Кто такой хореограф? В основном - это девочки, которые любят танцевать настолько, что не находят в себе никаких других талантов и увлечений, и идут поступать в высшие учебные заведения или хореографические училища.
И, если с училищами все более чем понятно: из них выходят профессиональные артисты балета, танцоры, которых, как говорится, ноги кормят. То, что же тогда с теми, кто учится не только достойно танцевать на большой сцене, но и еще и тому, чтобы работать было не только ногами, но и головой? Я говорю о педагогах по хореографии и постановщиках, или, балетмейстерах.
Когда ты идешь учиться на хореографа - "универсала", как было в моем случае, то ты и швец, и жнец и на дуде игрец. Ты учишься не только владеть определенными танцевальными движениями (причем не только классического танца), но еще учишься тому, как донести до любого, кто далек от мира хореографии, правильность и последовательность изучения движения, и как довести эту базу до законченного па. А в процессе изучения этих двух направлений, учишься еще и тому, чтобы ставить танцы, и даже целые балеты грамотно, по всем законам драматургии, как режиссер фильмов!
Естественно, объем знаний, которые тебе приходится осваивать до неприличия огромен, и для простого обывателя просто шокирующий, потому, как люди считают, что танцы это сродни детского лепета на лужайке: "Ну что тут такого сложного, танец придумать? Два притопа, три прихлопа, прошлись по кругу, сошлись-разошлись, и дело с концом". И, это, конечно, не ракетостроение, но постановщик учитывает очень много факторов при подготовке и реализации своего танца. Например: я возьму обычный танец, не балетный спектакль, на среднюю группу ансамбля, это 8 человек. Размеры сцены должен быть не меньше 10,5 на 7,5 метров на это количество танцоров (минимальными обычно считаются сцены 6 на 4, и 7 на 5 метров соответственно). Важным моментом еще является количество выходов на сцену, потому что есть сцены с одним выходом из гримерок, и чтобы пройти на другую сторону приходится между номерами перебегать прям по сцене, или по заднику сцены, но так, чтобы он не шелохнулся. В таком случае можно начинать танец "с точки", а не из-за кулис, но будет ли это логично по отношению к задумке танца, и его музыкальному сопровождению? Это тоже приходится учитывать постановщиком еще на стадии замысла, а не реализации.
Далее: так называемый "рисунок танца", это двумерный (вид сверху) рисунок, покадрового перемещения танцоров во время всего танца. Занятие такой деятельностью сильно облегчает хореографу-балетмейстеру работу, особенно, когда у него в одно время очень много постановок, и/или забывчивость (все мы люди, не роботы). На этом рисунке обозначается точка А и точка Б каждого конкретного перемещения группы или отдельного танцора, а также за какое количество счетов оно производится, и под какой хронометраж музыкального сопровождения. Особо продвинутые могут добавить еще одну колонку, где будут описывать движения, которыми будут сопровождаться эти перемещения, но по моему мнению, этот момент не особо важен, как рисунок.
Далее: непосредственно сами движения, или лексика танца. В современном мире хореографии увеличились требования к движениям, исполняемыми танцорами. Они должны не только отражать задумку балетмейстера, быть понятны зрителю, быть в границах стиля или определенного жанра танцевального искусства, исполняться по законам драматургии, органично сочетаться с рисунком танца, быть музыкальными, т.е. быть как бы визуализацией музыки, или зримой музыкой, а также вытекать одно из другого, как река. Согласитесь, учитывать все это довольно сложно, но, все таки реально.
К сожалению, не все хореографы (или балетмейстеры- постановщики) придерживаются всех этих требований в своих работах, и зачастую эти работы оставляют непонятное послевкусие: вроде бы и танец, и музыка понятная, и танцевали достаточно синхронно, и весело, было приятно смотреть, а больше - ничего: ни идеи, ни замысла, и иногда даже без раскрытия образа (образов) и без эмоций. Зрителю в таком случае не о чем подумать, не было в танце темы для последующего философствования, не было идеи для вдохновения, не было сопереживания и эмпатии к образам танцоров.
И лично я очень уважаю тех своих коллег, кто еще вкладывает в движения смысл, пытается передать зрителю свои мысли через танец, умеет работать с рисунком и лексикой по всем законам драматургии и требованиям современного хореографического искусства!
Воспитывайте, взращивайте для начала в себе любовь и стремление к истинному искусству, а не какой то хайповой (простите за слэнг) чепухе, которой полно в глобальной паутине, и передавайте эту любовь своим воспитанникам, пусть они видят, знают и ценят настоящее искусство!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.