Тема занятия
Музыкальный тренинг - «Веселые ручки»
Сон Надежда Валерьевна
педагог дополнительного образования,
объединение «Взаимодействие детей и родителей»
Предмет «Музыка с элементами ритмики»
Возрастучащихся:2-3года
Цель: Формировать музыкальные способности детей; содействовать проявлению их двигательной активности.
Задачи:
1. Учить узнавать звучание музыкальных инструментов (барабан, колокольчик), различать высокие и низкие звуки.
2. Развиватьзвуко-высотный слух, двигательную активность, ориентирование в пространстве.
3. Воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым.
Тип занятия: тематическое (повторение).
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: компьютер, синтезатор, CD (Оперная музыка серия «Малыш и Классика»).
Учебно-методические пособия колокольчик, барабан, ширма, игрушки: кошка большая, котенок маленький, картинки с изображением кошки.
Ход занятия.
1. Организационный момент (1мин.) Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!Посадите вашего ребенка рядом с собой на стульчик. Наступила зима, на улице выпало много снега, чтобы нам согреться, давайте все вместе споем «Просыпайку» и покажем движениями части тела.
2. Объявление темы. Познавательно-исследовательская деятельность (2мин.)
а) Родители сидят на стульчиках, а детки встают напротив них.Ребятки, где ваши ручки? Вот они! Давайте хорошо рассмотрим свои ручки (указать на линии ладошек, на тыльной стороне рассмотреть ноготки, отметить сгибание и разгибание пальчиков.). Родители, покажите деткам свои ручки, посмотрите на них вместе (отметить величину ладошек родителей и детей). Наши ручки не простые, а волшебные. Они умеют выполнять много движений - давайте вспомним, какие. Родители, встаньте рядом с детками.
v Музыкально-ритмическоедвижение «Веселые ручки».
Наши ручки могут хлопать, Ритмично хлопают.
Наши ручки могут шлепать, Шлепают ладошками по коленям.
Ручки можно вверх поднять. Поднимают высоко вверх.
Ими можно покачать. Качают ими вправо-влево.
Кулачками постучать. Стучат кулачком о кулачок.
Вот сколько разных движений могут выполнять наши ручки.
б)Педагог звенит спрятанным колокольчиком.
Ребята, а что это за звук? (Это колокольчик). Педагог показывает колокольчик.Педагог стучит в барабан. А это что звучит? (Барабан). Педагог показывает барабан.
3. Основная часть (6 мин.)
v Музыкально-двигательное упражнение «Ходим – бегаем» под «Триумфальный марш» из оперы «Аида» Джузеппе Верди.
Молодцы, хорошо знаете музыкальные инструменты. Они нам помогут играть.Родители берут детей за руки, побуждая выполнять движения.
Как услышим колокольчик, будем весело бежать,
А под звуки барабана бодро ножками шагать!
Педагог звенит колокольчиком и легко бежит впереди, дети под руку с родителями «стайкой» бегут следом. Педагог ритмично стучит в барабан, дети с родителями шагают за ним.
Мы бежали и шагали и нисколько не устали!
Мы бежали и шагали и устали – да, да, да! Все садятся на корточки.
А теперь я громко хлопну, «Раз, два, три! Убегайте малыши!» (Дети садятся на стульчик рядом с родителями.)
v Музыкально-дидактическая игра на развитие звуко-высотного слуха «Кошка и котенок».
Детки, отгадайте загадку: «Кто на окошечке сидит, «Мяу! Мяу» говорит? (Кошка.)
а) Презентация «Голоса животных» (кошка).
Как нашу кошку зовут? (Мурка.) Сегодня Мурка снова пришла к нам в гости вместе со своим маленьким котенком. Как Мурка песенку поет? (Педагог вместе с детьми пропевают «мяу,мяу» на звуке до первой октавы.) А как, поет маленький котенок свою песенку? (Пропевают «мяу, мяу, мяу» на звуке довторой октавы).
б) Педагог играет на фортепиано, пропевает: «мяу» на звуке до поочередно первой и второй октавы. Дети отгадывают, чей голос звучит, выбирают соответствующую картинку, подпевая звукам.
Мы научились различать голоса животных: у большой кошки – низкий звук, у маленького котенка –высокий звук.
v Упражнение для укрепления мышц спины «Котята» под «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема» ДжакомоПучини.
а) Родители, расстелите коврик для своего ребенка и сядьте рядом с ним. Мы сейчас сами превратимся в маленьких котят, ляжем на коврик и сделаем полезную гимнастику, а родители помогут нам в этом.
б) Педагог по ходу выполнения комментирует позу детей, а родители корректируют позу «котят».
Маленькие ребята, Лежат на ковре, свернувшись клубочком, сопят носиками
Словно Котята,
Клубочком лежат,
Носиком сопят.
Чтобы спинка была гибкой, Ложатся на животик, приподнимают тело на ручках,
Чтобы ножки были прытки, Болтают согнутыми в коленях ножками.
Делают котятки для спины зарядку.
Рассердятся котята – Попеременно выгибают и прогибают спинку.
Выгнут спинки ребята.
Котята улыбаются –
Спинки прогибаются.
Вот котята встали, Встают на ноги, поднимают руки вверх.
До солнышка достали. Тянутся за руками.
Похлопали в ладошки, Хлопают в ладошки.
Мяукнули немножко: «Мяу!» Кричат: «мяу».
в)Понравилось ли играть с кисками? Надо напоить их молочком. Ой! Молочко- то горячее! Киска с котенком могут обжечься! Надо на молочко подуть.
v Дыхательная гимнастика «Горячее молоко».
Родители помогают детям сложить ладошки «чашечкой», дуют сначала потихоньку, затем сильнее. Чередуют слабый короткий выдох и сильный длинный.
v Песня «Кошка» (Слова Н. Фринкель, музыка А.Александрова)
Педагог играет на синтезаторе, а родители инсценируют сюжет песни, дети вытягивают сложенные ладошки – «дают молочко киске».
4. Рефлексивный круг. (1мин.)
Расскажем киске, чем занимались. Вам было весело, вы много играли, слушали, как звучит барабан и колокольчик, узнали, что могут наши ручки, пели песенку, делали гимнастику,покормили котят. А теперь нам пора прощаться, скажем «До свидания! До новых встреч»!
Под музыкальное сопровождение дети с родителями уходят.
Самоанализ занятия
На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная. Они были организованы педагогом совместно с родителями, логически связывались в единый сюжет «Котята» и соответствовали типу – повторение изученного материала. Организационный момент с использованием приветствия–пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к совместной деятельности с взрослыми. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, песенки,активное слушание, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их познавательных возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям.Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям предложено исследовать свои ручки и руки родителей. Таким образом, элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что былоподкрепленомузыкально-ритмическим движением «Веселые ручки», формирующим представление детей о себе как о человеке; об основных частях тел, их назначении. В ходе занятия дети вспомнили знакомые им музыкальные инструменты, которые были использованы в игре «Ходим – бегаем».Эта игра активизировала и расширила музыкально-двигательное поле малышей, а мультимедийное сопровождение(«Триумфальный марш» из оперы «Аида» Джузеппе Верди)помогло создатьпик эмоционального единения в триаде ребенок-родитель - педагог. На этапе развития звуко-высотного слуха детей ребятам была предложена игра «Кошка и котенок», где использовались различные формы пропевания: один педагог, педагог вместе с детьми, родители с детьми, педагог с детьми и родителями, что позволило малышам в итоге четко различать низкие и высокие звуки. С целью укрепления мышц спины и развития диафрагмального дыхания использовались упражнения «Котята» и «Горячее молоко», которые реализовали задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Музыкальное сопровождение помогло расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Взрослые осуществляли роль помощников, напарников, контролеров, наблюдателей. Тем самым были созданы условия для активной творческой деятельности малышей, эмоциональной насыщенностии удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.
