Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь, нам особенно важно. Когда в живых остается считанное количество очевидцев той страшной войны, важна любая информация об известных и неизвестных героях.
Гипотеза - исследование и анализ архивных документов, фотографий, материалов Интернет – ресурсов дают надежду возможность установить судьбу или найти информацию о погибших или пропавших без вести своих родных и близких, определить место их захоронения и сохранить эти сведения для семейного архива будущим поколениям.
Чтобы помнили.doc
«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ!»
АВТОР РАБОТЫ: ученик 4 «Б» класса
Пикалёв Арсений
РУКОВОДИТЕЛЬ
:
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Мухаева Ирина Юрьевна Актуальность:
ПЕНЗА 2016
Без любви к Родине, к её прошлому и настоящему, без знания истории, невозможно
построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с
человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков.
Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в
то время жизнь, нам особенно важно. Когда в живых остается считанное количество
очевидцев той страшной войны, важна любая информация об известных и неизвестных героях.
Гипотеза исследование и анализ архивных документов, фотографий, материалов Интернет –
ресурсов дают надежду возможность установить судьбу или найти информацию о погибших
или пропавших без вести своих родных и близких, определить место их захоронения и
сохранить эти сведения для семейного архива будущим поколениям.
Цель:
Отечественной войны Гришанцева Ивана Афанасьевича.
Задачи:
установить судьбу и вернуть имя пропавшего без вести солдата Великой
1. Собрать и изучить сохранившиеся документы, фотографии, в которых содержатся
необходимые сведения о моем прадеде Гришанцеве Иване Афанасьевиче.
2. Проанализировать архивные источники и материал Интернетресурсов.
3. Встретиться с родственниками и записать их воспоминания о моем прадеде.
4. Установить военный путь и место захоронения Гришанцева Ивана Афанасьевича.
5. Найти информацию в Книге Памяти в Государственном Архиве по Пензенской области
и внести уточнения.
6. Написать работу о моём прадедушке, рассказать о нём одноклассникам.
7. Этим исследованием положить начало написанию своей Семейной Военной Летописи о
судьбах наших родственниках, прошедших войну или погибших на ней; материалы
подарить всем родственникам.
8. Принять участие в шествии Бессмертного полка 9 Мая 2015 года.
9. Разместить историю нелёгкой военной судьбы Гришанцева Ивана Афанасьевича в
СМИ, на Интернет ресурсах.
Предметная область: история, краеведение. Объект исследования: семья Гришанцева Ивана Афанасьевича в годы Великой
Отечественной войны.
Предмет исследования: вклад членов моей семьи в победу над врагом.
Основные этапы работы:
1. Выявление проблемы и определение направления и сферы исследования.
2. Определение темы исследования. Постановка целей и задач.
3. Выработка гипотезы, методов исследования, определение последовательности его
проведения.
4. Сбор и обработка информации.
5. Подготовка презентации и отчета по проделанной работе.
6. Презентация исследовательской работы.
Результаты исследования:
приобретение навыков поисковоисследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о суровых годах жизни своего прадеда;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;
формирование уважительного отношения к участникам войны, бережное отношение к
семейным фотографиям и реликвиям.
Практическая значимость:
выступление перед учащимися школы на конкурсе исследовательских работ «Находка
года» ,
выступление на уроке истории по теме: «Правнуки Победы о поколении победителей»,
пополнение экспонатов школьного музея,
размещение материала на сайтах «Бессмертного полка», «Пенза Информ», в газете
«Молодой Ленинец»,
участие в Акции Памяти «Спасибо бабушке и деду за Великую Победу» в ОАО «Сбербанк».
Методы исследования:
анализ устных источников;
сбор и анализ архивных документов;
работа с электронными материалами;
интервьюирование (беседы);
обработка собранного материала в хронологическом порядке. Содержание.
1.Введение.
2. Неизвестный герой Великой Отечественной Войны.
2.1 Рассказ о судьбе моего прадеда Гришанцева Ивана Афанасьевича .
2.2. Поиск информации в Книге Памяти, в архивных документах.
2.3. Военный путь сержанта Гришанцева И.А..
2.4 Концлагерь Шталаг 318 /VIII F.
2.5. Место захоронения моего прадеда.
2.6 Изменения биографических сведений в Государственном Архиве.
