Чудотворная сила иконы (проект)

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной не случайно. В прошлом году на урок технологии по теме «Вышивка крестом и бисером» моя первая учительница Светлана Геннадьевна принесла для образца картины, вышитые крестиком. Среди многочисленных картин была икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и девушками, начиная с 10 и до 30 лет. От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей. Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все ученики, включая мальчиков. В процессе выполнения исследовательской работы я достигла поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят старшеклассники, чтобы посмотреть на выставку картин. А главное, мы удивили не только учителей, но и своих родителей!
Иконка файла материала проект.docx
X  районная научно­практическая конференция юниоров 1  Чудотворная сила иконы (проект) Автор: Беляевская Валентина  ученица 5 класса Руководитель: Василькова Светлана Геннадьевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории2 Научная статья Издревле икону называли  Библией для неграмотных Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной  не случайно. В прошлом году на   урок   технологии   по   теме   «Вышивка   крестом   и   бисером»   моя   первая   учительница Светлана   Геннадьевна     принесла   для   образца   картины,   вышитые   крестиком.   Среди многочисленных картин была   икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и девушками, начиная с 10 и до 30 лет.  От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей. Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.  Я   составила   план   действий.   Первоначально   свои   исследования     начала   с беседы   с   людьми   разных   поколений   о   значении   икон   в   их   жизни,     об   истории   их появления. Познакомившись с полученной информацией, я выяснила, что  икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Любая икона глубоко символична. Иконопись   зародилась   на   Руси   в  XI  –  XII  веках.   Сегодня   вышивка   икон является одним из самых популярных видов рукоделия.  Ребята   моего   класса   предложили   оформить   в   классе   выставку   картин   по православной тематике, в которую будут входить   картины с изображением природы, храмов, библейские сюжеты  и т.д.,  выполненными нашими руками. Для   этого   потребовалось   провести   изучение   некоторых   моментов.   Во   – первых, меня интересовал вопрос «Можно ли вышивать крестиком и бисером иконы?». Во­вторых, какую роль играют иконы в домах православных людей? В­третьих, выяснить, как дети относятся к иконам.3 Цель моего исследования: привлечение внимания учащихся нашей школы к выставке картин по православной тематике, выполненных в технике «вышивка крестом» и «вышивка бисером». Поставленная цель диктует ряд задач:  Изучить историю православных икон;  Определить, какую именно икону мне  выполнить по силам;  Определить последовательность своих действий по изготовлению иконы;  Выполнить икону в выбранной технике исполнения;  Оценить проделанную работу;  Подготовить   презентацию   выполненной   работы   и   ознакомить   с   результатами   на родительских собраниях. Мною   выдвинута   гипотеза:  икона,   выполненная   рукодельницей   вручную   с добрыми намерениями, обладает мощной энергетикой.   При   написании   работы   использовала   следующие  методы:   опрос,   беседа, анкетирование, анализ полученного материала, просмотр материалов сети Интернет. Считаю, что тема моей работы  актуальна,  так как современный подросток ещё   не   полностью   осознает   великую   силу   икон.   Если   в   обществе   существует   такая проблема, значит, есть тема для размышления. Для решения этой проблемы я изучила литературу,   которой   оказалось   огромное   количество,   материалы   СМИ,   где   мнение окружающих   разнообразно.   Правильно   говорят:   «Сколько   людей,   столько   и   мнений». Следующим этапом исследования я выделила встречи с настоятелем храма п. Тайтурка и п.   Средний   Владимиром.   