Тема занятия
«Зазвенели ручейки»
Сон Надежда Валерьевна
Педагог дополнительного образования,
Объединение: «Развитие», предмет «Музыка с элементами ритмики»
Цель: Учить определять высокие и низкие звуки.
Задачи:
1. Образовательная: Учить двигаться под музыку.
2. Развивающая: Развивать чувства ритма, звуковысотный ритм, звуковысотный слух.
3. Воспитывающая: Воспитывать художественный вкус.
Тип занятия: Знакомство с новым материалом.
Год обучения: 1 год
Возраст учащихся: 3- 4 года
Оборудование: синтезатор, игрушка змейка, кукла, ложки, CD .
Ход занятия
1. Организационный момент (1мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, занятие весенние. Удобно садитесь на стульчики. Наступила весна, на улице светит солнышко все тает, природа оживает, чтобы все это почувствовать давайте для начала споем «Просыпайку» и сделаем самомассаж.
v Валеологическая песня – распевка «Просыпайтесь!».
2. Объявление темы. Познавательно-исследовательская деятельность (2мин.)
Сегодня мы послушаем музыку весны. Посмотрите, на доске висит дерево. Чего не хватает чтоб картинка получилась весенняя? (Ответы детей). Молодцы! Дети, выберите по одной понравившейся вам картинки. Теперь с помощью магнитов наклеим картинки на доску (дети клеят картинки: солнце, трава, ручеёк, листья). Посмотрите, какая яркая получилась у нас картина.
3. Основная часть (10 мин.).
Что происходит весной – весной все оживает, солнце светит ярче, становиться теплее, набухают почки появляются листочки, распускаются цветочки, оживают ручейки. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, в которой мы увидим, что происходит весной (просмотр презентации.)
А что такое музыка? Музыка – то, что мы слышим. Можно ли услышать музыку весны? Сейчас мы это проверим. Итак начнем наше путешествие.
v Игра на формирование правильной осанки «В басейне» под музыку К. Сен-Санса «Аквариум».
Педагог.
На прогулку мы с друзьями парами пойдем.
Чтобы было веселей, песню заведем!
v Музыкально-двигательные упражнения «Идем парами»
Друга за руку возьму, Дети идут парами по кругу.
По дорожке с ним пойду.
Мы идти не устаем,
Потому что мы вдвоем.
Солнышко, солнышко, Держась за ручки, топают
Весело свети! одной ножкой.
Пляшут под солнышком
Наши малыши.
В переулке дремлет кот, Идут парами по кругу, держась
И гулять он не идет. за одну ручку.
Ну а мы не устаем,
Потому что мы вдвоем.
Солнышко, солнышко, Выполняют «пружинку»,
Весело свети! держась за две ручки.
Пляшут под солнышком
Наши малыши.
Рядом ручеек журчит, Продолжают идти по кругу
Он без устали бежит. парами.
Ну и мы не устаем,
Потому что мы вдвоем.
Солнышко, солнышко, Кружатся «лодочками».
Весело свети!
Пляшут под солнышком
Наши малыши.
Педагог.
Повстречалась по дорожке
Белоствольная березка.
Ветками качает, деток приглашает.
Попляшите вы скорей,
Березке станет веселей!
v Хоровод «Березка» (на мелодию «Во поле береза стояла»)
Дети встают в круг, крепко держатся за руки, ставят ножки «на дорожку».
Во поле березка стояла, Дети идут по кругу.
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Люли-люли, стояла.
Подойдем к березке поближе Дети сужают круг, держась
И поклонимся ей пониже. за руки, кланяются березке.
Люли-люли, пониже. Отходят от березки.
Люли-люли, пониже. Кланяются березке.
Весело попляшут наши ножки, Выставляют ножку
Звонко все похлопают в ладошки. на пятку, хлопают
в ладошки.
Люли-люли, в ладошки.
Люли-люли, в ладошки.
В конце хоровода педагог ведет детей к стульчикам. Дети не расцепляют руки.
Педагог. Весна-Красна весь день звенит, журчит, гремит, песенки поет, а бывает, и сказочку расскажет. Вот и мы сейчас возьмем музыкальные инструменты и тоже расскажем про весну сказку.
v Элементарное музицирование «Кап-кап» (сл. и муз. Е. Макшанцевой)
Дети берут музыкальные инструменты и озвучивают текст.
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Ритмично звенят
Что там за оконцем? колокольчиками.
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Стучат палочками по музы-
Капают капели. кальным треугольникам.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!
Тинь, тинь, тинь! Тинь, тинь, тинь! Звенят погремушками.
Кто там за оконцем?
Тинь, тинь, тинь! Тинь, тинь, тинь,
Греется на солнце?
Тинь, тинь, тинь! Тинь, тинь, тинь! Звучат все инструменты.
Птички прилетели.
Тинь, тинь, тинь! Тинь, тинь, тинь,
Песенку запели! Тинь!
Педагог.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
М. Пляцковский
v Танец-песня «Солнышко» (сл. и муз. Е. Макшанцевой)
Вот как солнышко встает – Дети сидят на корточках,
Выше, выше, выше. медленно встают, поднимая
руки вверх.
К ночи солнышко зайдет – Опускаются на корточки,
Ниже, ниже, ниже. кладут ручки под щечки.
Припев:
Хорошо, хорошо Хлопают в ладоши.
Солнышко смеется,
А под солнышком всем Кружатся.
Весело поется.
Педагог.
Зачирикал воробей
Прямо на окошке.
И журчит, бежит ручей
Голубой дорожкой.
Педагог расстилает на полу голубой шарф.
– Ребята, посмотрите, какой ручеек разлился прямо у нас на пути. Его никак нельзя обойти. Можно только перепрыгивать через него.
Чтобы нам не промочить
Новые сапожки,
Будем прыгать, высоко
Поднимая ножки!
Дети перепрыгивают через шарф по 2–3 раза под музыку.
Педагог. Дети, хотите стать веселыми ручейками?
Влево-вправо повернись,
3. Закрепление (1мин.).
В ручеек превратись!
v Песня-танец «Ручеек» с голубыми султанчиками (авторская разработка).
Побежали, побежали Бегут по кругу, руки в стороны.
Наши малыши.
Побежали, побежали,
Словно ручейки.
Припев:
Ручейки весенние «Пружинка», машут
Там и тут. султанчиками вверх-вниз.
Нашим деткам весело Кружатся вокруг себя.
Песенку поют.
Покачали ручками Качают султанчиками над головой.
Наши малыши.
Зашуршали сразу
У деток ручейки.
Припев.
Разбежались все по залу Дети бегают по залу врассыпную.
