Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной не случайно. В прошлом году на урок технологии по теме «Вышивка крестом и бисером» моя первая учительница Светлана Геннадьевна принесла для образца картины, вышитые крестиком. Среди многочисленных картин была икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и девушками, начиная с 10 и до 30 лет. От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей. Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все ученики, включая мальчиков. В процессе выполнения исследовательской работы я достигла поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят старшеклассники, чтобы посмотреть на выставку картин. А главное, мы удивили не только учителей, но и своих родителей!
проект.docx
X районная научнопрактическая конференция юниоров
1
Чудотворная сила иконы
(проект)
Автор:
Беляевская Валентина
ученица 5 класса
Руководитель:
Василькова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории 2
Научная статья
Издревле икону называли
Библией для неграмотных
Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной не случайно. В прошлом году
на урок технологии по теме «Вышивка крестом и бисером» моя первая учительница
Светлана Геннадьевна принесла для образца картины, вышитые крестиком. Среди
многочисленных картин была икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа
перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона
передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой
нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно
женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед
этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и
девушками, начиная с 10 и до 30 лет. От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая
вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей.
Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.
Я составила план действий. Первоначально свои исследования начала с
беседы с людьми разных поколений о значении икон в их жизни, об истории их
появления. Познакомившись с полученной информацией, я выяснила, что икона играет
роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Любая икона
глубоко символична.
Иконопись зародилась на Руси в XI – XII веках. Сегодня вышивка икон
является одним из самых популярных видов рукоделия.
Ребята моего класса предложили оформить в классе выставку картин по
православной тематике, в которую будут входить картины с изображением природы,
храмов, библейские сюжеты и т.д., выполненными нашими руками.
Для этого потребовалось провести изучение некоторых моментов. Во –
первых, меня интересовал вопрос «Можно ли вышивать крестиком и бисером иконы?».
Вовторых, какую роль играют иконы в домах православных людей? Втретьих, выяснить,
как дети относятся к иконам. 3
Цель моего исследования: привлечение внимания учащихся нашей школы к
выставке картин по православной тематике, выполненных в технике «вышивка крестом» и
«вышивка бисером». Поставленная цель диктует ряд задач:
Изучить историю православных икон;
Определить, какую именно икону мне выполнить по силам;
Определить последовательность своих действий по изготовлению иконы;
Выполнить икону в выбранной технике исполнения;
Оценить проделанную работу;
Подготовить презентацию выполненной работы и ознакомить с результатами на
родительских собраниях.
Мною выдвинута гипотеза: икона, выполненная рукодельницей вручную с
добрыми намерениями, обладает мощной энергетикой.
При написании работы использовала следующие методы: опрос, беседа,
анкетирование, анализ полученного материала, просмотр материалов сети Интернет.
Считаю, что тема моей работы актуальна, так как современный подросток
ещё не полностью осознает великую силу икон. Если в обществе существует такая
проблема, значит, есть тема для размышления. Для решения этой проблемы я изучила
литературу, которой оказалось огромное количество, материалы СМИ, где мнение
окружающих разнообразно. Правильно говорят: «Сколько людей, столько и мнений».
Следующим этапом исследования я выделила встречи с настоятелем храма п. Тайтурка и
п. Средний Владимиром. С вопросами, которые возникали в ходе исследования, я
обращалась к настоятелю ангарского храма во имя Святой Троицы г. Ангарска
протоиерею отцу Владимиру Килину, и провела социологический опрос среди учащихся
45 х классов. Также в изучении материала мне помогла библиотекарь школы Иванова
Ольга Ивановна. Я уверена, что любая икона, выполненная с душой, станет оберегом для
любого дома, она может исцелить от болезней, недуга и всего плохого.
Сейчас сложно представить себе православного человека без икон в доме.
Изучая историю нашего поселка можно сказать, что жители поселка Среднего глубоко
верующие. Из 5352 человек – 82 % верующих. (данные 2012 г.) Жители поселка (в
основном семьи военнослужащих) понимают, что только вера в бога, глубокая и
искренняя, даст мужество перенести все тяготы военной жизни. Не случайно 11 марта
2011 года в поселке открылся Православный Приход, который осуществляет духовное 4
окормление военнослужащих гарнизона «Белая Дальней авиации ВВС России». (см.
приложение № 1)
Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных
свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине,
пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в
магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А
потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.
Из беседы с отцом Владимиром, который часто бывает в жилищах своих
прихожан, я узнала, что во время посещений он всегда обращает внимание, какое место
отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или
подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги. Его призывают освятить
квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство
елеосвящения (соборования). (см. приложение №2)
«Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в
чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену
под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для
нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери,
угодников Божиих — святые иконы» говорит отец Владимир.
Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с
комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный
образок в полладони, да еще покрытый пылью.
