Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной не случайно. В прошлом году на урок технологии по теме «Вышивка крестом и бисером» моя первая учительница Светлана Геннадьевна принесла для образца картины, вышитые крестиком. Среди многочисленных картин была икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и девушками, начиная с 10 и до 30 лет. От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей. Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все ученики, включая мальчиков. В процессе выполнения исследовательской работы я достигла поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят старшеклассники, чтобы посмотреть на выставку картин. А главное, мы удивили не только учителей, но и своих родителей!
X районная научнопрактическая конференция юниоров
1
Чудотворная сила иконы
(проект)
Автор:
Беляевская Валентина
ученица 5 класса
Руководитель:
Василькова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории2
Научная статья
Издревле икону называли
Библией для неграмотных
Тема «Чудотворная сила иконы» выбрана мной не случайно. В прошлом году
на урок технологии по теме «Вышивка крестом и бисером» моя первая учительница
Светлана Геннадьевна принесла для образца картины, вышитые крестиком. Среди
многочисленных картин была икона Божьей Матери «Умиление». Именно эта работа
перевернула моё сознание. Из рассказа учителя я узнала немного истории иконы. Икона
передает образ Богоматери до рождения Иисуса Христа. Этот образ светится особой
нежностью и теплом. Она считается «женской», т.к. предназначена для обращения именно
женщинам, затрагивая самые светлые и романтичные струны их души. Молитва перед
этой иконой помогает в появлении детей. Очень хорошо иметь этот образ девочкам и
девушками, начиная с 10 и до 30 лет. От бабушки я узнала, что любая икона, вышитая
вручную, имеет очень большую силу и защищает семью и дом от разных неприятностей.
Тогда я решила вышить бисером икону и защитить своих близких.
Я составила план действий. Первоначально свои исследования начала с
беседы с людьми разных поколений о значении икон в их жизни, об истории их
появления. Познакомившись с полученной информацией, я выяснила, что икона играет
роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Любая икона
глубоко символична.
Иконопись зародилась на Руси в XI – XII веках. Сегодня вышивка икон
является одним из самых популярных видов рукоделия.
Ребята моего класса предложили оформить в классе выставку картин по
православной тематике, в которую будут входить картины с изображением природы,
храмов, библейские сюжеты и т.д., выполненными нашими руками.
Для этого потребовалось провести изучение некоторых моментов. Во –
первых, меня интересовал вопрос «Можно ли вышивать крестиком и бисером иконы?».
Вовторых, какую роль играют иконы в домах православных людей? Втретьих, выяснить,
как дети относятся к иконам.3
Цель моего исследования: привлечение внимания учащихся нашей школы к
выставке картин по православной тематике, выполненных в технике «вышивка крестом» и
«вышивка бисером». Поставленная цель диктует ряд задач:
Изучить историю православных икон;
Определить, какую именно икону мне выполнить по силам;
Определить последовательность своих действий по изготовлению иконы;
Выполнить икону в выбранной технике исполнения;
Оценить проделанную работу;
Подготовить презентацию выполненной работы и ознакомить с результатами на
родительских собраниях.
Мною выдвинута гипотеза: икона, выполненная рукодельницей вручную с
добрыми намерениями, обладает мощной энергетикой.
При написании работы использовала следующие методы: опрос, беседа,
анкетирование, анализ полученного материала, просмотр материалов сети Интернет.
Считаю, что тема моей работы актуальна, так как современный подросток
ещё не полностью осознает великую силу икон. Если в обществе существует такая
проблема, значит, есть тема для размышления. Для решения этой проблемы я изучила
литературу, которой оказалось огромное количество, материалы СМИ, где мнение
окружающих разнообразно. Правильно говорят: «Сколько людей, столько и мнений».
Следующим этапом исследования я выделила встречи с настоятелем храма п. Тайтурка и
п. Средний Владимиром. С вопросами, которые возникали в ходе исследования, я
обращалась к настоятелю ангарского храма во имя Святой Троицы г. Ангарска
протоиерею отцу Владимиру Килину, и провела социологический опрос среди учащихся
45 х классов. Также в изучении материала мне помогла библиотекарь школы Иванова
Ольга Ивановна. Я уверена, что любая икона, выполненная с душой, станет оберегом для
любого дома, она может исцелить от болезней, недуга и всего плохого.
Сейчас сложно представить себе православного человека без икон в доме.
Изучая историю нашего поселка можно сказать, что жители поселка Среднего глубоко
верующие. Из 5352 человек – 82 % верующих. (данные 2012 г.) Жители поселка (в
основном семьи военнослужащих) понимают, что только вера в бога, глубокая и
искренняя, даст мужество перенести все тяготы военной жизни. Не случайно 11 марта
2011 года в поселке открылся Православный Приход, который осуществляет духовное4
окормление военнослужащих гарнизона «Белая Дальней авиации ВВС России». (см.
приложение № 1)
Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных
свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине,
пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в
магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А
потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.