Наши малыши.
Зажурчали веселей
У деток ручейки.
Припев.
Все в кружочек соберемся. Собираются вместе.
Раз, два, три!
Вот какой фонтан большой! Поднимают руки верх –
Посмотри! делают «фонтан» из султанчиков.
4. Рефлексия (1мин.).
v Расскажите, что мы свами сегодня делали? (Ответы детей). Мы свами много пели, играли, танцевали. А теперь нам пора прощаться, скажем «До свидания! До новых встреч»!
Под музыкальное сопровождение дети уходят.
Самоанализ занятия
На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная. Они были организованы педагогом совместно с детьми, логически связывались в единый сюжет «Весна» и соответствовали типу – знакомство с новым материалом. Организационный момент с использованием приветствия–пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к совместной деятельности с взрослыми. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, песенки, активное слушание, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их познавательных возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям. Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям предложено исследовать звуки весны. Таким образом, элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что было подкреплено музыкально-ритмическим движением, формирующим представление детей о весне и о том, что можно услышать и увидеть весной. В ходе занятия дети вспомнили знакомые им музыкальные инструменты, которые были использованы в игре «Кап-кап». Эта игра активизировала и расширила музыкально-двигательное поле детей, содействовала развитию звуко-высотного слуха детей. С целью укрепления мышц спины использовались упражнения «В бассейне» под музыку К. Сен-Санса «Аквариум», которое реализовало задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Музыкальное сопровождение помогло расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Дети продолжали знакомство с композиторами и классической музыкой, что способствовало воспитанию художественно – эстетического вкуса дошкольников. Эту же задачу решали грамотная речь педагога и музыка, звучащая в нужном диапазоне громкости. Педагогом неоднократно обращалось внимание на этику отношений между сверстниками. Были созданы условия для активной творческой деятельности детей, эмоциональной насыщенности, удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.
Тема мастер-класса:
«Жизнь в стиле ритма»
Сон Надежда Валерьевна
педагог дополнительного образования,
Объединение: «Вокал»
Программа: «Мир песен»
Тип занятия: Знакомство с новым материалом.
Год обучения: 1 год
Возраст учащихся: взрослые и дети 9+.
Оборудование: флэш носитель, компьютер, микрофоны, синтезатор, усилитель, микшер, проектор.
Учебно - методические пособия: текст слов песни.
Цель:
Формирование у участников музыкально-эстетического вкуса, исполнительских вокальных умений и навыков средствами музыкального искусства, развитие творческих способностей детей посредством ФМРГ. Задачи:
1. Обучить способам сохранения и развития голосового певческого аппарата.
2. Развивать художественное восприятие музыкального образа, эмоциональное отношение к музыке, исполнительские навыки, коммуникативные умения.
3. Воспитывать музыкально - эстетический вкус.
Ход занятия.
1. Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте, взрослые. Здравствуйте, дети! Сегодня вы присутствуете на мастер-классе по вокалу. Садитесь удобно, спинку выпрямите. Вести мастер класс мне помогут мои ученицы Катя, Даша и Лариса.
2. Объявление темы. Познавательно–исследовательская деятельность (3 мин.)
Каждый из вас, наверняка, мечтал стать певцом или певицей. Возможно были попытки научиться петь. Сегодня я вам покажу основные приемы овладения певческими навыками и жизнь заиграет в стиле ритма. Итак, начнем.
3. Основная часть (20 мин.)
1. Работа над дикцией. Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции. Для этого существует гимнастика. (См. приложение 1) Проводится с участниками мастер-класса.
2. Скороговорки. (См. приложение 2) Проводится с участниками мастер-класса.
3. Дыхательная гимнастика имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она насыщает кровь кислородом, снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для детей. Гимнастика позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. (см. приложение 3) Проводится с участниками мастер-класса.
4. Игры на Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)
№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)
Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.
Приём: Необычное движение.
Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.
Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.
Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащие брюшко.
№2 «Страшная сказка»
Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.
Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.
В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.
Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.
Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.
Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.
Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.
Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У СЛУШАЙ…
УО СЛУШАЙ ШОРОХ…
УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
5. Распевка. Проводится с участниками мастер-класса.
6. Работа над песней «Ты моя».
7. Рефлексивный круг. (5 мин.)
Спасибо. Сегодня мы с вами развивали голос фонопедическим методом, работали над развитием слуха, воображения и артикуляции. Исполнили песню «Ты моя», учились слушать друг друга и, особенно, себя. Вы успешно выполнили все задания. Надеюсь, вы еще больше заинтересовались пением и музыкой. Большое спасибо.
Приложение 1.
Артикуляционная гимнастика.
1. Покусать кончик языка.
2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4. Провести языком между губами и зубами, как бы очищая зубы.
5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
7. Покусать нижнюю губу по всей длине, также верхнюю.
8. Закусить щеки боковыми зубами.
9. Провести надавливающий массаж лица от корней волос до шеи.
10. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев.
11. Положить указательные пальцы на мышцы под глазами, поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели.
12. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.
Приложение 2.
Скороговорки.
Граф Плато играл в лото
Графиня Плато знала про то,
Что Граф Плато играл в лото
А Граф Плато не знал про то
Что Графиня Плато знала про то,
Что Граф Плато играл в лото
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в ведра ядра кедра
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедра
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в ведра выдру в тундру
Приложение 3.
Дыхательная гимнастика.
1.И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Делая глубокий вдох, руки через стороны поднимаем вверх, вставая на носки, фиксируя дыхание, напрягая все мышцы туловища. На выдохе, наклоняясь произносим «Ух!», расслабляя все мышцы туловища.
2. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Делая глубокий вдох, руки поднимаем перед собой, напрягая все мышцы туловища, фиксируя дыхание. На выдохе, наклоняясь произносим «Ох!», расслабляя все мышцы туловища.
3. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. С поворотом туловища, развести руки в стороны, делая глубокий вдох, на счет 1,2,3 поочередно напрягать и расслаблять брюшные, межреберные и спинные мышцы. На выдохе вернуться в исходное положение, произнося «Ух!».
4. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Сделать глубокий вдох, зафиксировать дыхание. На выдохе произнести 3 раза звук «Ш».
5. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. На вдохе представить аромат цветка фиксируя дыхание. На выдохе произносим звук «С».
Список литературы
1. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: 2000.
2. Емельянов В. Развивающие голосовые игры. - СПб.: 1999.
3. Емельянов В. ФМРГ. Методическая разработка. - СПб.: 2000.
4. Андриянова Н.З. Особенности преподавания эстрадного пения. - М.: 1999.
5. Голубев П.В. Советы молодым педагогам вокалистам. - М.:1983.
6. Карягина А. Эстрадно – джазовый вокал. – М.: Планета музыки, 2008.
Самоанализ
Мастер-класс на тему «Жизнь в стиле ритма» проводился среди взрослых и детей учащихся первого года обучения. Соответственно теме были подобраны упражнения. Выбраны удачные методы (словесный - беседа, рассказ, диалог; практический - исполнение песни). При разработке занятия мною учитывались возрастные особенности.