3. Выводы.
4. Заключение.
5. Список литературы .
6. Приложение. 1. Введение
Вы говорите мне: «Зачем искать?»
Давно исчезли те, кто здесь убиты,
Ушли и те, что их могли бы ждать,
И все они давнымдавно забыты.
Не знаю я, смогу ль вам доказать,
Но думаю, что вы не правы.
Пусть некому уже солдата ждать,
Но он солдат и сын своей державы.
Г.И. Гарибян
2015 год юбилейный год в истории России, год 70летия Великой Победы в Великой
Отечественной войне 19411945 гг. Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память
солдат, которые воевали, были ранены или погибли, защищая нашу страну от фашистов. Это
светлый радостный праздник и одновременно грустный!
Всё дальше уходят в историю события той страшной войны, уходят поколения тех, кто
защищал Россию в страшных, тяжелых боях. Во многих семьях есть родные, которые не
вернулись с войны…
Я родился в 2005 году, о войне знаю только из книг, кинофильмов, рассказов бабушки.
Моя мама тоже не видела войну, не может рассказать о ней, но я знаю, что война – это
страшно. Мы с мамой каждый год ходим на Парад Победы, и она мне рассказала про наших
родственников, которые воевали и про судьбу родного брата моего прадеда – Гришанцева
Ивана Афанасьевича, который ушёл на фронт и пропал без вести. Я считаю, что не должно
быть солдат без судьбы!
2.Неизвестный герой Великой Отечественной Войны.
2.1 Рассказ о судьбе моего прадеда Гришанцева Ивана Афанасьевича.
Гришанцев Иван Афанасьевич родился 15.09.1913 году в Пензенской области, в
деревне Дуровка в большой крестьянской семье. Когда вырос, уехал жить и работать пекарем
в районный центр Тамала, там же женился. В их семье с женой Марией до начала войны
родилось трое детей. Но тихая и спокойная мирная жизнь прекратилась!
В мае 1942 года Иван Афанасьевич месте с другими своими односельчанами был
призван в действующую армию. Он прислал всего пару писем, а затем связь с ним оборвалась.
Его жена Мария и мой прадедушка Фёдор не знали, где он и жив ли…Потом пришло извещение, что солдат Гришанцев Иван Афанасьевич пропал без вести. Его родные надеялись
и ждали всю войну и долгое время после победы, что Иван вернётся живым, но так и не
дождались.
2.2.Поиск информации в архивных источниках, в Книге Памяти
Долгие годы мои родственники продолжали искать сведения о боевом пути моего
прадедушки, о его судьбе и месте захоронения. Они посылали запросы в разные инстанции,
искали в архивных документах. (Приложение №1 )
Великая Отечественная война 1941-1945
Книга памяти
В Книге содержатся сведения о жителях Пензенской области, погибших или пропавших в
годы войны
Гришанцев Иван Афанасьевич
Год рождения
нет данных
Место рождения
Тамалинский рн
Место призыва
Воинское звание
Дата выбытия
Причина выбытия
Тамалинский РВК
сержант
20.08.1942
пропал б/в
Место захоронения
нет данных
И только через 65 лет, когда открыли немецкие военные архивы, мой дядя нашёл там
информацию о моём прадеде Иване, которая потрясла всю семью.
Он прислал нам карточку военнопленного, и мы узнали, что мой прадед воевал под
Сталинградом, попал в концлагерь и погиб там…
2.3.Военный путь Гришанцева Ивана Афанасьевича
Я узнал, что в августе 1942 года мой прадед Иван вместе со своим отрядом высадился из
самолёта на парашюте около города Сталинград, сражался, но попал в плен и был брошен в
концлагерь.
Из карточки военнопленного я узнал, что Иван Афанасьевич был угнан в концентрационный
лагерь Шталаг 318 (VIII F) Lamsdorf в Польшe 22.08.1942 года и погиб там 24.02.1944 года.
2.4 Концлагерь Шталаг 318 /VIII F. Я много прочитал в материалах в Интернет ресурсов в концлагере Шталаг 318.
О тяжёлой доле и мучениях военнопленных невозможно было читать без боли в сердце и слёз
на глазах! Ведь среди них был и мой прадед…
«Шталаг» = «Stalag» это сокращение от немецкого
«Stammlager», Stammlager für kriegsgefangene Mannschaften
und Unteroffiziere» , означающего стационарный лагерь для
военнопленных рядового и сержантского составов.
