В своем произведении Данте изобразил тернистый путь скитания человечества ради покаяния и искупления грехов. «Ад», «Чистилище» и «Рай» – красноречивые названия частей, из которых складывается «Божественная комедия»
В основе поэмы Данте лежит признание человечеством своих грехов и восхождение к духовной жизни и к Богу. По мнению поэта, для обретения душевного покоя нужно пройти все круги ада и отказаться от благ, а согрешения искупить страданиями
Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они — основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины — Флоренции.
Тройка — вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.
Число 30 одновременно кратно, как трем, так и десяти. Если считать от начала, эта песнь будет 64 по порядку. То есть, к шести прибавить четыре, получится 10 . До нее расположились 63 песни. После нее – 36 песен. В песне всего 145 стихов.
Числам 3 и 10 придается особый смысл, и поэма представляет собою бесконечно разнообразные варианты на числовую символику. Поэма разделена на три части, в каждой из них по 33 песни, всего 99, вместе со вступительной 100: все цифры - кратные 3 и 10.
Строфа - терцина, то есть трехстрочный куплет, в нем первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с первой и третьей строкой следующего куплета и т. д.
Каждая кантика кончается одним и тем же словом stelle - "светила". Это все более или менее известные особенности "Комедии". Но есть и такие, которые известны меньше
Сюжет поэмы - «хождение по мукам» - путь человеческой души от греха к праведности, от заблуждений земной жизни к истине. Данте верил в реальное существование ада и в то, что честь, любовь, смелость помогут человеку выйти из него невредимым
«Комедия» начинается с аллегорического рассказа: картина дремучего леса, в котором заблудился поэт. Его обступили хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит гибель...
Дремучий лес - это аллегория жизненных катастроф и нравственных падений человека.
Хищные звери — гибельные человеческие страсти:
лев – властолюбие, волчица – корысть, пантера – греховная страсть
И тут внезапно появляется перед ним старец, который отгоняет зверей и выводит его из леса. Старец этот — великий римский поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает Данте
Вергилий—земная мудрость, направляющая человека к добру
Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины
Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по Загробному Миру. Они проходят через девять кругов ада,
видят мучения непокаявшихся грешников
Царство мертвых поэт населил толпами теней, но он дал им плоть, кровь, человеческие страсти, и обитатели загробного мира стали неотличимы от тех, кто живет на земле
Путешествуя по ужасным кругам ада, понимаешь, что первые круги представляют собой наказания за невоздержанность при жизни. Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, они затрагивают моральные аспекты жизни.
С каждым кругом истязания над грешниками страшней
1 круг – (Лимб) некрещенные младенцы и нехристиане
2 круг - Сладострастники (блудники и прелюбодеи)
3 круг - Чревоугодники, обжоры
4 круг – Скупцы и расточители
5 круг – (Стигийское болото) Гневные и ленивые
6 круг – (Город Дит) Еретики и лжеучителя
7 круг – Насильники над ближними (тираны и разбойники), над собой (самойбийцы) и над своим достоянием (игроки), насильники над божеством (богохульники)
8 круг – сводники, обольстители, лицемеры, воры, льстецы
9 круг – (Холодное озеро Коцит) предатели
Данте изображает ад как огромную воронку, уходящую к центру земли. Ад разделен на девять концентрических кругов
Адова воронка
Земля
В первом кругу ада, Лимбе, пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. Данте поселил сюда античных философов и поэтов Гомера, Горация, Овидия, ветхозаветных персонажей Ноя, Моисея и Авраама, царя Давида,— все праведники, упомянутые в Ветхом Завете,
которым затем позволили вознестись в Рай
2 круг - сладострастники (блудники и прелюбодеи)
И вот я начал различать неясный и дальний стон…
То адский ветер, отдыха не зная, мчит сонмы душ
Среди окрестной мглы
И мучит их, крутя
и истязая…
И я узнал, что это круг мучений для тех,
кого земная плоть звала, кто предал разум власти вожделений…
Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные
3 круг – чревоугодники, обжоры
Я в третьем круге…
Меж призраков мы шли вперед, ступая по пустоте, имевшей облик тел.