Перед участниками мастер-класса поставлена цель - овладение знаниями, исполнительских вокальных умений и навыков средствами музыкального искусства, развитие творческих способностей слушателей посредством ФМРГ. Задания, которые выполняли участники, направлены на знакомство с особенностями исполнения той или иной песни, развитие вокально-исполнительских навыков, логического мышления, творческого воображения. В ходе мастер-класса детьми закреплялись такие знания, умения, навыки, качества, как: свободное владение своим голосом, приобретение индивидуального творческого облика начинающего певца, совершенство артикуляционного аппарата в речи и в пении.
Образовательный процесс направлен на формирование познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Были использованы знаково-символические средства, в том числе средства простейшей вокальной импровизации. Дети и взрослые учились выражать свои мысли, организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогом и участниками. Тем самым формировалась внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности.
Наиболее удачным считаю следующие этапы мастер-класса: мотивация на активное сотрудничество, организационный момент, практическое выполнение задания участниками, совместное исполнение песни. На мастер-классе использовались элементы проектной деятельности (коллективное создание мини-номера). Участники наблюдали друг за другом и анализировали выступления. Данное задание способствовало развитию умения чувствовать другого, формированию самооценки и созданию эмоционального пика от совместной деятельности. Мастер-класс построен по лексическому принципу, его этапы логически связаны друг с другом. На протяжении всего занятия сохранялся элемент непредсказуемости, новизны. Практическая часть мастер-класса включала исполнение песни в дуэте. Обстановка, в которой работали участники, отличалась доброжелательностью, положительным настроем. Они не боялись говорить, делать свои выводы. Между педагогом и участниками установились партнёрские доверительные отношения, атмосфера сотрудничества и сотворчества. Ненавязчивая и дозированная помощь педагога подталкивала детей и взрослых к определённым выводам и обобщениям, сделанным самостоятельно, что повышало уровень самооценки участников и мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Исходя из выше сказанного, цели и задачи считаю выполненными.
Тема занятия
Музыка во всем - «Музыкальное путешествие»
Сон Надежда Валерьевн
педагог дополнительного образования,
объединение «Дошкольник»
Предмет «Музыка с элементами фольклора»
Возрастучащихся:5-6лет
Цель: Обогащение музыкальных впечатлений детей через эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера и способа исполнения.
Задачи:
1.Закрепить понятие «музыкальный жанр» (полька, вальс, марш).
2.Развивать фантазию, музыкальную память, звуковысотный слух, ритмический слух, навыки танцевальных движений, двигательную память, активизировать фонационный выдох.
3. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Тип занятия: Закрепление.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: компьютер, синтезатор, CD (И.С. Бах для детей, музыка русских композиторов, 77 самых красивых мелодий).
Учебно-методические пособия: дудочка, музыкальный треугольник, барабан, ширма, стаканы с водой, портрет М.И. Глинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент (1мин.) Ребята, я рада вновь видеть вас. На занятии вместе со мной вас приветствует мой инструмент. (Песенка-попевка «Здравствуйте!»).
2. Объявление темы. Актуализация знаний о транспорте (2мин.).
Сегодня мы с вами займемся поисками музыки. Для этого нам понадобятся воображение и транспорт. Наступила зима, на улице выпало много снега, кто мне скажет, на чем можно путешествовать зимой? (На санях, на оленях и т.д.). Верно, из всех видов транспорта мы с вами для музыкального путешествия выбираем самолет. Посетим разные страны и поищем музыку во всем. А чтобы путешествие прошло весело, возьмем с собой… (Педагог показывает карточку «Мажор»). Покажите на своем лице «Мажорное» настроение.
3. Основная часть (25 мин.)
Итак, чтобы начать путешествие, вспомним, какой звук слышен, когда заводится самолет? (Тр-Тр-Тр). А когда самолет летит, слышен высокий звук У-У-У, когда идет на посадку - низкий звук У-У-У.
v Фонопедическое упражнение «Самолет».
Давайте потренируемся. (По образцу педагога) Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, (Произносить коротко и активно в нижнем регистре), полетели: У-У-У,(Движение вверх глиссандо). Заходим на посадку У-У-У (Движение глиссандо вниз) (Дети имитируют звуки). Отлично! Встать вокруг коврика!
Все приготовились к полету. Первый пункт назначения - «Страна Трямдия». (Коллективное выполнение) Заводим мотор: Тр-Тр-Тр. Полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Мы прилетели в «Страну Трямдию». Возьмитесь за руки, сделайте красивый круг и закройте глаза. Представьте себе, какая она для каждого из вас, страна «Трямдия»? (Ответы детей). А мне представляется, что здесь очень любят петь, и мы с вами вместе споем «Трямди - песенку».
v Валеологическая распевка «Трямди – песенка».
Молодцы, хорошо спели, дружно. Однако нам нужно продолжить путешествие. Следующий пункт назначения - «Волшебная страна». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У. Заходим на посадку У-У-У. И садимся на стульчики. Дети, вот мы и в «Волшебной стране». Чтобы узнать, кто здесь живет, надо отгадать загадку. Вспомним правила:1. Слушаем загадку до конца.
2. Отвечаем хором.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Правильно, ёж. (Педагог показывает игрушку «ёж»). Какой звук он издает? (Ф-ф-ф). Ещё ёж умеет сворачиваться в клубок, выставляя свои иголки, чтобы спрятаться от лисы. Готовимся к превращению. Подойдите к коврику, выберите себе место подальше друг от друга. Я считаю до трёх, и вы превращаетесь в ежей. Раз…, два…, три.
v Музыкально – ритмическое движение на формирование правильной осанки «Ёжики», И.С. Бах «Полонез №1».
Дети свободно лежат на спине – «ёжики» отдыхают. По сигналу «Лиса идет!» подтягивают согнутые в коленях ноги к голове и сворачиваются клубком. (Педагог комментирует деятельность детей, подводит итог). Получились из вас шустрые «ёжики», никого лиса не смогла схватить.
Нам пора продолжить наше путешествие. На счет три, превращаемся в ребят. Раз…, два…, три! (Дети встают). Отправляемся в «Страну Мелодий». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Садитесь на стульчики.
v Активное слушание музыки.
В «Стране Мелодий» нам предстоит разгадать музыкальные загадки. Когда зазвучит музыка, вам нужно определить жанр (вальс, марш или полька). Затем вспомните основные движения и покажите их. Как только музыка остановится, вам нужно замереть. Встаньте вокруг коврика. Готовы? (Дети стоят по кругу, звучит первое произведение «Вальс №10 си минор» Шопена, дети начинают двигаться в темпе вальса. Педагог спрашивает, к какому жанру относится данное произведение. Аналогичная работа проводится с музыкальными произведениями Штрауса «Радецкий марш» и Глинки «Полька»). Ребята, вы верно определили жанр, показали основные движения и вовремя остановились. Садитесь на стульчики. В кабинете мне хочется собрать выставку портретов великих композиторов. Сегодня на этой выставке появился первый портрет. Это автор «Польки», которую мы с вами слышали. Если догадались, назовите фамилию композитора (Ответы детей). Да, это Михаил Иванович Глинка. Кто такой композитор? (Ответы детей.) Это профессия человека, который сочиняет музыку. Запоминаем слово композитор. (Три раза повторить слово «композитор» по слогам, прохлопать). Итак, отправляемся в путь в «Страну Музыкальных инструментов». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Садимся на стульчики.
v Музыкально исследовательская деятельность. Игра – «Угадай, что звучит?»