Из беседы с отцом Владимиром, который часто бывает в жилищах своих
прихожан, я узнала, что во время посещений он всегда обращает внимание, какое место
отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или
подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги. Его призывают освятить
квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство
елеосвящения (соборования). (см. приложение №2)
«Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в
чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену
под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для
нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери,
угодников Божиих — святые иконы» говорит отец Владимир.
Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с
комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный
образок в полладони, да еще покрытый пылью.
Слово ИКОНА – греческое и по русски оно означает «ОБРАЗ»,
«изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой
видимый образ. Икона – это обращение к Богу языком линий, вышивки или красок –
стало на Руси молитвой. Чтобы вышивать икону, необходимо знать символику и правила
цвета, используемого в вышивке. ( см. приложение №3)
Очень интересна жестикуляция святых на иконах:
рука, прижатая к груди – сердечное переживание;
рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;
рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;
две руки, поднятые вверх – моление о мире;
руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;
руки, прижатые к щекам – знак печали, скорби.5
Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на
Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с
событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить
Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях
монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия
стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель
монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос,
предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на
икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона
Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда
изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со
словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но
Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте
сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением
очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым
образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили
нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на
этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит
милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же
Богомладенца строг.
Изучив технику вышивания крестиком и бисером, я составила план действий по
выполнению иконы:
Подготовить необходимые материалы и инструменты;
Выполнить работу по изготовлению иконы, соблюдая правила, которые необходимо
придерживаться при работе; (см. приложение № 4)
Оформить готовую работу в раму;
Оценить качество работы. Проанализировать ход работы;
Пополнить выставку в классе, в музее.
Схемы, выбранные для вышивки, включают в себя: около 40000 стежков (при
вышивке крестиком) и более 24000 элементов – бисеринок, которые потребуютсясобрать воедино. Готовые схемы я нашла в наборе для вышивания крестиком и в книге
«Иконы из бисера». В книге М. Иулиании «Труд иконописца» сказано: все материалы
должны быть качественны и долговечны, преимущественно натуральные нити и ткани.
6
В исследовании участвовало
провела
социологический опрос учащихся 45 х классов. На вопрос: знает ли новое поколение
72 ученика и 14 взрослых. Я
об увлечениях и занятиях старшего поколения я получила следующие данные:
№
1
2
Вопрос
Ваши бабушки когданибудь занимались вышивкой?
Занимаются ли мамы вышивкой сейчас?
да
48 %
76 %
нет
10 %
«8 %
Не знаю
56 %
16 %
Вывод: Из таблицы видно, что об увлечениях бабушек и мам учащиеся знают не
все и не интересуются этим вопросом. Значит, новому поколению необходимо
поддерживать связь со старшим поколением.
В октябре месяце 2011 года из 18 учеников нашего класса не умели вышивать 15
человек (это 83 %). К апрелю 2012 года вышивают крестиком 100 % (даже мальчики),
бисером 50 % (только девочки).
Вывод: вышивание на уроках технологии и внеурочное время стало одним из
любимых занятий всех учащихся, что помогло нам сблизиться и быть более терпеливыми.
(см. приложение № 5)
Всякая работа во славу Божию полезна и хороша!
Исследовательская служба «Среда» выяснила, что иконы есть у 76% российских
семей. И это говорит о том, насколько глубоко православная вера укоренилась в русском
народе. Из анкет я выяснила, что у 72 % опрошенных в домах есть иконы.
Из беседы со старшим поколением мне удалось узнать, что мужчины и женщины
относятся к иконам поразному. Среди мужчин отрицательных ответов больше. Это
понятно. В храмах на службе женщин всегда немного больше, чем мужчин. Ведь даже в
Византии в годы уничтожения икон, иконоборцев победила женская стойкость. Всего 19
% женщин говорят об отсутствии дома икон. Среди мужчин «безыконных» 31%.
Из материалов сети Интернет я выяснила некоторые факты:
1. Уровень образования практически не влияет на наличие икон в доме.
2. Чем респондент беднее, тем вероятность встретить у него дома икону выше.
Конечно, отмечу, что разговор не о количестве икон и не о качестве их. Ведь небогатым
россиянам достаточно и бумажных икон.7
3. Иконы всегда занимали очень важное место в жизни каждого человека. Иконы и
лечат, и счастье дают, а при неправильном отношении к ним, могут и убить. Было очень
много подобных случаев, когда установилась советская власть. Атеисты с таким рвением
начали уничтожать церкви и иконы, но иконы не заставляли себя долго ждать и мстили
практически мгновенно. Среди верующих людей очень много примет, которые связаны с
иконами. Эти приметы проверены многими поколениями и учат молодежь, как правильно
вести себя с этими святыми образами. (см. приложение № 6)
На вопрос: «Вы знаете, что обозначают изображения на иконе в вашем доме?»
учащиеся ответили так:
8
92
да
нет
На этот же вопрос ответили взрослые:
38
62
да
нет
Встретились и такие высказывания: «Бог везде, можно выйти в поле и молиться»,
«К иконам равнодушен». Не менее примечательны варианты конкретизации
респондентами, затруднившимися с ответами: «Есть одна икона, там три человека, кто, не8
знаю», «Маленькие иконы, а что там изображено не помню», «Простые иконы, ничего
особенного».
