Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"
Оценка 5

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
история
5 кл—9 кл
28.04.2017
Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"
Учебный материал в основной школе требует более высокого, чем в начальной школе, уровня мыслительной деятельности и направлен на её развитие. Его основа – система научных понятий в соответствии с той или иной базовой наукой. В статье рассматривается опыт работы с понятиями на уроках истории.
статья .doc
Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий. Талаева Н.Е, Чеховский муниципальный район.  Успешным в современном мире может быть человек, который не станет ждать   готовых инструкций,   который   способен   решать   проблемы   поисковым,   конструктивным   способом. Развитие   личности     в   системе   образования   обеспечивается,   прежде   всего,   формированием универсальных   учебных   действий,   выступающих   в   качестве   основы   образовательного   и воспитательного   процесса.   В   Концепции   федеральных   государственных   образовательных стандартов   развитие   школьников   рассматривается   дифференцированно,   а   именно   как личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие.  Важнейшее место среди компетенций современного человека занимает умение учиться. В ходе  познавательного   процесса   учащиеся   должны  не  только  сформировать   научную картину мира,   но   и   развивать   способность   «управлять   своей   познавательной   и   интеллектуальной деятельностью»;   овладеть   «методологией   познания,   стратегиями   и   способами   познания   и учения»;   развивать   «репрезентативное,   символическое,   логическое,   творческое   мышление, продуктивное   воображение,   произвольную   память   и   внимание,   рефлексию».   В   блоке универсальных действий познавательной направленности различают общеучебные и логические действия. К последним относится выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. В рамках данной статьи основное внимание будет уделено таким логическим действиям как анализ объектов с целью выявления признаков; подведение под понятия, выведение следствий.  В   основной   школе   учащиеся   начинают   овладевать   высшими   формами   мыслительной деятельности   –   теоретическим,   формальным,   рефлексивным   мышлением.   Его   основы закладываются в возрасте 11­12 лет. В этот период учащиеся начинают системно знакомиться с основами наук, изучаемых в школе. Важное место в этом процессе занимает изучение языка науки, её понятийного аппарата.  Немного теории. Понятие – это форма логического мышления, отражающая существенные признаки   предметов   и   явлений.   Определение   понятия   (или   дефиниция)   есть   логическая операция,   которая   раскрывает   содержание   понятия   или   устанавливает   значение   термина.   С помощью   определения   понятий   мы   можем   раскрывать   содержание   понятия   и   тем   самым отличать   мыслимые   в   нем   предметы   от   других   предметов. В   логике   определения   понятий подразделяются на явные и неявные, реальные и номинальные.  В явном определении понятие, содержание   которого   надо   раскрыть,   называется   определяемым,   а   то   понятие,   посредством которого   оно   определяется,   называется   определяющим.   Явное   определение   устанавливает между   ними   отношение   равенства   их   объемов,   т.е.   отношение   эквивалентности.   В   неявном определении  место  определяющего  понятия   занимают   контекст,  набор  аксиом  или   описание способа   построения   определяемого   объекта.   Определение   будет   реальным,   если   в   нем перечисляются  существенные   признаки  предметов,   мыслимых   в  понятии.  Если   определяется термин, обозначающий предмет, то определение будет номинальным. Этими интеллектуальными операциями   должен     уверенно   оперировать   школьник:   находить   и   выделять   значимые, существенные   связи   причинно   –   следственные   зависимости,   проводить   операции   анализа (мысленного или реального расчленения целого на части) и синтеза (соединение или объединение ранее разрозненных вещей или понятий в целое).  Количество понятий, которые предъявляются учащимся в процессе обучения,  год от года растет. Уже на уровне основной школы на уроках истории в разделе «Древний Восток» ученик должен понимать и применять понятия «монархия», «политеизм», «деспотия», «язычество». На уровне   описания   на   уроке   «Древняя   Палестина»   ученик   знакомится   с   терминами   «евреи», «Тора»,   «Библия»,   «Ветхий   завет»,   «двенадцать   колен»,   «завет»,   «Земля   обетованная», «филистимляне», «соломоново решение», «Иерусалимский храм».  Помочь   учащимся   в   освоении   сложного   исторического   материала   может последовательность действий «видеть – знать – понимать ­ применять».  Видеть.  Работая   с   текстом   учебника,   учащийся   концентрирует   внимание   на структурировании  текста,   на  выделении   ключевых  содержательных  единиц   разным   шрифтом (курсив,   жирный   черный),   разным   цветом   (рамки   –   включения   в   полотно   исторического рассказа).   Это   позволяет   определять   разную   значимость   выделенных   дефиниций   (понятия   – жирным черным, термины – курсивом). В основной школе изучаемые понятия чаще всего не очень длинные («монархия – государство, в котором правит один человек и власть передается по  наследству»).   Но   даже   в   этом   понятии   учащиеся   должны   увидеть   ключевые   слова (существенные признаки), при отсутствии которых понятие потеряет свой смысл. В старшей школе умение выделять опорные слова и на их основе самостоятельно формулировать понятие позволяет   избежать   скучного   заучивания,   а   превратить   процесс   формулирования   понятий   в увлекательную творческую работу.  От выделения содержательных единиц необходимо переходить к умению формулировать дефиниции. В учебных текстах понятия представлены в форме реальных определений. Учащиеся быстро усваивают стандартную форму определения и легко находят её в тексте. Этого нельзя сказать о терминах. Номинальные определения  могут быть скрыты  за большим количеством дополнительных членов предложения; термин может упоминаться в одном предложении, а его определение   –   описание   в   другом.   