Вот мы и в «Стране Музыкальных инструментов». Мне понадобится ваша помощь.
Педагог зовет одного ребенка за ширму и предлагает ему из трех музыкальных инструментов (барабан, дудочка, муз. треугольник) выбрать один и проиграть на нем несложный ритмический рисунок, предложенный педагогом, а другие дети должны угадать, какой инструмент звучит. То же самое проделывают еще два ребенка с другими инструментами.
Какой хороший у вас, дети, слух - вы узнали звуки всех инструментов. Сегодня я познакомлю вас с необычным музыкальным инструментом. Педагог поднимает платок, под которым стоят шесть стаканов, наполненных водой. Как вы думаете, как можно назвать этот музыкальный инструмент? (Ответы детей). Действительно, это стаканы. А как же нам извлечь из них звук, чтобы получилась мелодия? (Предположения детей). Давайте с вами посмотрим видеоролик о том, как это делает музыкант. Кто такой музыкант? Человек, для которого исполнение музыки является профессией, работой. Запоминаем это слово. (Три раза повторить слово «музыкант» по слогам, прохлопать). Внимание на экран. (Просмотр ролика) Вам понравилось исполнение музыканта? Мы услышали прекрасную мелодию. А как вы думаете, почему были звуки разной высоты? (Ответы детей). Встаньте вокруг коврика. И мы попробуем найти ответ на этот вопрос. Проведем эксперимент. Давайте по очереди постучим по стаканам. (Дети по очереди стучат по стаканам) Что вы заметили? (Ответы детей). Действительно, в наших стаканах разное количество воды, где-то много, где-то мало. Так вот, звучание зависит от количества воды, налитой в стакан. Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в «Дошкольник». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Взялись все за руки, сделали красивый круг.
4. Рефлексивный круг (2мин.).
Вот мы и в стране ДДТ. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.) Оказывается, что музыка живет во всем. Мне было очень интересно. И я могу это показать выражением лица. Я выберу «Мажор». А теперь вы покажите свое отношение к занятию. Вижу у всех «Мажор». И нам осталось попрощаться «До свидания!»
Самоанализ занятия
На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, Они были организованы педагогом совместно с детьми, логически связывались в единый сюжет «Путешествие» и соответствовали типу – повторение изученного материала. Организационный момент с использованием приветствия–пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Также постоянным элементом на занятиях является валеологическая песенка-распевка «Трямди–песенка». Несложный текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к самостоятельному познанию. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, песенки, активное слушание, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их творческих возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям. Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям было предложено исследовать новый музыкальный инструмент. Таким образом элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что было подкреплено видеороликом, который способствовал расширению знаний о музыкальных инструментах. В ходе занятия дети вспомнили и закрепили названия знакомых музыкальных инструментов, использованных в игре «Угадай, что звучит?», определили на слух их звучание (дудка, музыкальный треугольник, барабан), что помогло, развивать память и внимание. На протяжении всего занятии дети возвращались к фонопедическому упражнению - «Самолет». Цель этого упражнения – активизация фонационного выдоха, связи голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого. С целью укрепления мышц спины, опорно-двигательного аппарата, усиления мышечного корсета позвоночника и улучшения функций дыхания, сердечно - сосудистой системы использовалось упражнение «Ёжики», которое помогло реализовать задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Музыкальное сопровождение сопутствовало расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Дети продолжали знакомство с композиторами и классической музыкой, что способствовало воспитанию художественно – эстетического вкуса дошкольников. Эту же задачу решали грамотная речь педагога и музыка, звучащая в нужном диапазоне громкости. Педагогом неоднократно обращалось внимание на этику отношений между сверстниками. Были созданы условия для активной творческой деятельности детей, эмоциональной насыщенности, удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.
Тема занятия
Музыкальная палитра - «Цвет и музыка»
Сон Надежда Валерьевн
педагог дополнительного образования,
объединение «Взаимодействие детей»
Предмет: Музыкальные игры
Возраст учащихся:2-3года
Цель: Дать понятие музыки и цвета. Их изобразительная роль. Выражение цветом содержания музыкального произведения.
Задачи:
1. Учить слушать музыку и пытаться передать ее настроение с помощью цвета.
2. Развивать цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей, двигательную активность, ориентирование в пространстве.
3. Воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослым, расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.
Тип занятия: тематическое.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: компьютер, синтезатор, CD (А. Вивальди. Времена года.), ТСО.
Учебно-методические пособия: презентация, картинки: разноцветные цветы, солнце, облака, обручи, разноцветные кружки, палитра из ватмана.
Ход занятия.
1. Организационный момент (1мин.)
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Сегодня у нас необычное занятие, занятие разноцветное. Посадите вашего ребенка рядом с собой на стульчик. Наступила зима, на улице выпало много снега, чтобы нам раскрасить нашу зиму давайте для начала споем «Просыпайку» и сделаем самомассаж.
2. Объявление темы. Познавательно-исследовательская деятельность (2мин.)
Сегодня мы послушаем музыку в красках. Посмотрите, на доске висит белый кружок - палитра, похожий на снежный ком, давайте вместе наполним его цветом. Родители и дети выберите по одному кружку понравившегося вам цвета. Теперь с помощью родителей наклеим эти кружки на снежный ком (родители помогают детям клеить разноцветные кружки). Посмотрите, какая яркая получилась у нас палитра.
3. Основная часть (5 мин.)
Что такое цвет – это то, что мы видим, различаем. Вопрос: «Что может изображать цвет?». Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, в которой мы увидим, что цвет может изображать окраску листьев, цветов, животного, предметы, здания, воду, небо и т.д. (просмотр презентации.)
Вспомните, какие цвета вы видели. Ответы детей (красный, желтый, зеленый).
А что такое музыка? Музыка – то, что мы слышим. И музыка тоже имеет цвет. Посмотрите! У нас в зале три полянки (на полу лежит три накрытых обруча) проверим, что там.
v Упражнение на формирование правильной осанки.
И так родители возьмите детей за руки и тихо на носочках подойдем к первой полянке (дети с родителями подходят к первому обручу).
v Слушание музыки.
Закройте глазки. Сейчас мы будем слушать музыку. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. Но только - тсс… Никому не говорите! ( Звучат первые такты А. Вивальди. Времена года. Концерт №3, Осень. Дети слушают с закрытыми глазами).
v Физминутка «Осенние листочки».
Превратимся в листочки и покружимся, пока звучит музыка. (Дети с родителями кружатся, взявшись за руки). Посмотрите, на полянке появились цветы желтого цвета. Возьмите по одному цветочку. Дети, какого цвета звучала музыка? (Ответы детей). Молодцы! Нам пора к следующей полянке.
v Упражнение на укрепления мышц ног.
Родители возьмите детей за руки попрыгаем как зайки до второй полянки (дети с родителями прыгают ко второму обручу).
v Слушание музыки.
Представьте, что вы снежные комочки. (Дети сворачиваются калачиком). Внимательно послушайте и попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. ( Звучит муз. А. Вивальди. Времена года. Концерт №4, Зима. Дети слушают с закрытыми глазами). Посмотрите, на полянке вновь появились цветы. Какого они цвета? (Ответы детей). Возьмите по одному зеленому цветочку. Молодцы! Осталась последняя полянка.
v Упражнение на формирование правильной осанки и укрепление мышц ног.