Слово ИКОНА – греческое и по русски оно означает «ОБРАЗ»,
«изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой
видимый образ. Икона – это обращение к Богу языком линий, вышивки или красок –
стало на Руси молитвой. Чтобы вышивать икону, необходимо знать символику и правила
цвета, используемого в вышивке. ( см. приложение №3)
Очень интересна жестикуляция святых на иконах:
рука, прижатая к груди – сердечное переживание;
рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;
рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;
две руки, поднятые вверх – моление о мире;
руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;
руки, прижатые к щекам – знак печали, скорби. 5
Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на
Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с
событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить
Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях
монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия
стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель
монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос,
предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на
икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона
Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда
изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со
словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но
Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте
сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением
очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым
образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили
нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на
этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит
милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же
Богомладенца строг.
Изучив технику вышивания крестиком и бисером, я составила план действий по
выполнению иконы:
Подготовить необходимые материалы и инструменты;
Выполнить работу по изготовлению иконы, соблюдая правила, которые необходимо
придерживаться при работе; (см. приложение № 4)
Оформить готовую работу в раму;
Оценить качество работы. Проанализировать ход работы;
Пополнить выставку в классе, в музее.
Схемы, выбранные для вышивки, включают в себя: около 40000 стежков (при
вышивке крестиком) и более 24000 элементов – бисеринок, которые потребуются собрать воедино. Готовые схемы я нашла в наборе для вышивания крестиком и в книге
«Иконы из бисера». В книге М. Иулиании «Труд иконописца» сказано: все материалы
должны быть качественны и долговечны, преимущественно натуральные нити и ткани.
6
В исследовании участвовало
провела
социологический опрос учащихся 45 х классов. На вопрос: знает ли новое поколение
72 ученика и 14 взрослых. Я
об увлечениях и занятиях старшего поколения я получила следующие данные:
№
1
2
Вопрос
Ваши бабушки когданибудь занимались вышивкой?
Занимаются ли мамы вышивкой сейчас?
да
48 %
76 %
нет
10 %
«8 %
Не знаю
56 %
16 %
Вывод: Из таблицы видно, что об увлечениях бабушек и мам учащиеся знают не
все и не интересуются этим вопросом. Значит, новому поколению необходимо
поддерживать связь со старшим поколением.
В октябре месяце 2011 года из 18 учеников нашего класса не умели вышивать 15
человек (это 83 %). К апрелю 2012 года вышивают крестиком 100 % (даже мальчики),
бисером 50 % (только девочки).
Вывод: вышивание на уроках технологии и внеурочное время стало одним из
любимых занятий всех учащихся, что помогло нам сблизиться и быть более терпеливыми.
(см. приложение № 5)
Всякая работа во славу Божию полезна и хороша!
Исследовательская служба «Среда» выяснила, что иконы есть у 76% российских
семей. И это говорит о том, насколько глубоко православная вера укоренилась в русском
народе. Из анкет я выяснила, что у 72 % опрошенных в домах есть иконы.
Из беседы со старшим поколением мне удалось узнать, что мужчины и женщины
относятся к иконам поразному. Среди мужчин отрицательных ответов больше. Это
понятно. В храмах на службе женщин всегда немного больше, чем мужчин. Ведь даже в
Византии в годы уничтожения икон, иконоборцев победила женская стойкость. Всего 19
% женщин говорят об отсутствии дома икон. Среди мужчин «безыконных» 31%.
Из материалов сети Интернет я выяснила некоторые факты:
1. Уровень образования практически не влияет на наличие икон в доме.
2. Чем респондент беднее, тем вероятность встретить у него дома икону выше.
Конечно, отмечу, что разговор не о количестве икон и не о качестве их. Ведь небогатым
россиянам достаточно и бумажных икон. 7
3. Иконы всегда занимали очень важное место в жизни каждого человека. Иконы и
лечат, и счастье дают, а при неправильном отношении к ним, могут и убить. Было очень
много подобных случаев, когда установилась советская власть. Атеисты с таким рвением
начали уничтожать церкви и иконы, но иконы не заставляли себя долго ждать и мстили
практически мгновенно. Среди верующих людей очень много примет, которые связаны с
иконами. Эти приметы проверены многими поколениями и учат молодежь, как правильно
вести себя с этими святыми образами. (см. приложение № 6)
На вопрос: «Вы знаете, что обозначают изображения на иконе в вашем доме?»
учащиеся ответили так:
8
92
да
нет
На этот же вопрос ответили взрослые:
38
62
да
нет
Встретились и такие высказывания: «Бог везде, можно выйти в поле и молиться»,
«К иконам равнодушен». Не менее примечательны варианты конкретизации
респондентами, затруднившимися с ответами: «Есть одна икона, там три человека, кто, не 8
знаю», «Маленькие иконы, а что там изображено не помню», «Простые иконы, ничего
особенного».
