Пояснительная записка
Программа «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составлена на основе завершённой предметной линии учебников «Технология», авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. (УМК «Школа России»).
Программа разработана в рамках социального направления. Главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Актуальность и практическая значимость программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений; формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде.
Задачи программы:
-развивать творческие способности обучающихся;
-прививать интерес к искусству, развивать познавательную активность детей;
-воспитывать культуру труда, пространственное мышление;
-воспитывать эстетические представления и трудолюбие, умение наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
-формировать гуманные начала жизни в социуме через совместную целенаправленную коллективно - распределенную деятельность;
-воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
-формировать потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи;
-выработать необходимые практические умения и навыки;
-учить детей делать свои работы общественно значимыми;
-совершенствовать трудовые умения и навыки;
-подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Чудеса своими руками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Программа «Чудеса своими руками» предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс - 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю в кабинете начальных классов.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Технология» и не требует от учащихся дополнительных умений. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и развивающая информация. По данной программе можно работать с обучающимися ОВЗ.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· высказываться в устной и письменной форме;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития;
· сформировать навыки работы с информацией.
Учет результатов проходит в форме:
беседы;
рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
выставки детских работ в школе;
экскурсии;
защита проектов;
экспериментирование с материалами;
соревнования, развлечения;
сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Работа с природными материалами.
Знакомство с природными материалами. Аппликация из листьев. Аппликация из семян и круп. Поделки из шишек и желудей. Конструирование из скорлупы грецкого ореха и яичной скорлупы. Рыбка, лебедь. Букет из сухих цветов. Рисование пластилином.
Пластилиновая сказка.
Работа с бумагой и картоном.
Бумага - замечательный материал. Оригами: треугольник, лягушка, сова, рыбки, ворона. Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы. Обрывная аппликация «Любимые герои сказок». Мозаика из бумаги. Попугай. Цепочки для елки. Новогодняя открытка. Новогодние снежинки.
Лепка из солёного теста.
Азбука солёного теста. Фигурки из соленого теста. Овощи и фрукты. Именинный торт. Корзина с грибами. В гостях у феи цветов. Ромашки и маки. Весенние цветы. Бабочка и пчелка. Цветочная поляна. Коллективная работа. Лепка пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц.
Работа с «бросовым» материалом.
Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Конфетные фантики. Фантазия. Настенное панно. Рамка для фото. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.
2 класс (34 часа)
Работа с природными материалами.
Плоскостное изображение «Подарки осени» Картина из пластилина. Панно из круп, семян. Поделки из шишек и жёлудей. Аппликация из природных материалов на картоне. Объемные поделки из природного материала. Композиция «Дары природы» Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с бумагой и картоном.
Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» Аппликация из геометрических фигур. Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки». Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки для новогодней елки. Новогодние снежинки.
Лепка из солёного теста.
Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох Натюрморт «По грибы», «Овощи» Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики). Город снеговиков. Коллективная работа. Животные. Тематическая композиция. Коллективная работа. Объемное панно. Игрушечная «еда». Забавные фигурки. Божьи коровки на ромашке. Композиции из объемных фигурок. Самостоятельная работа учащихся.
Работа с «бросовым» материалом.
Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Аппликация из пуговиц. Цветы из салфеток. Аппликация из резаных ниток. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.
3 класс (34 часа)
Работа с природными материалами.
Моделирование из природного материала. Аппликация коврик (из семян). Плоскостное изображение. «Подарки осени». Поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Панно из семян и цветов. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с бумагой и картоном.
Скатывание в комок. Мозаика. Плетение из бумаги. Аппликация. Моделирование из картона. Рамочка. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек. Обрывная аппликация не тему: «Времена года». Композиция из выпуклых деталей оригами. Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа.
Лепка из солёного теста.
Забавные фигурки. Украшения. Цветы и бабочки. Растения. Аквариум с рыбками. Животные (ежик, котик и др.) Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция. Природные материалы в сочетании с соленым тестом. Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с «бросовым» материалом.
«Папье-маше».
Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Коллаж из различных
материалов. Цветы из пластиковых бутылок. Изготовление сувениров из дисков.
Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.
4 класс (34 часа)
Работа с природными материалами.
Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Объемные поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Поделки из сухих листьев. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с бумагой и картоном.
Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Квиллинг: цветы, панно. Симметричное силуэтное вырезание. Оригами. Объёмные игрушки.
Сюжетная композиция оригами на плоскости. Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки из картона с подвижными деталями.
Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа.
Лепка из солёного теста.
Цветы. Ваза с цветами. Объемное панно. Цветное тесто. Объемное панно. Забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Чайный сервиз. Украшения из соленого теста. Сочетание соленого теста с другими материалами. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с «бросовым» материалом.
Моделирование из бумажных салфеток. Мозаика из блёсток и бисера. Аппликация из кружев и ткани. Коллаж из различных материалов.
Рамки для фотографий. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Итоговая выставка «Мои успехи».