К ней мы пройдем на пяточках. Родители возьмите детей за руки на пяточках доберемся до третей полянки (дети с родителями идут к третьему обручу).
v Слушание музыки.
Теперь детки превращаются в птичек. Закройте глазки и машите крылышками. Пока звучит музыка, помашем крылышками как птички, а родители нам помогут. Представьте себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. ( Звучит муз. А. Вивальди. Времена года. Концерт №2 Весна. Родители, взяв детей за руки помогают им «летать» во круг полянки. Дети слушают с закрытыми глазами). Посмотрите, на полянке вновь появились цветы красного цвета. Возьмите по одному цветочку. Какого они цвета? (Ответы детей). Молодцы! Вот мы и прошли все полянки и набрали много цветочков разного цвета и прослушали прекрасную музыку.
4. Заключительная часть. (1мин.)
Предлагаю сделать свою музыкальную поляну. У деток в руках разноцветные цветы, а родителям предлагаю выбрать себе солнышко и облака и выложить все на этой полянке. (Звучит музыка А. Вивальди. Времена года. Концерт №1 Весна. Дети с родителями выкладывают картину в пустом обруче). Замечательная у нас получилась полянка. На которой растут красные, желтые и зеленные цветы.
5.. Рефлексивный круг.(1мин.)
Вспомним, чем занимались. Вам было весело, вы много играли, слушали музыку, превращались в птичек, были листочками и даже снежными комочками. Собирали цветы, делали гимнастику, выкладывали картину. А теперь нам пора прощаться, скажем «До свидания! До новых встреч»!
Под музыкальное сопровождение дети с родителями уходят.
Самоанализ занятия
На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: дифиринтация, познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, проектная деятельность. Они были организованы педагогом совместно с родителями, логически связывались в единый сюжет «Цвет и музыка» и соответствовали типу – тематическое. Организационный момент с использованием приветствия–пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к совместной деятельности с взрослыми. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, активное слушание музыки, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их познавательных возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям. Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям предложено исследовать музыку в цвете с целью. Таким образом, элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что было подкреплено слушанием музыки, формирующим способность к цветоэмоциональному реагированию на музыку. Так же выделялся принцип инвариантности – где педагог предлагал детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дали ребятам скучать, а процесс собирания разноцветных цветов усилил интерес и повысил их внимание.
В ходе занятия дети услышали четыре музыкальных отрывка из серии «Временна года» А. Вивальди. Просмотрели презентацию «Цвета» из которой вспомнили, что может обозначать цвет. С целью укрепления мышц ног и спины использовались упражнения «Осенние листочки», «Птички», ходьба на носочках, пяточках реализовали задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Игра «Цветочные полянки» активизировала и расширила музыкально-двигательное поле малышей, а мультимедийное сопровождение («Времена года» А. Вивальди) помогло создать пик эмоционального единения в триаде ребенок-родитель - педагог. Музыкальное сопровождение помогло расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Взрослые осуществляли роль помощников, напарников, контролеров, наблюдателей. Тем самым были созданы условия для активной творческой деятельности малышей, эмоциональной насыщенности и удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.
Тема занятия:
«Секреты поведения вокалиста на сцене»
Сон Надежда Валерьевна
педагог дополнительного образования,
Объединение: «Вокал»
Программа: «Мир песен»
Год обучения: 1 год
Возраст учащихся: 9-12 лет.
Тип занятия: Знакомство с новым материалом.
Цель:
Овладение знаниями поведения вокалиста на сцене при исполнении композиции.
Задачи:
Обучающая:
- формировать элементарные знания о нормах поведения вокалиста на сцене в момент исполнения композиции; в пространстве.
Развивающие:
- развивать уверенность, легкость поведения на сцене у вокалиста при исполнении композиции; развивать артикуляционную моторику, навыки ориентирования.
Воспитывающие:
- воспитывать сосредоточенность, выдержку, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации; повышать уровень самооценки.
Оборудование для
педагога:
- Компьютер, видеоматериалы;
Оборудование для учащихся:
- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
Ход занятия
Содержание этапа
|
|
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (2 мин)
|
|
- Здравствуйте, ребята! Для начала, как всегда, посмотрим, насколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Сегодня мы с вами разберемся с такими вопросами, как: 1. Как нужно себя вести на сцене? 2. Какие приемы нужно использовать? 3. Что нужно, чтобы слушатель полюбил вас?
|
Здороваются. |
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме занятия (5 мин)
|
|
Каждый из вас является вокалистом, а кто же такой вокалист?
Да верно. А так, как вы выступаете не только сольно, но и в составе группы, то обязаны помнить, что от каждого из вас зависит успех данного выступления.
|
Вокалист-это человек, который может заставить радоваться или плакать, задуматься или даже сойти с ума (в хорошем смысле слова) слушателя и для достижения всех этих целей важно не только всегда помнить слова и попадать в ноты, но уметь донести смысл песни до слушателя, заразить энергией своей музыки. |
3. Работа над новой темой (25 мин)
|
|
Итак, рассмотрим несколько секретов успешного выступления. 1. Внимание на экран. (www.youtu.be/p5D3LhNCizk) 2. 3. Что бросается в глаза в первую очередь, когда мы смотрим на этого исполнителя? 4. Верно, он взаимодействует с публикой - общается. 5. 1.Общайтесь с публикой! Это первый секрет. (Педагог акцентирует внимание, переворачивает первую карточку) Поприветствуйте людей в зале, улыбнитесь им. Можете рассказать интересные истории о создании песни, которую будете петь, о том кому или чему вы ее посвящаете. Если сильно волнуетесь - не говорите много. Просто четко и уверенным голосом объявляйте песни. Для того, чтобы наша речь была четкой, выполним упражнения для артикуляции. Итак, приступим. Отложите ручки и тетради. 6. – упражнение «Останови лошадку» 7. – упражнение «Утконос» 8. – упражнение «Футбол» 9. – упражнение «Чистим зубки» – упражнение «Расческа» Молодцы. Хорошо размяли мышцы лица. 2. Посмотрите на экран. (www.youtu.be/CRlV8L8S9dw) Что здесь более ярко делает исполнитель?
Верно, она перемещается по сцене - это и есть второй секрет. (Педагог переворачивает вторую карточку) Уйдите вглубь сценического пространства, подойдите к краю сцены. Не стоит бегать по сцене всё время, как и стоять на одном месте, - это быстро наскучит зрителю. Если есть возможность, можете спуститься в зал. Пусть вас будет интересно не только слушать, но и смотреть на вас. Попробуем с вами почувствовать ориентир сцены. – упражнение «Перестроение». Поднимитесь, пожалуйста, все на сцену. По команде передвигайтесь в ту сторону, какую я озвучу. - В правый верхний угол - В левый нижний угол - Постройтесь в центре в одну линию - Перестройтесь, Карина и Юля, по краям остальные - в центре. - В правый нижний угол - В левый верхний угол. Молодцы. Прочувствовали сцену.
