Cтатья "Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения."
Оценка 4.7

Cтатья "Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения."

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
история
9 кл
13.11.2019
Cтатья "Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения."
Стандарт устанавливает 3 основные группы результатов образования – личностные, предметные и метапредметные. Среди метапредметных – особое внимание следует уделять коммуникативным, т. к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.От культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса. Гимназия №3 подготовила учителей к введению новых стандартов, однако формирование коммуникативной компетенции и особенно ее оценивание вызывает некоторые затруднения. Мы предполагаем, что некоторые УУД могут быть оценены только через наблюдение. К ним в первую очередь относятся коммуникативные УУД.
Статья1 Оценка сформированности коммуникативных УУД.docx

Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения.

Сиухина Л.Г.

 

Стандарт устанавливает 3 основные группы результатов образования – личностные, предметные и метапредметные. Среди метапредметных – особое внимание следует уделять коммуникативным, т. к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.От культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса.

Гимназия №3 подготовила учителей к введению новых стандартов, однако формирование коммуникативной компетенции и особенно ее оценивание вызывает некоторые затруднения.

Мы предполагаем, что некоторые УУД могут быть оценены только через наблюдение. К ним в первую очередь относятся коммуникативные УУД.

Коммуникативная компетентность определяется как «умение ставить и решать определённые типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра (партнёров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» (Л.А. Петровская)_

В соответствии с методиками проведения наблюдения, описанными в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Л.А. Регуш, Е.Ю. Савина, А.Е. Фомина, наблюдение должно быть формализованным, т.е. иметь единообразие наблюдаемой ситуации, схем, способов фиксации данных, их анализа и интерпретации.

В первую очередь необходимо определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение. Наша работа ограничивается только наблюдением взаимодействия «ученик – ученик» во время внеурочной учебной деятельности. Наблюдение проводится во время групповой работы учащихся.

Наблюдение не включенное, и ученики предупреждены о том, что успешность их работы будет оцениваться по определенным критериям. Однако сами критерии школьникам не сообщались.

Перед началом наблюдения проводился инструктаж с наблюдателями по описанию, которое прилагается к листу наблюдения.

Разработка схемы наблюдения включала четкое определение категорий наблюдения и признаков поведения испытуемого. Категории схемы наблюдения формулировались так, что они однозначно понимались разными наблюдателями и не вызывали разночтений в интерпретации.

Для повышения надежности наблюдения в апробации методики участвовали психологи и преподаватели разных предметов.

Критерии, выделенные с учетом психологических особенностей младшего подросткового возраста, представлены в таблице №1.

 

табл1.jpg

 

Описание карточки наблюдений.

Каждому участнику группы по каждому критерию присваивался знак «+» (соответствие данному критерию) или «-» (несоответствие данному критерию).

По нашему мнению, коммуникативные умения могут быть сформированы только в диалогической речи. Оценка умения вести диалог формируется критериями 1-5 и, частично, 9. Критерии 6-10оценивают умения учащихся ставить цели и распределять роли. Критерий 12 относился скорее к регулятивным умениям, и в последствии мы от него отказались.

Анализ результатов наблюдения.

Для того, чтобы наблюдение носило не описательный характер, необходимо ввести математическую обработку результатов.

При обработке результатов баллы высчитываются по формуле Σ (+) - Σ (-)/n, где Σ (+) – сумма плюсов участника по всем критериям, Σ (-) - сумма минусов участника по всем критериям.

После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень сформированности коммуникативных умений учащихся. Мы выделили три уровня сформированности умений при работе в группе:

1-й уровень (от -12 до -8 баллов) – низкий (коммуникативные умения не сформированы);

2-й уровень (от -7,9 до +7,9) – средний;

3-йуровень (от +8 до +12) – высокий.

 

Первичное наблюдение проходило на внеклассном мероприятии, которое было организовано в виде интеллектуальной игры. В каждую группу входили 6-10 человек, и за каждой из них наблюдал один или несколько экспериментаторов.

В ходе анализа результатов было выявлено, что предложенный лист наблюдения требует корректировки, т.е. некоторые критерии неинформативны и усложняют наблюдение. Скорректированный лист наблюдений представлен в таблице №2.

 

табл2.jpg

 

Описание наблюдений и обработка результатов проводится так же, как и в первом варианте.

Было предложено три уровня сформированности коммуникативных умений учащихся при работе в группе:

1-й уровень (от -6 до -3 баллов) – низкий (у большинства участников группы коммуникативные умения не сформированы);

2-й уровень (от -2,9 до +2,9) – средний (коммуникативные умения сформированы у некоторых участников группы);

3-йуровень (от +3 до +6) – высокий (у большинства участников группы  коммуникативные умения сформированы).

 

Повторное наблюдение проходило также на внеклассном мероприятии – Фестивале РО.

табл3.jpg

Результаты наблюдений  на1-ом этапе представлены в таблице №3.

 

табл4.jpg

 Полученные результаты во 2-м этапе приведены в таблице №4.

 

 

Анализ полученных результатов показывает, что больше всего учащихся (более 69% на первом этапе и более 65% на втором) имеют средний уровень сформированности коммуникативных умений. Независимо от того, какое количество человек присутствуют в группе и в каком соотношении, всегда есть учащиеся, активно работающие на протяжении всего времени, выполняющие задания (т.е. являющиеся лидерами) и поддерживающие лидеров в выполнении задания. И учащиеся, которые практически самоустраняются от выполнения заданий. Состав группы не влияет на проявление коммуникативных умений.

Таким образом, групповая работа может быть показателем сформированности коммуникативных умений. Используя метод наблюдения, мы можем оценить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

 

 

 

 

 


 

Литература

1.     Ананьев Б.Г. человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. – СПб: Питер,2001.

2.     Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2002.

3.     Иванова Д.А. Компетентностный подход как новое качество образования/ Д.А. Иванов, Л.Ф. Иванова, В.К. Загвоздкин, А.Г. Каспржак.- М., 2001.

4.     Компетентностный подход как новое качество образования. – М.: Ин-т новых технологий,2003.

5.     Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности/ Л.А. Регуш, - СПб.: Питер, 2008.

6.     Савин Е.Ю. Педагогическая психология/ Е.Ю. Савин, А.Е.Фомин. – Калуга, 2007.

7.     Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – http://standart.edu.ru


 

8.    

Оценка сформированности коммуникативных

Оценка сформированности коммуникативных

Для повышения надежности наблюдения в апробации методики участвовали психологи и преподаватели разных предметов

Для повышения надежности наблюдения в апробации методики участвовали психологи и преподаватели разных предметов

В ходе анализа результатов было выявлено, что предложенный лист наблюдения требует корректировки, т

В ходе анализа результатов было выявлено, что предложенный лист наблюдения требует корректировки, т

Полученные результаты во 2-м этапе приведены в таблице №4

Полученные результаты во 2-м этапе приведены в таблице №4

Литература 1. Ананьев

Литература 1. Ананьев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019