Тематическое планирование
Наименование раздела |
Количество часов |
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 класс |
|
|
|
|||
Раздел 1 Работа с природными материалами 8 часов |
1 ч |
7ч |
||||
Раздел 2 Работа с бумагой и картоном 8 часов |
1ч |
7ч |
||||
Раздел 3 Лепка из солёного теста 11 часов |
1ч |
10ч |
||||
Раздел 4 Работа с «бросовым» материалом 6 часов |
1ч |
5ч |
||||
2 класс |
|
|
||||
Раздел 1 Работа с природными материалами 9часов |
1 ч |
8ч |
||||
Раздел 2 Работа с бумагой и картоном 8 часов |
|
8ч 8ч |
||||
Раздел 3 Лепка из солёного теста 11 часов |
1ч |
10ч |
||||
Раздел 4 Работа с «бросовым» материалом 6часов |
|
6ч 6ч |
||||
3 класс |
|
|
||||
Раздел 1 Работа с природными материалами 7 часов |
1 ч |
6ч |
||||
Раздел 2 Работа с бумагой и картоном 12 часов |
1 |
12ч
12ч |
||||
|
1 ч |
12ч |
||||
Раздел 4 Работа с «бросовым» материалом 6 часов 5ч |
|
6ч
|
||||
4 класс |
|
|
||||
Раздел 1 Работа с природными материалами 7часов |
|
7ч |
||||
Раздел 2 Работа с бумагой и картоном 7 часов |
|
7ч |
||||
Раздел 3 Лепка из солёного теста 10 часов |
|
10ч |
||||
Раздел 4 Работа с «бросовым» материалом 10 часов |
|
10ч |
Контрольно – оценочный материал
Примерная тематика проектных работ учащихся:
Календарно - тематическое планирование 3класс (34 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Формы организации |
||
План. |
Факт. |
|||||
Работа с природными материалами 8 часов |
||||||
1 |
Знакомство с природными материалами. |
1 |
09.09.2021 |
экскурсия |
||
2 |
Аппликация коврик из семян |
1 |
16.09.2021 |
Практическая работа |
||
3 |
Плоскостное изображение. «Подарки осени». |
1 |
23.09.2021 |
Практическая работа |
||
4 |
Поделки из шишек и желудей. |
1 |
30.09.2021 |
Практическая работа |
||
5 |
Поделки из шишек. Тематические композиции. |
1 |
07.10.2021 |
Практическая работа |
||
6 |
Букет из сухих цветов. |
1 |
14.10.2021 |
Практическая работа |
||
7 |
Панно из семян и цветов. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. |
1 |
21.10.2021 |
Практическая работа |
||
8 |
Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. |
1 |
28.10.2021 |
выставка |
||
Работа с бумагой и картоном 8 часов |
||||||
9 |
Скатывание в комок. |
1 |
04.11.2021 |
беседа |
||
10 |
Плетение из бумаги. Аппликация. |
1 |
11.11.2021 |
Практическая работа |
||
11 |
Моделирование из картона. Рамочка. |
1 |
18.11.2021 |
Практическая работа |
||
12 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
1 |
25.11.2021 |
Практическая работа |
||
13 |
Мозаика. Квиллинг: цветы, панно Мозаика из сердечек. |
1 |
02.12.2021 |
Практическая работа |
||
14 |
Обрывная аппликация не тему: «Времена года». |
1 |
09.12.2021 |
Практическая работа |
||
15 |
Композиция из выпуклых деталей оригами. |
1 |
16.12.2021 |
Практическая работа |
||
16 |
Новогодние снежинки. Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа. |
1 |
23.12.2021 |
Украшение зала |
||
Лепка из солёного теста 11 часов |
||||||
17 |
Забавные фигурки. |
1 |
13.01.2022 |
беседа |
||
18 |
Цветы и бабочки. |
1 |
20.01.2022 |
Практическаяработа |
||
19 |
Украшения. |
1 |
27.01.2022 |
Практическая работа |
||
20 |
Растения. |
1 |
03.02.2022 |
Практическая работа |
||
21 |
Аквариум с рыбками. |
1 |
10.02.2022 |
Практическая работа |
||
22 |
Животные (ежик, котик и др.) Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция. |
1 |
17.02.2022 |
Практическая работа |
||
23 |
Животные (ежик, котик и др.) Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция. |
1 |
24.02.2022 |
Практическая работа |
||
24 |
Природные материалы в сочетании с соленым тестом. |
1 |
03.03.2022 |
Практическая работа |
||
25 |
Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. Тематические композиции. |
1 |
10.03.2022 |
Практическая работа |
||
26 |
Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. Тематические композиции. |
1 |
17.03.2022 |
Практическая работа |
||
27 |
Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. |
1 |
31.03.2022 |
выставка |
||
Работа с «бросовым» материалом 6 часов |
||||||
28 |
«Папье-маше». Изготовление пасхальных яиц |
1 |
7.04.2022 |
беседа |
||
29 |
Роспись пасхальных яиц. |
1 |
14.04.2022 |
Практическая работа |
||
30 |
Коллаж из различных материалов |
1 |
21.04.2022 |
Практическая работа |
||
31 |
Цветы из пластиковых бутылок. |
1 |
28.04.2022 |
Практическая работа |
||
32 |
Изготовление сувениров из дисков. |
1 |
05.05.2022 |
Практическая работа |
||
33 |
Изготовление сувенира по выбору. |
1 |
12.05.2022 |
|
|
|
34 |
Отчетная выставка работ учащихся. |
1 |
19.05.2022 |
Защита проекта, выставка, конкурс |
||
Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение программы
Учебники:
Технология: 1 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.М – Просвещение, 2015г.
Технология: 2 класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. М – Просвещение, 2015г.
Технология: 3 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. М – Просвещение, 2015г.
Технология: 4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.М – Просвещение, 2015 г.
Компьютер и проектор
Список литературы.
1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Технология ”
2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
4. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
5. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
6. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
7. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
8. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
9. М.А.Гусакова “Аппликация”
10. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
11. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
12. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
13. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.