Из 180200 тыс. узников, которые побывали в лагере за время
Второй мировой войны, в Ламсдорфе умерло около 40 тыс.
Поздней весной 1941 г. была отведена территория под
лагерные постройки, но строительные работы так и не были
начаты. Пленные Красной Армии, которые привозились сюда
с июля, содержались под открытым небом. Только осенью
началось строительство жилых бараков. Поскольку его не
закончили до прихода зимы, заключённые были вынуждены спасаться от холода в вырытых
самими узниками земляных ямах. Основная часть строительных работ была завершена только
в 1942 г.
Спасаясь от невыносимого ветра, дождей, советские военнопленные вынуждены были
прятаться в открытых землянках и ячейках. В декабре 1941 г. военнопленные размещались в
вырытых ямах длиной 300400 метров и шириной 3 метра, высотой в рост среднего человека.
Набивалось в такое сооружение до 700 человек, а те, кто не помещались, вынуждены были
оставаться под открытым небом или вырывать себе в земле яму, чтобы спрятаться от
непогоды. Часто такие сооружения заваливало землей, и многие из пленных погибали.
«Из приказа № 60 по Шталагу 344
о запрещении советским военнопленным носить обувь
Ламсфорд
21 июня 1944 г
...В связи с большой нехваткой обуви совершенно недопустимо, чтобы советские
военнопленные в лагерях и рабочих командах носили в теплые дни кожаную обувь. Они
должны ходить босиком. О всех исключениях запрашивать разрешение начальника
стационарного лагеря. Начальник лагеря подполковник Месснер
ЦГАОР СССР, ф.7021, оп.102. д. 617, л.14. Перевод с немецкого Иванников А.П.
Когда я это читал, смотрел фотографии военнопленных, фотографии концлагерей мне стало
страшно! Что пришлось пережить и какие мучения вынести нашим солдатом! И теперь я
понимаю смысл фразы, которую часто слышал от своей бабушки – «Лишь бы не было войны!»
2.5.Место захоронения моего прадеда.
Мой прадед Иван прошёл все ужасы концлагеря, где люди тысячами гибли в фашистских
крематориях, умирали от голода и болезней, от непосильной работы, от медицинских
экспериментов, от принудительного донорства.
Узнать о такой страшной судьбе своего отца его детям было очень тяжело.
Похоронен Иван Афанасьевич в Польше в братской могиле в г.Ламбиновице. Его дети и внуки
теперь знают место, куда можно приехать и поклониться своему отцу и деду, простому
русскому солдату! 2.6.Изменения биографических сведений в Государственном Архиве.
Когда я по карточке военнопленного и по материалам интернет ресурсов установил судьбу
моего прадеда и место его захоронения, мы с мамой позвонили в Государственный Архив по
Пензенской области и здесь я столкнулся с проблемой: в Книге Памяти Гришанцев Иван
Афанасьевич до сих пор значился как без вести пропавший. Мы связались с руководством
Архива и отправили им установленные нами новые биографические сведения о моем прадеде,
на что получили ответ:
Госархив Пензенской области >15 апр. в 13:26 (Приложение№1).
Уважаемая Марианна Юрьевна, добрый день.
Ваш материал о Гришанцеве Иване Афанасьевиче получили, спасибо, уточнения в Книгу
памяти будут внесены.
С уважением, зам. директора Кашаев Павел Вячеславович
3.Заключение.
В год 70летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ я хотел сам отдать дань памяти подвигу моего
прадеда. На Параде Победы я прошёл в колонне Бессмертного полка и нес фотографию
сержанта Гришанцева Ивана Афанасьевича, простого русского солдата, перенёсшего все
ужасы войны и не дожившего до Дня Победы. Его жизнь оборвалась в 31 год, он многое не
успел сделать, не увидел, как росли его дети и внуки… Он отдал жизнь за нас и нашу
Родину!