С   вопросами,   которые   возникали   в   ходе   исследования,   я обращалась   к   настоятелю   ангарского   храма   во   имя   Святой   Троицы   г.   Ангарска протоиерею отцу Владимиру Килину, и провела социологический опрос среди учащихся 4­5 ­ х классов.  Также в изучении материала мне помогла библиотекарь школы Иванова Ольга Ивановна. Я уверена, что  любая икона, выполненная с душой, станет оберегом для любого дома, она может исцелить от болезней, недуга и всего плохого.  Сейчас   сложно   представить   себе   православного   человека   без   икон   в   доме. Изучая историю нашего поселка можно сказать, что жители поселка Среднего глубоко верующие.   Из   5352   человек   –   82   %   верующих.   (данные   2012   г.)   Жители   поселка   (в основном   семьи   военнослужащих)   понимают,   что   только   вера   в   бога,   глубокая   и искренняя, даст мужество перенести все тяготы военной жизни. Не случайно 11 марта 2011 года в поселке открылся Православный Приход, который осуществляет духовное4 окормление   военнослужащих   гарнизона   «Белая   Дальней   авиации   ВВС   России».  (см. приложение № 1) Материальный   мир,   окружающий   нас,   мир   предметов   —   ежедневных свидетелей   нашей   жизни   —   не   безгласен.   Жилище   человека   расскажет   о   хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.  Из  беседы с отцом Владимиром,  который часто бывает в жилищах своих прихожан, я узнала, что во время посещений он всегда обращает внимание, какое место отведено   домашним   иконам,   как   они   содержатся,   есть   ли   перед   ними   лампадки   или подсвечник.   Есть   ли   в   доме   Евангелие,   духовные   книги.   Его   призывают   освятить квартиру,   отслужить   домашний   молебен,   зовут   к   больному   совершить   таинство елеосвящения (соборования). (см. приложение №2) «Радостно   бывает   встретить   красиво   оформленный,   поддерживаемый   в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас   —   Бог.   Потому   и   дороги   нам   изображения   Спасителя,   Пречистой   Его   Матери, угодников Божиих — святые иконы» ­ говорит отец Владимир. Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода   или   серванта   прислоненный   к   случайной   вазочке   покоробленный   бумажный образок в пол­ладони, да еще покрытый пылью. Слово   ИКОНА   –   греческое   и   по   ­     русски   оно   означает   «ОБРАЗ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Икона – это обращение к Богу языком линий, вышивки или красок – стало на Руси молитвой. Чтобы вышивать икону, необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке. ( см. приложение №3) Очень интересна жестикуляция святых на иконах:       рука, прижатая к груди – сердечное переживание;  рука, поднятая вверх – призыв к покаянию; рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности; две руки, поднятые вверх – моление о мире; руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы; руки, прижатые к щекам – знак печали, скорби.5 Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский   монастырь,   высадившись   в   темноте   на   берег,   укрылась   в   окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.  В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей   матери   была   подобна   «Одигитрии»,   на   которой   Богомладенец   всегда изображается с благословляющей рукой.  И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».  Поражённый   игумен   тотчас   собрал   братию.   Все   были   изумлены   изменением очертания   иконы   Божьей   матери.   После   благодарственной   молитвы   перед   святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.  С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием   и   кротостью,   а   на   устах   покоится   тихая   улыбка   утешения.   Лик   же Богомладенца строг.  