дань памяти подвигу моего
прадеда. На Параде Победы я прошёл в колонне Бессмертного полка и нес фотографию
сержанта Гришанцева Ивана Афанасьевича, простого русского солдата, перенёсшего все
ужасы войны и не дожившего до Дня Победы. Его жизнь оборвалась в 31 год, он многое не
успел сделать, не увидел, как росли его дети и внуки… Он отдал жизнь за нас и нашу
Родину!
Мы поместили на сайте Бессмертного полка сведения о моём прадеде и навсегда
увековечили память о нём на страницах истории нашей страны. (Приложение №3)
Когда я делал эту работу, мне пришла идея создать нашу Семейную Военную Летопись, где
мы напишем про всех наших родных, прошедших войну, и подарим эти диски на память всем
нашим родственникам, чтобы следующие поколения в нашей семье знали и ПОМНИЛИ
подвиг людей, давших нам мирную жизнь! А наши родные будут добавлять к этой Летописиуже свои странички о военных судьбах их близких. И страница про прадеда Ивана будет
первой в этой Летописи. (Приложение №4)
Мы должны быть достойными того ПОДВИГА, который совершили для нас наши отцы, деды,
прадеды, матери, бабушки, стоя как один, плечом к плечу, защищая нашу Родину от
фашизма!
У нас просто нет права забыть ЦЕНУ ПОБЕДЫ, которую заплатил весь русский народ,
чтобы над нашими головами был МИР!
4. Выводы.
В результате проведённого исследования удалось:
1. Встретиться с родственниками, узнать жизни Гришанцева Ивана Афанасьевича до
войны
2. Собрать, изучить и проанализировать устные источники, источники СМИ и материалы
из Интернет ресурсов, содержащие информацию о пропавшем без вести моем
прадедушке Гришанцеве Иване Афанасьевиче, о концлагере Шталаг 318;
3. Узнать военную судьбу моего прадеда и место его захоронения;
4. Внести в Книгу Памяти Пензенского района в Государственном Архиве уточнения
о том, что вместо «пропал без вести ,место захоронения неизвестно» «погиб
24.02.1944г. ,место захоронения братская могила с.Ламбиновице, Польша»;
5. Увековечить имя моего прадеда в рядах солдат Великой Отечественной Войны
«Бессмертный полк» на сайте Бессмертного полка;
6. Принять участие в акции «Моя история Победы» на портале в «ПензаИнформ» и
поместить историю о судьбе моего прадеда в газете «Молодой Ленинец».
Гришанцев Иван Афанасьевич – не человек, канувший в неизвестность, а солдат,
который внес свой неоценимый вклад, как и миллионы таких же, как и он, простых
солдат, в дело Великой Победы.
Я, правнук сержанта Ивана Афанасьевича, горжусь тем, что мне удалось коснуться памяти
солдата Великой Отечественной войны и внести СВОЙ вклад в то, чтобы оставить след о
СВОЁМ ГЕРОЕ ВОЙНЫ и увековечить его имя, как в архивах нашей семьи, так и на
страницах истории города и страны.Список использованной литературы и источников:
1.Записи воспоминаний родственников Гришанцевой Г.Ф., Гришанцева А.И.
2. Книга Памяти по Пензенской области;
3. http://dassie2001.livejournal.com/226425.html
memorial
4. obd
.ru
5. http://voenspez.ru
6. http://www.dokst.ru
7. http://moypolk.ruПриложение №1
Письмо найдено по запросу «penzarhiv@mail.ru». Вернуться к
Уважаемая Марианна Юрьевна, добрый день, Ваш материал о Гришанцеве
Иване Афанасьевиче получили, спасибо, уточнения в Книгу памяти будут
внесены.
поискуС уважением, зам. директора Кашаев Павел Вячеславович
From: Марианна [mailto:marianna351@yandex.ru]
Sent: Wednesday, April 15, 2015 12:36 PM
To: penzarhiv@mail.ru
Subject: внесение изменений в Книгу Памяти по участнику ВОВ Гришанцеве Иване
Афанасьевиче
Приложение №2
Карточка военнопленного Гришанцева Ивана Афанасьевича ,концлагерь Шталаг 318 (VIII F)
Lamsdorf, ПольшаПриложение №3Приложение №4
СЕМЕЙНАЯ ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ 19411945
Мой прадедушка ГРИШАНЦЕВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
Родился 15.09.1913 году
в Пензенской
области, в деревне Дуровка в большой
крестьянской семье. Когда вырос, уехал жить
и работать пекарем в районный центр Тамала,
там же женился. В их семье с женой Марией до
начала войны родилось трое детей сыновья
Анатолий,Геннадий и дочь Зоя.
В мае 1942 года Иван Афанасьевич месте с
другими своими односельчанами был призван в
действующую армию. Он прислал всего пару
писем, а затем связь с ним оборвалась. Его
жена Мария и мой прадед Фёдор не знали где
он и жив ли…