3.Садитесь на стулья. Посмотрим следующий видео ролик. (www.youtu.be/9JrmLuF8oX0) Что делал исполнитель более ярко в этом ролике? Действительно. Третий секрет заключается в невербальной стороне выступления. ( Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без употребления слов с помощью образов, интонации, жестов, мимики) Следите за невербальной стороной выступления. Держите спину ровно, не прячьте руки, жестикулируйте, "рассказывайте" смысл песни руками, это добавит выразительности исполнению, вас лучше поймут, но не переусердствуйте. Во всем должна быть мера. Не закрывайте глаза надолго. Таким образом, создается впечатление, что вы поёте для себя. Не поворачивайтесь к зрителю спиной. Потренируемся и мы с вами. Сделаем упражнение на осанку. - упражнение «Восточные красавицы». Двигаемся вместе с музыкой. Усложним задачу: наденем короны и постараемся, чтобы они не упали. Молодцы. Остался последний секрет. Внимание на экран. (www.youtu.be/VTzZRprC05g) Что вы увидели у этого исполнителя? Верно. Другими словами он ими управляет. 4. Секрет заключается в умении управлять зрителями. (Педагог переворачивает четвертую карточку на доске). Скажите: "Поднимите руки!" или "Пойте вместе со мной!". Вас, скорее всего, послушают. Таким образом, вы подключаете слушателя к созданию шоу. Он почувствует себя не наблюдателем, а участником. Давайте поиграем с нашими гостями в «Итальянский футбол», попробуем управлять нашими гостями. Кто из вас будет первым? Поделимся на две команды. Следите за моими руками. Правая поднятая рука - сигнал для первой команды. Вы кричите вместе - «мяч». Левая поднятая рука - сигнал для второй команды. Вы кричите вместе - «мимо». Обе поднятые руки - сигнал для обеих команд. Вы вместе кричите «гол». У вас получается управлять людьми. Молодцы. |
Просмотр видеоролика «Выступление Н.Баскова». Общается с публикой. Приветствует их, улыбается, рассказывает эпизоды своей жизни.
Дети делают записи в тетради.
Выполняют упражнения.
Просмотр видеоролика «Выступление С. Ротару». Двигается по сцене.
Дети фиксируют запись в тетрадь.
Все поднимаются на сцену. Выполняют упражнения.
Просмотр видеоролика «Выступление Е. Ваенги».
Жестикулировала руками.
Дети фиксируют запись в тетрадь.
Выполняют упражнение.
Просмотр видеоролика «Выступление Ф. Киркорова». Он побуждает зрителей повторять за ним.
Дети выполняют указание ведущего. |
4. Этап закрепления полученных знаний (11 мин)
|
|
Вот мы и раскрыли секреты сценического исполнения. И сейчас на практике попробуем воспользоваться всеми этими секретами. Разделимся на две группы.
Первая группа исполнит песню «Вредина» (1куплет и припев), вторая группа «Я сижу у окошка» (так же 1 куплет и припев). Пока одна группа исполняет, вторая анализирует, все ли секреты использовала группа - исполнитель и записывает в тетрадь. |
Первая тройка выходит на сцену и исполняет песню «Вредина». Вторая группа делает запись в тетради, отмечает пункты, которые были использованы во время исполнения. |
5.Подведение итогов (2 мин)
|
|
Ребята, что вы поняли на сегодняшнем занятии? Чему научились? В завершении занятия хочется подвести итог: Главное - уверенность! Если вы не верите,
что вы лучше всех - зрители также этому не поверят. Как только вы окажетесь
на сцене, вашу неуверенность выдадут ваши ноги, руки, голос и т.д.
Постарайтесь перед выступлением внушить себе, что вы – короли или царицы
мира!
|
Мы сегодня выяснили, как же все-таки надо себя вести на сцене, чтобы слушатель полюбил нас. Или хотя бы внимательно и с интересом слушал нас.
Дети прощаются. |
Самоанализ.
Занятие на тему «Секреты поведения вокалиста на сцене» проводилось в группе учащихся первого года обучения. Соответственно теме были подобраны наглядные пособия (видео материалы выступления Н. Баскова, Ф. Киркорова, С. Ротару, Е. Ваенги). Выбраны удачные методы (словесный - беседа, рассказ, диалог; наглядный; практический - исполнение песен по выбору учащихся). При разработке занятия мною учитывались возрастные особенности детей.
Перед детьми поставлена цель - овладение знаниями, поведения вокалиста на сцене при исполнении композиции. Задания, которые выполняли учащиеся, направлены на знакомство с особенностями состояния вокалиста и обучения их интуитивно, постигать секреты исполнительского мастерства, тайны воздействия на аудиторию; развитие вокально-исполнительских навыков, логического мышления, творческого воображения. В ходе занятия детьми закреплялись такие знания, умения, навыки, качества, как: свободное владение своим голосом, приобретение индивидуального творческого облика начинающего певца, совершенство артикуляционного аппарата в речи и в пении, проявление интереса к исполнителям своей страны. Так же формировались следующие ключевые компетенции: культурологическая, профессиональная, коммуникативная, интеллектуально-познавательная.
Образовательный процесс был направлен на формирование следующих УУД:
познавательные: восприятие и анализ сообщений, и важнейшие его компоненты; использование знаково-символических средств, в том числе овладение навыками простейшей вокальной импровизации; развитие способности наблюдать и рассуждать; критически оценивать собственные действия наряду с явлениями искусства.
коммуникативные: умение работать в группе; умение выражать свои мысли; умение организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогом и учащимися; адекватно воспринимать и передавать информацию; умение «слышать другого».
личностные: сформированная внутренняя позиция обучающихся; адекватная мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы; проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.
Наиболее удачным считаю следующие этапы занятия: мотивация на активное сотрудничество, организационный момент, практическое выполнение задания детьми, использование видеороликов выступления Н. Баскова, Ф. Киркорова, С. Ротару, Е. Ваенги. Такой просмотр видеоматериалов активизировало интеллектуальные способности детей, что позволило провести сравнительный анализ поведения исполнителей на сцене и показать разнообразие элементов исполнительской деятельности. На занятии использовались элементы проектной деятельности (коллективное создание мини-номера). Учащиеся наблюдали друг за другом и анализировали выступления. Данное задание способствовало развитию умения чувствовать другого, формированию самооценки и созданию эмоционального пика от совместной деятельности. Этапы занятия логически связаны друг с другом. Занятие построено по лексическому принципу. На протяжении всего занятия сохранялся элемент непредсказуемости, новизны. Практическая часть занятия включала исполнения песни в дуэте. В течение всего занятия использовалась здоровьесберегающая технология: проводилось наблюдение за осанкой. Подчеркивалась индивидуальность каждого ребёнка.
Обстановка, в которой работали дети, отличалась доброжелательностью, положительным настроем. Учащиеся не боялись говорить, делать свои выводы. Между педагогом и детьми установились партнёрские доверительные отношения, атмосфера сотрудничества и сотворчества. Ненавязчивая и дозированная помощь педагога подталкивала детей к определённым выводам и обобщениям, сделанным самостоятельно, что повышало уровень самооценки учащихся и мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Исходя из выше сказанного, цели и задачи считаю выполненными.
Тема занятия
Игра - эксперимент «Чудеса зимы»
Сон Надежда Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Дошкольник»
(Ознакомление с окружающим миром)
Возраст учащихся: 5-6 лет.