Из сравнительного анализа видно, что старшее поколение больше интересуется
изображением на иконах.
На следующий вопрос: «Какие качества нужны человеку, чтобы научиться
вышивать иконы?» я узнала следующее:
Учащиеся
Желание, время, терпение
Старшее поколение
Доброе намерение, осознание того, для чего
это надо делать, вера в доброе и хорошее,
терпение,
жизненные
потребности
удовольствие,
92%
Вам нравятся иконы, вышитые из бисера или крестиком?
100%
80%
60%
40%
20%
0%
56%
28%
16%
8%
очень
нет
есть и лучше
0%
Взрослые
Учащиеся
100%
Вы хотели бы научиться вышивать икону?
120%
100%
80%
60%
40%
20%
0%
34%
38%
28%
0%
Взрослые
0%
Учащиеся
Да
Нет
Не думал об этом
Как вы считаете, икона приносит пользу и защищает дом?80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Взрослые
Учащиеся
9
Конечно!
Нет!
Просто украшение
Вывод:
Сравнительные диаграммы показывают, что люди старшего
поколения осознают значимость икон в доме, относятся к иконам, как Дару Божьему.
Для них икона – это средство общения с Богом и святыми Его. Учащиеся же относятся к
иконе как картине, которая является украшением интерьера.
Заключение
Любая икона станет чудотворной, поможет отнести неприятности, защитит,
излечит, если к ней обращаются искренне. В этом случае важны не только слова, сколько
крепость веры и надежда. Семейные иконы передавались из поколения в поколение и
оберегались. Со времен крещения Руси почитаемыми были именные иконы, т.е
изображения святых, в честь которых люди получали при рождении имена. Храмовые
иконы, помещенные только на иконостасе. Известны множество случаев, когда иконы
спасали людей. Они издавна славились своим чудотворным воздействием на организм
человека. ( см. приложение № 7)
Задуманные работы потребовали довольно много времени на их выполнение
(более 8ти месяцев). Но я не жалею затраченного времени. Ведь когда я занималась
вышивкой, меня переполняло чувство радости, благоговения.И как искусные мастера, занимающиеся любимым делом, вкладывающие
частичку своей души в изделие, так и я постарались вложить в свои работы всю теплоту
своей души.
10
Ведь бисер – это лишь стекло,
Но руки мастера, вдыхая жизнь в него,
Творят шедевры, коих нет прекрасней,
И в этом, видимо, и есть их счастье…
Мы оформили выставку картин в нашем классе. Выполненные нами образы
были освящены в православном Приходе гарнизона Белая Усольского района. Иконы,
выполненные рукодельницами вручную, с добрыми намерениями, обладают мощнейшей
энергетикой. Я считаю, что наши картины, сделанные с душой, станут оберегом для
нашего кабинета, они помогут исцелить нас от болезней, несчастий, врагов и всего
плохого!
Теперь в нашем классе умеет вышивать не только наша учительница, но и все
ученики, включая мальчиков. В процессе выполнения исследовательской работы я
достигла поставленной цели. В классе стало более спокойно, мы чаще стали обсуждать
вопросы поведения и учебы. Наша успеваемость повысилась. У нас появилось желание
больше проводить время вместе в своем любимом классе. К нам в кабинет приходят
старшеклассники, чтобы посмотреть на выставку картин. А главное, мы удивили не
только учителей, но и своих родителей!
Список литературы
1. Алексеев С. «Как устроить домашний иконостас» (простые беседы о духовной
жизни). Издво САТИСЪ, СанктПетербург,2000 г.
2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, издво «Искусство», 1978.
3. Архивные материалы и фото краеведческого музея гарнизона Белая.
4. Вирко Е. Иконы из бисера. Издво: «Эскимо», М.: 2007 г.
5. Иконы в нашем доме. О молитве. О милостыне. — М.: Даниловский благовестник,
1997.— 48 с. — (Серия "За советом к батюшке").
6. Иконы из бисера. Елена Вирко. М., Эксмо; Донецк: СКИФ, 2007.
7. Иулиания М. Труд иконописца: Издво Троице Сергиевой Лавры, 2011 г.
8. Лепахин В. «Икона в русской художественной литературе». М.: Издво: ОТЧИЙ
ДОМ, 202 г.11
9. Миронова Т.В., Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.М.:
ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009224 с.
10. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская Учебник для 4 класса. – Самара:
Корпорация «Федоров», Издво «учебная литература», 2004. – 90 с.
11. Чижик Т.Б. «Учим детей вязать и вышивать: Приключения Ниточки и иголочки/
Серия 2 Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 160 с.
12. www
. topmagia
. ru (Иконы в нашем доме. Автор О.Рывкина, 06.09.11г. сайт
посетила 17 марта 2013 г.)
13. www
. iakovlevskoe
. ru (сайт с. Яковлевское, Костромская область посетила 17
марта 2013 г.)
. slavianka
14. www
. com (материалы ж. «Славянка» №6 (18) ноябрьдекабрь 2008 г.
посетила 16 марта 2013 г.)