Мы поместили на сайте Бессмертного полка сведения о моём прадеде и навсегда
увековечили память о нём на страницах истории нашей страны. (Приложение №3)
Когда я делал эту работу, мне пришла идея создать нашу Семейную Военную Летопись, где
мы напишем про всех наших родных, прошедших войну, и подарим эти диски на память всем
нашим родственникам, чтобы следующие поколения в нашей семье знали и ПОМНИЛИ
подвиг людей, давших нам мирную жизнь! А наши родные будут добавлять к этой Летописи уже свои странички о военных судьбах их близких. И страница про прадеда Ивана будет
первой в этой Летописи. (Приложение №4)
Мы должны быть достойными того ПОДВИГА, который совершили для нас наши отцы, деды,
прадеды, матери, бабушки, стоя как один, плечом к плечу, защищая нашу Родину от
фашизма!
У нас просто нет права забыть ЦЕНУ ПОБЕДЫ, которую заплатил весь русский народ,
чтобы над нашими головами был МИР!
4. Выводы.
В результате проведённого исследования удалось:
1. Встретиться с родственниками, узнать жизни Гришанцева Ивана Афанасьевича до
войны
2. Собрать, изучить и проанализировать устные источники, источники СМИ и материалы
из Интернет ресурсов, содержащие информацию о пропавшем без вести моем
прадедушке Гришанцеве Иване Афанасьевиче, о концлагере Шталаг 318;
3. Узнать военную судьбу моего прадеда и место его захоронения;
4. Внести в Книгу Памяти Пензенского района в Государственном Архиве уточнения
о том, что вместо «пропал без вести ,место захоронения неизвестно» «погиб
24.02.1944г. ,место захоронения братская могила с.Ламбиновице, Польша»;
5. Увековечить имя моего прадеда в рядах солдат Великой Отечественной Войны
«Бессмертный полк» на сайте Бессмертного полка;
6. Принять участие в акции «Моя история Победы» на портале в «ПензаИнформ» и
поместить историю о судьбе моего прадеда в газете «Молодой Ленинец».
Гришанцев Иван Афанасьевич – не человек, канувший в неизвестность, а солдат,
который внес свой неоценимый вклад, как и миллионы таких же, как и он, простых
солдат, в дело Великой Победы.
Я, правнук сержанта Ивана Афанасьевича, горжусь тем, что мне удалось коснуться памяти
солдата Великой Отечественной войны и внести СВОЙ вклад в то, чтобы оставить след о
СВОЁМ ГЕРОЕ ВОЙНЫ и увековечить его имя, как в архивах нашей семьи, так и на
страницах истории города и страны. Список использованной литературы и источников:
1.Записи воспоминаний родственников Гришанцевой Г.Ф., Гришанцева А.И.
2. Книга Памяти по Пензенской области;
3. http://dassie2001.livejournal.com/226425.html
memorial
4. obd
.ru
5. http://voenspez.ru
6. http://www.dokst.ru
7. http://moypolk.ru Приложение №1
Письмо найдено по запросу «[email protected]». Вернуться к
Уважаемая Марианна Юрьевна, добрый день, Ваш материал о Гришанцеве
Иване Афанасьевиче получили, спасибо, уточнения в Книгу памяти будут
внесены.
поиску С уважением, зам. директора Кашаев Павел Вячеславович
From: Марианна [mailto:[email protected]]
Sent: Wednesday, April 15, 2015 12:36 PM
To: [email protected]
Subject: внесение изменений в Книгу Памяти по участнику ВОВ Гришанцеве Иване
Афанасьевиче
Приложение №2
Карточка военнопленного Гришанцева Ивана Афанасьевича ,концлагерь Шталаг 318 (VIII F)
Lamsdorf, Польша Приложение №3 Приложение №4
СЕМЕЙНАЯ ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ 19411945
Мой прадедушка ГРИШАНЦЕВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
Родился 15.09.1913 году
в Пензенской
области, в деревне Дуровка в большой
крестьянской семье. Когда вырос, уехал жить
и работать пекарем в районный центр Тамала,
там же женился. В их семье с женой Марией до
начала войны родилось трое детей сыновья
Анатолий,Геннадий и дочь Зоя.
В мае 1942 года Иван Афанасьевич месте с
другими своими односельчанами был призван в
действующую армию. Он прислал всего пару
писем, а затем связь с ним оборвалась. Его
жена Мария и мой прадед Фёдор не знали где
он и жив ли…
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
"Чтобы помнили"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.