Цель : Формирование естественно-научных представлений дошкольников о зимних явлениях природы..
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами снега и льда в процессе исследовательской деятельности.
2. Развивать исследовательские компетенции.
3. Воспитывать познавательный интерес к явлениям окружающего мира и безопасность поведения в зимний период времени.
Тип занятия: знакомство с новым материалом.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Учебно-методические пособия: презентация «Чудеса Зимы», выставка детских работ, снег и лед на одноразовых тарелочках, одноразовые стаканы с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 мин.)
(Слайд №1 «Чудеса зимы»)
Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте вспомним и продекламируем все вместе стихотворение русского поэта И.Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Эти прекрасные строчки были написаны автором 130 лет назад, а люди продолжают восхищаться и удивляться чудесами зимы. Сегодня уже 13 декабря 2011 года. За окном – зима, снег, мороз.
2. Беседа о материале прошлого занятия (4 мин), фронтальный опрос по предыдущей теме.
На прошлом занятии мы с вами беседовали о чудесных зимних забавах. Что мы лепили из снега на улице? (Снеговика, крепость, дракона). Да, из снега можно лепить самые разнообразные фигуры (Слайды 4,5). Выставка рисунков и поделок рассказывает о ваших любимых зимних развлечения, оказалось, что вы любите… (просмотр рисунков и работ детей). Молодцы, у вас здорово получилось!
3. Объявление новой темы, беседа (5 мин.)
Разговор о чудесах зимы продолжается! Сегодня опять работает наш конференц-зал, где мы обсуждаем возникающие вопросы, а в лаборатории пройдут интересные опыты, которые помогут получить ответы на новые вопросы. Кто готов превратиться в ученых? Наши рассуждения сегодня посвящаются (открывается первая снежинка с загадкой про лед):
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
-Что такое лед? (Рассуждения детей).
Итак, делаем вывод: от мороза вода в речках, прудах и озерах покрывается льдом. Лед – это замерзшая вода. По льду очень весело кататься на коньках. Но чтобы не случилось беды, надо помнить о правилах безопасности на реке:
1. Ходить на реку только со взрослыми.
2. Выходить на лед, когда он стал толстым.
(Открывается вторая снежинка с загадкой про снег):
Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.
-А как вы думаете, что такое снег? (Предположения детей). Кто же прав? Обратимся за помощью к компьютеру (Слайд № 4). На Земле много воды – в океанах, морях, реках и других водоемах. Нагреваясь под лучами солнца, эта вода потихоньку испаряется. Вместе с воздухом пар поднимается высоко вверх и собирается в облака. Там появляются крошечные кристаллы льда, которые сталкиваются и объединяются между собой. Так появляются снежинки (Слайд 5). Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие (Слайд №6). Сравните снежинки: что у них есть общее? (Они все состоят из лучей).
Итак, кто оказался прав? (Оказались правы те, кто предполагал, что снег - это скопление снежинок).
4. Подготовка к практической части. Физкультминутка (2 мин.)
А сейчас мы с вами подготовимся для работы в лаборатории по проведения опытов. Чтобы зрение стало зорким и мы заметили все изменения, используем зарядку для глаз. Исходное положение: стоя.
а) Упражнение «Пальчик»: прижмите указательный палец правой руки к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя вперед, продолжая следить за ним глазами и обратно. (Повторить 2раза). Закончить упражнение.
б) Упражнение «Моргание»: поморгайте, быстро и сильно сжимая веки. Закончить упражнение. Теперь мы готовы к проведению опытов.
5. Практическая часть (10 мин.)
Займите свои места в лаборатории. Наша цель – выяснить, какие свойства имеют снег и лед. Помните о правиле хорошей работы: отвлекаться самому и мешать соседу запрещается, иначе опыт может не получиться.
Опыт № 1.
Положите рукой в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставьте их на поднос, и я уберу их на некоторое время в теплое место. Мы вернемся к нему после проведения всех опытов.
Опыт № 2.
Сравните снег и лёд по цвету. Посмотрите на снег, какого он цвета? (Белый). Знаете, почему снег белого цвета? Маленькие кристаллы льда, из которых состоит снежинка, отражают свет друг от друга, поэтому снег всегда белого цвета. А какого цвета лед? (Бесцветный).
Опыт №3.
Возьмите под стульчиками кусочек цветного картона и положите под снег. Посмотрите внимательно: видят ли ваши глаза картон под снегом? (Нет). Почему? (Он непрозрачный). Положите картон под лед. Что можете сказать? (Картон виден). А почему виден картон? (Лед прозрачный).
Опыт № 4.
Опустите кусочек льда в воду. Что наблюдаете? (Лёд плавает). Трубочкой прижмите лёд на дно стакана. Уберите трубочку. Что происходит? (Лед не тонет). А теперь опустите в воду комок снега. Как ведет себя снег в воде? (Снег, как и лёд, не тонет в воде).
Опыт №5.
На прошлом занятии мы залили цветную воду в формочки и вынесли на улицу. Занесем его. Что произошло с нашей водой? (Превратилась в лед). Почему? (Под действием мороза вода замерзает). Этими цветными ледяными фигурками можно украсить горку во дворе, ель, другие деревья.
Опыт №1.
Посмотрите теперь на снег и лёд, которые вы в начале работы положили в стаканы. Что произошло с ними? (Растаяли). Почему? (Под действием тепла они тают).
6. Итоги занятия (5 мин.)
Пройдем в конференц-зал (к доске). Итак, обратимся к таблице и сделаем выводы о полученных результатах (заполняем таблицу картинками):
Снег: белого цвета, непрозрачный, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду (тает).
Лёд: бесцветный, прозрачный, плавает в воде, под действием тепла тает, превращается в воду.
Рефлексия «Мишень» (2 мин.). Мы сегодня на занятии хорошо поработали, провели исследование свойств снега и льда. А теперь давайте выразим, с каким настроением думали, работали, делали открытия – поставим стрелки на мишень. Мне было очень приятно работать вместе с вами, я тоже старалась на уроке и приложила много усилий, поэтому ставлю свою стрелку настроения в центр. (Дети по очереди дают свою оценку занятию).
Самоанализ занятия
Этапы занятия логически структурированы и соответствовали типу занятия – знакомство с новым материалом. Дошкольники знакомились со свойствами снега и льда в роли «ученых», соблюдая правила наблюдения, смело высказывали предположения и самостоятельно формулировали вывод об увиденном результате. Условия для исследовательской деятельности создавались педагогом легко, задания были понятны, инструкции лаконичны и кратки, что обеспечило совместный успех при активной самостоятельной работе детей во время исследования и на этапе подведении итогов занятия. Это говорит о том, что учащиеся, «вжившись» в роль исследователя, с неподдельным интересом ставили опыты, используя имеющиеся компетенции. На основе имеющихся и новых знаний и визуального материала воспитанники сделали выводы о свойствах льда и снега. Для формирования детского интереса к происходящим изменениям в природе и повышения мотивации детей к усвоению знаний использовались мультимедийные средства обучения. Благодаря этому учащиеся активно вступали в диалог, включая логическое мышление и воображение. Психологическая атмосфера занятия отличалась комфортностью, деловым настроем, эмоциональной стабильностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.