Лежала плоско их гряда густая.
И лишь один привстал и сел:
«… Прозвали Чакко граждане меня за то, что я обжорству предавался…»
Кто страданья, все те,
что я увидел, перечтет?
Почто такие за вину терзанья?
Их множество казалось бесконечным,
Два сонмища шагали, рать на рать
Толкая грудью грузы, с воплем вечным
Потом они сшибались и опять
С трудом брели назад, крича друг другу:
«Чего копить?» или «Чего швырять?»
4 круг – скупцы и расточители
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных
Наказание: гниение под солнцем и дождем
Страж - Цербер
Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах
1. Река Флагетон. В нее попадают совершившие насилие над своими ближними, над их материальными ценностями.
Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят в реке из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры
Тут обитают Александр Македонский, тиран Дионисий, Аттила, Пирр, сестры Данаиды, убившие своих мужей, и Тантал, скормивший богам собственного сына
7 круг – Насильники над собой (самоубийцы), игроки, моты
И мне сказал мой
мудрый проводник:
«Тебе любую ветвь
сломать довольно,
Чтоб домысел твой рухнул
в тот же миг».
Тогда я руку протянул невольно
К терновнику и отломил сучок.
И ствол воскликнул:
«Не ломай, мне больно!»
В надломе кровью
потемнел росток
И снова крикнул:
«Прекрати мученья!
Ужели дух твой до того жесток?
Мы были люди, а теперь растенья»
2. Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, азартные
игроки и моты. Транжир истязают гончие псы,
а самоубийц рвут на клочки Гарпии, превращают в деревья
Здесь находятся Пьер делла Винья, сьенец Лано, богатый падуанец Джакомо да Сант-Андреа
3. Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами. Наказанием служит пребывание в бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.
Здесь обитает и учитель Данте Брунетто Латини. Увидев его, Данте воскликнул:
«Горек мне сейчас ваш отчий образ, милый и сердечный, того, кто наставлял меня не раз…»
Стражник в 7 круге Ада - Минотавр - в древнегреческой мифологии - чудовище с туловищем человека и головой быка, порождение преступной связи жены Миноса Пасифаи и насланного Посейдоном морского быка
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами,
влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишаи
9 слайд – Холодное озеро Коцит. Предатели и отступники
Мы были там, - мне страшно этих строк,
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как
в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмерзли стоя.
Кто вверх, кто книзу головой застыв,
А кто – другой,
лицо ступнями кроя
Им нет пощады, нет облегчения,
Им даже не дано выплакать свою муку,
Потому что их слезы с самого начала,
В подбровной накопляясь глубине,
Твердеют, как хрустальные забрала
Всю силу своего презрения к предательству, к измене излил поэт в картине страшной казни — казни холодом, мраком. Он собрал здесь все разновидности позорного порока: предатели родины, предатели родных, близких, друзей, предавшие тех, кто им доверился... Холодные души, мертвые еще при жизни
Муки предателей не трогают поэта…
Здесь покоятся вмороженные в лед отступники. Главный из них — Люцифер (падший ангел). В его трех пастях терзаются Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (участник заговора против Цезаря). В «Аду» все политические и личные враги Данте. Там он разместил всех тех, кто был другой веры, жил не по-христиански
Данте является главным героем поэмы, хотя во всей книге его имя не указано нигде,
кроме обложки. Повествование идет
от его лица, все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего.
Вергилий является его «учителем и примером любимым»
Образ Данте на переднем плане, образ гордого, страстного, мятежного человека с его многообразным миром чувств: любовью, ненавистью, гневом, состраданием. Поставив себя судьей человеческих душ, он не отделяет себя от грешного мира.
А как беспощадно обличает он свои пороки перед Беатриче! Он не скрывает ни одной своей человеческой слабости
Недаром у входа в чистилище ангел наносит огненным мечом на его челе латинскую букву «Р» в знак того, что поэт повинен во всех смертных грехах, и эти знаки исчезают один за другим по мере того, как поэт проходит по кругам чистилища
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.