Из сравнительного анализа видно, что старшее поколение больше интересуется
изображением на иконах.
На следующий вопрос: «Какие качества нужны человеку, чтобы научиться
вышивать иконы?» я узнала следующее:
Учащиеся
Желание, время, терпение
Старшее поколение
Доброе намерение, осознание того, для чего
это надо делать, вера в доброе и хорошее,
терпение,
жизненные
потребности
удовольствие,
92%
Вам нравятся иконы, вышитые из бисера или крестиком?
100%
80%
60%
40%
20%
0%
56%
28%
16%
8%
очень
нет
есть и лучше
0%
Взрослые
Учащиеся
100%
Вы хотели бы научиться вышивать икону?
120%
100%
80%
60%
40%
20%
0%
34%
38%
28%
0%
Взрослые
0%
Учащиеся
Да
Нет
Не думал об этом
Как вы считаете, икона приносит пользу и защищает дом? 80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Взрослые
Учащиеся
9
Конечно!
Нет!
Просто украшение
Вывод:
Сравнительные диаграммы показывают, что люди старшего
поколения осознают значимость икон в доме, относятся к иконам, как Дару Божьему.
Для них икона – это средство общения с Богом и святыми Его. Учащиеся же относятся к
иконе как картине, которая является украшением интерьера.
Заключение
Любая икона станет чудотворной, поможет отнести неприятности, защитит,
излечит, если к ней обращаются искренне. В этом случае важны не только слова, сколько
крепость веры и надежда. Семейные иконы передавались из поколения в поколение и
оберегались. Со времен крещения Руси почитаемыми были именные иконы, т.е
изображения святых, в честь которых люди получали при рождении имена. Храмовые
иконы, помещенные только на иконостасе. Известны множество случаев, когда иконы
спасали людей. Они издавна славились своим чудотворным воздействием на организм
человека. ( см. приложение № 7)
Задуманные работы потребовали довольно много времени на их выполнение
(более 8ти месяцев). Но я не жалею затраченного времени. Ведь когда я занималась
вышивкой, меня переполняло чувство радости, благоговения. И как искусные мастера, занимающиеся любимым делом, вкладывающие
частичку своей души в изделие, так и я постарались вложить в свои работы всю теплоту
своей души.
10
Ведь бисер – это лишь стекло,
Но руки мастера, вдыхая жизнь в него,
Творят шедевры, коих нет прекрасней,
И в этом, видимо, и есть их счастье…
Мы оформили выставку картин в нашем классе. Выполненные нами образы
были освящены в православном Приходе гарнизона Белая Усольского района. Иконы,
выполненные рукодельницами вручную, с добрыми намерениями, обладают мощнейшей
энергетикой. Я считаю, что наши картины, сделанные с душой, станут оберегом для
нашего кабинета, они помогут исцелить нас от болезней, несчастий, врагов и всего
плохого!
Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все
ученики, включая мальчиков. В процессе выполнения исследовательской работы я
достигла поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать
вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание
больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят
старшеклассники, чтобы посмотреть на выставку картин. А главное, мы удивили не
только учителей, но и своих родителей!
Список литературы
1. Алексеев С. «Как устроить домашний иконостас» (простые беседы о духовной
жизни). Издво САТИСЪ, СанктПетербург,2000 г.
2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, издво «Искусство», 1978.
3. Архивные материалы и фото краеведческого музея гарнизона Белая.
4. Вирко Е. Иконы из бисера. Издво: «Эскимо», М.: 2007 г.
5. Иконы в нашем доме. О молитве. О милостыне. — М.: Даниловский благовестник,
1997.— 48 с. — (Серия "За советом к батюшке").
6. Иконы из бисера. Елена Вирко. М., Эксмо; Донецк: СКИФ, 2007.
7. Иулиания М. Труд иконописца: Издво Троице Сергиевой Лавры, 2011 г.
8. Лепахин В. «Икона в русской художественной литературе». М.: Издво: ОТЧИЙ
ДОМ, 202 г. 11
9. Миронова Т.В., Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.М.:
ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009224 с.
10. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская Учебник для 4 класса. – Самара:
Корпорация «Федоров», Издво «учебная литература», 2004. – 90 с.
11. Чижик Т.Б. «Учим детей вязать и вышивать: Приключения Ниточки и иголочки/
Серия 2 Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 160 с.
12. www
. topmagia
. ru (Иконы в нашем доме. Автор О.Рывкина, 06.09.11г. сайт
посетила 17 марта 2013 г.)
13. www
. iakovlevskoe
. ru (сайт с. Яковлевское, Костромская область посетила 17
марта 2013 г.)
. slavianka
14. www
. com (материалы ж. «Славянка» №6 (18) ноябрьдекабрь 2008 г.
посетила 16 марта 2013 г.)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Чудотворная сила иконы (проект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.