Изучив технику вышивания крестиком и  бисером, я  составила план действий по выполнению иконы:  Подготовить необходимые материалы и инструменты;   Выполнить работу по изготовлению иконы, соблюдая правила, которые необходимо придерживаться при работе; (см. приложение № 4)  Оформить готовую работу в раму;  Оценить качество работы. Проанализировать ход работы;  Пополнить выставку в классе, в музее. Схемы, выбранные для вышивки, включают в себя: около 40000 стежков (при вышивке   крестиком)   и     более   24000   элементов   –   бисеринок,   которые   потребуютсясобрать воедино. Готовые схемы я нашла в наборе для вышивания крестиком и  в книге «Иконы из бисера». В книге М.  Иулиании  «Труд иконописца» сказано: все материалы должны быть качественны и долговечны, преимущественно натуральные нити и ткани. 6   В   исследовании   участвовало     провела социологический опрос учащихся 4­5  ­х классов. На вопрос:  знает ли новое поколение   72   ученика   и   14   взрослых.   Я   об увлечениях и занятиях старшего поколения я получила следующие данные: № 1 2 Вопрос Ваши бабушки когда­нибудь занимались вышивкой? Занимаются ли мамы вышивкой сейчас? да 48 % 76 % нет 10 % «8 % Не знаю 56 % 16 % Вывод: Из таблицы видно, что об увлечениях бабушек и мам учащиеся знают не все   и   не   интересуются   этим   вопросом.   Значит,   новому     поколению   необходимо поддерживать связь со старшим поколением. В октябре месяце 2011 года из 18 учеников нашего класса не умели вышивать 15 человек (это 83 %). К апрелю 2012 года вышивают крестиком 100 % (даже мальчики), бисером 50 % (только девочки).  Вывод:  вышивание на уроках технологии и внеурочное время стало одним из любимых занятий всех учащихся, что помогло нам сблизиться и быть более терпеливыми. (см. приложение № 5) Всякая работа во славу Божию полезна и хороша! Исследовательская служба «Среда» выяснила,  что иконы есть у 76% российских  семей. И это говорит о том, насколько глубоко православная вера укоренилась в русском  народе. Из анкет я выяснила, что у 72 % опрошенных в домах есть иконы. Из беседы со старшим поколением мне удалось узнать, что мужчины и женщины относятся   к   иконам   по­разному.   Среди   мужчин   отрицательных   ответов   больше.   Это понятно. В храмах на службе женщин всегда немного больше, чем мужчин. Ведь даже в Византии в годы уничтожения икон, иконоборцев победила женская стойкость. Всего 19 % женщин говорят об отсутствии дома икон. Среди мужчин «безыконных» ­ 31%. Из материалов сети Интернет я выяснила некоторые факты: 1. Уровень образования практически не влияет на наличие икон в доме. 2. Чем   респондент   беднее,   тем   вероятность   встретить   у   него   дома   икону   выше. Конечно, отмечу, что разговор не о количестве икон и не о качестве их. Ведь небогатым россиянам достаточно и бумажных икон.7 3. Иконы всегда занимали очень важное место в жизни каждого человека. Иконы и лечат, и счастье дают, а при неправильном отношении к ним, могут и убить. Было очень много подобных случаев, когда установилась советская власть. Атеисты с таким рвением начали уничтожать церкви и иконы, но иконы не заставляли себя долго ждать и мстили практически мгновенно. Среди верующих людей очень много примет, которые связаны с иконами. Эти приметы проверены многими поколениями и учат молодежь, как правильно вести себя с этими святыми образами. (см. приложение № 6) На вопрос: «Вы знаете, что обозначают изображения на иконе в вашем доме?» учащиеся ответили так:  8 92 да нет На этот же вопрос ответили взрослые: 38 62 да нет Встретились и такие высказывания: «Бог везде, можно выйти в поле и молиться», «К   иконам   равнодушен».   Не   менее   примечательны   варианты   конкретизации респондентами, затруднившимися с ответами: «Есть одна икона, там три человека, кто, не8 знаю», «Маленькие иконы, а что там изображено не помню», «Простые иконы, ничего особенного».   Из сравнительного анализа видно, что старшее поколение больше интересуется изображением на иконах.  На   следующий   вопрос:   «Какие   качества   нужны   человеку,   чтобы   научиться вышивать иконы?» я узнала следующее: Учащиеся Желание, время, терпение Старшее поколение Доброе намерение, осознание того, для чего это надо делать, вера в доброе и хорошее, терпение,   жизненные потребности   удовольствие, 92% ­ Вам нравятся иконы, вышитые из бисера или крестиком? 