Тема: «Д. Хармс Что это было. Д. Хармс, Н. Гернет Очень-очень вкусный пирог.
Цели: -продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний.
– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр.
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог… (Это стихи)
– Как определили?
– Чем похожи? (Про бал и про гостей)
– Чем отличаются? (Герой во втором неизвестен. И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор
второго стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович
Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас
прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился
он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот
город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. |
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
– Псевдоним – это что? (Придуманное имя)
– Хотите прочитать это стихотворение?
4. Осмысление содержания. Изучение нового материала
– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши
предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого
стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с
неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду,
что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие
слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?
Чтение стихотворения учителем. (с.175)
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось?
5. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа
– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого
представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе
гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний
монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.
Чтение стихотворения детьми.
3-4 человека читают.
Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.
– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться
гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а
когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и
последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В
зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
6. Физкультминутка
– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!
7. Продолжение работы по теме урока
– Вспомните, как назывался журнал для дошкольников, для которого
писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича
Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса
– Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым
человеком. Он
все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От
его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки.
Одну из них мы сейчас прочитаем.
Чтение стихотворения «Что это было» учителем.
(с.174)
– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения, похож он на того, кто съел
пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер?
8. Чтение и анализ текста
– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа
напоминает человек,
который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может быть, перед нами
ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою хочется во всем разобраться, все
понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать
и такие простые вещи ставят его
в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
10. Итог урока
– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего
задания?
– Я бы предложила выучить наизусть, понравившееся стихотворение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.