Для   формирования   понятийной   зоркости   необходимо удерживать внимание на логически организованном материале, необходимо умение мысленно включаться   в   объяснение,   следить   за   логикой   изложения,   отмечать   для   себя   его   основные моменты.  Знать.  Конечно, работая со сложными понятиями в 5­6 классах,   младшим школьникам приходится   много   запоминать.   Для   контроля   усвоения   понятийного   материала   на   уроках используются ответы у доски. Учащимся предлагается перечень понятий и задания для работы с ними. Это может быть формат «поднятой руки», когда учащиеся отвечают понятия с места, выбирая то, которое они точно знают. Каждый ученик в тетради отмечает количество правильно названных   определений.   Данная   форма   работы   очень   мотивирует   младших   школьников   на активное   участие   в   соревновательном   процессе.   Другая   форма   работы   близка   к   первой. Учащийся из множества понятий выбирает те (по количеству 4­5 понятий), которое им усвоены. Наиболее   сложной   для   учащихся   5­6   класса   является   форма   опроса,   при   которой   нужно ответить понятия в той последовательности, как они даны на слайде или на карточке. В этом случае отсутствует ситуация выбора. Задача учителя в процессе обсуждения вести мониторинг усвоения понятий, обращая внимание учащихся на «западающие» темы. Облегчение процесса запоминания достигается использованием приемов мнемотехники. На разных   этапах   урока   могут   быть   использованы   такие   известные   приемы   как   «цепочка», «матрешка», «символизация». Хорошие результаты дает построение ассоциаций от первых букв базового исторического  или  обществоведческого  понятия  и его сущностной характеристики. Например,   в   6   классе   на   уроках   всеобщей   истории   учащиеся   знакомятся   с   повинностями крестьян ­ барщиной и оброком. Если на определение «барщины» можно выйти через корень «барин»,   то   на   «оброк»­   через   глагол   «отдавать».   Содержательная   линия   «Политика»   в  Президент   РФ   – обществознании: помилование.   пропорциональная   избирательная   система   –  партии; Понимать. В основной школе процесс запоминания становится более интеллектуальным. Заучивание через многократное повторение становится непродуктивным, и непопулярным. По мнению   Л.С.Выгодского,   в   подростков   память   работает   через   мышление,   запоминание происходит   на   основе   обдумывания.   Для   включения   мышления   в   запоминание   можно использовать   такие   приемы.   Из   всего   множества   понятий,   учащийся   выбирает   те,   которые связаны   с   определенной   темой.   Например,   «письменность   стран   Древнего   Востока».   В проверяемый   список   учитель   включает   термины   «иероглифы»,   «клинопись»,   «алфавит», «папирус»,   «пиктограмма»,   «свиток».   Или   другая   тема   «религиозные   верования   народов Древнего Востока». И тогда учащийся должен выбрать из списка и дать определения понятиям «религия»,   «язычество»,   «монотеизм»,   «политеизм»,   «иудаизм».   Подобная   форма   проверки может быть предложена для работы в учебных парах. На уроке обобщения к подобной работе могут привлекаться  ученики – консультанты, каждый из которых проводит контроль понятий по определенной теме.  Применять. Вся деятельность по изучению понятий будет эффективной, если выученный и понятый   материал   станет   «родным»   для   ученика,   будет   обогащать   его   словарный   запас. Усвоение понятий станет более осознанным, если ученику будет понятна структура построения определений,   если   он   научится   выделять   их   родовые   и   видовые   признаки   (например, «королевство»,   «княжество»,   «султанат»,   «халифат»,   «каганат»,   «царство»).     Хороший результат дает работа с однокоренными понятиями («феод», «феодал», «феодализм»»). Сначала учащиеся   усваивают   базовое   понятие   «феод»,   а   затем   от   него   выстраивают   всю   группу определений.   Такая   система   работы   организует   и   упорядочивает   запоминание,   облегчает воспроизведение.  В   ходе   проверки   знания   понятий,   учащимся   не   предлагается   формулировать   его определение. Но необходимо составить предложения с использованием данного понятия. Это вариант 25 задания в ЕГЭ по обществознанию.  Для включения изученных понятий в монологическую речь на уроках в основной школе можно   использовать   карточки   –   навигаторы.   В   них   ученику   предлагается   план   рассказа   в назывной или вопросительной форме. На основе опоры обучающийся  строит свой рассказ, в который включает понятия (их перечень также находится в карточке). Данная форма работы будет   готовить   учащихся   к   выполнению   нового   (2016)   типа   задания   в   ЕГЭ   по   истории «Историческое сочинение».  Учебный материал в основной школе требует более высокого, чем в начальной школе, уровня мыслительной деятельности и направлен на её развитие. Его основа – система научных понятий в соответствии с той или иной базовой наукой. Интеллектуальное развитие подростков достигает   высокого   теоретического   уровня,   но   оно   все   еще   остается   в   зоне   ближайшего развития, зависит от помощи и требовательности учителя, от активности самого подростка в усвоении образцов научного познания.  Литература: 1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий (Текст):  пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская (и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.  2.   Федеральный     государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования (Текст)/ Министерство образования и науки РФ. – М.:  Просвещение, 2011. 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Текст) / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011 4. Программа изучения сформированности универсальных учебных действий учащихся 5­9 классов (Текст): методические рекомендации / О.В.Суродина, М.В.Губина, В.Н.Гаврилова и (др). – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015.

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"

Cтатья "Универсальные действия познавательной направленности: подходы к формированию системы научных понятий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017