100% 80% 60% 40% 20% 0% 56% 28% 16% 8% очень нет есть и лучше 0% Взрослые Учащиеся 100% ­ Вы хотели бы научиться вышивать икону? 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% 34% 38% 28% 0% Взрослые 0% Учащиеся Да Нет Не думал об этом ­ Как вы считаете, икона приносит пользу и защищает дом?80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Взрослые Учащиеся 9 Конечно! Нет! Просто украшение Вывод:  Сравнительные   диаграммы   показывают,   что   люди   старшего поколения осознают значимость икон в доме, относятся к иконам, как Дару Божьему. Для них икона – это средство общения с Богом и святыми Его. Учащиеся же относятся к иконе как картине, которая является украшением интерьера. Заключение Любая икона станет чудотворной, поможет отнести неприятности, защитит, излечит, если к ней обращаются искренне. В этом случае важны не только слова, сколько крепость веры и надежда. Семейные иконы передавались из поколения в поколение и оберегались.   Со   времен   крещения   Руси   почитаемыми   были   именные   иконы,   т.е изображения святых, в честь которых люди получали при рождении имена. Храмовые иконы, помещенные только на иконостасе. Известны множество случаев, когда иконы спасали людей. Они издавна славились своим чудотворным воздействием на организм человека. ( см. приложение № 7) Задуманные работы потребовали довольно много времени на их выполнение (более 8­ти месяцев). Но я не жалею затраченного времени. Ведь когда я занималась вышивкой, меня  переполняло чувство радости, благоговения.И   как   искусные   мастера,   занимающиеся   любимым   делом,     вкладывающие частичку своей души в изделие, так и я постарались вложить в свои работы всю теплоту своей души. 10 Ведь бисер – это лишь стекло, Но руки мастера, вдыхая жизнь в него, Творят шедевры, коих нет прекрасней, И в этом, видимо, и есть их счастье… Мы оформили выставку картин в нашем классе. Выполненные нами образы были освящены в православном Приходе гарнизона Белая Усольского района. Иконы, выполненные рукодельницами вручную, с добрыми намерениями, обладают мощнейшей энергетикой. Я   считаю, что наши картины, сделанные с душой, станут оберегом для нашего   кабинета,   они   помогут   исцелить   нас   от   болезней,   несчастий,   врагов   и   всего плохого!      Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все ученики,   включая   мальчиков.   В   процессе   выполнения   исследовательской   работы   я достигла  поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят старшеклассники,   чтобы   посмотреть   на   выставку   картин.   А   главное,   мы   удивили   не только учителей, но и своих родителей! Список литературы 1. Алексеев С.  «Как устроить домашний иконостас» (простые беседы о духовной  жизни).  Изд­во САТИСЪ, Санкт­Петербург,2000 г. 2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, изд­во «Искусство», 1978. 3. Архивные материалы и фото краеведческого музея гарнизона Белая. 4. Вирко Е. Иконы из бисера. Изд­во: «Эскимо», М.: 2007 г. 5. Иконы в нашем доме. О молитве. О милостыне. — М.: Даниловский благовестник,  1997.— 48 с. — (Серия "За советом к батюшке"). 6. Иконы из бисера. Елена Вирко.­ М., Эксмо; Донецк: СКИФ, 2007. 7. Иулиания  М. Труд иконописца: Изд­во Троице Сергиевой Лавры, 2011 г. 8. Лепахин В. «Икона в русской художественной литературе». М.: Изд­во: ОТЧИЙ  ДОМ, 202 г.11 9. Миронова Т.В., Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.­М.:  ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009­224 с. 10. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская Учебник для 4 класса. – Самара:  Корпорация «Федоров», Изд­во «учебная литература», 2004. – 90 с. 11. Чижик Т.Б. «Учим детей вязать и вышивать: Приключения Ниточки и иголочки/  Серия 2 Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.­ 160 с. 12. www   .  topmagia    .  ru  (Иконы в нашем доме. Автор О.Рывкина, 06.09.11г. сайт  посетила 17 марта 2013 г.) 13. www   .  iakovlevskoe    .  ru (сайт с. Яковлевское, Костромская область посетила 17  марта 2013 г.)  .  slavianka   14. www   .  com (материалы ж. «Славянка» №6 (18) ноябрь­декабрь 2008 г.  посетила 16 марта 2013 г.)