Спор вместо урока
Зачем проводить дебаты в школе?
Как проводят дебаты?
Дебаты – это контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему.
Другими словами, это интеллектуальная игра для детей младшего школьного возраста, которая станет прекрасной идеей для урока.
Для обсуждения выбирают интересные и значимые проблемы, пригодные для спора.
Суть дебатов – убедить нейтральную сторону, то есть судей, что аргументы вашей команды лучше, чем у оппонентов. Перед началом озвучиваются правила дебатов и формат дискуссии. Состав участников зависит от вида дебатов.
Есть такие роли:
Команда
Судьи
Time-Keeper - таймкипер
Слушатели
Почему дебаты нужны именно в школе?
Дебаты – это умение не только хорошо говорить и доказывать, но главное – хорошо слушать, вникать, понимать и анализировать.
Бесценные навыки для процесса учёбы.
Для успеха в дебатах школьнику необходимо быть эрудированным и иметь в запасе различные факты, а также хорошие базовые знания. Дебаты наглядно показывают необходимость интересоваться информацией, которую дают в школе, а также искать новые данные самостоятельно.
Таким образом, участие в дебатах мотивирует учеников внимательнее слушать учителей на уроках, заниматься тщательной проработкой материалов и тренировать поисковые способности. Кроме того, дебаты помогают нивелировать конфликты в школе.
Чаще всего школьные программы не предусматривают сознательного обучения искусству устной речи. Из-за этого у многих учеников публичные выступления и обсуждение спорных тем вызывают стресс и растерянность. Такие интеллектуальные игры для школьников как дебаты ставят участников в положение, когда для победы необходимо быть хорошим спикером, работать над своей речью и невербальной коммуникацией.
Главные принципы дебатов:
1. уважение к оппонентам,
2. честность,
3. отсутствие проигравших.
Дебаты ни в коем случае не должны провоцировать конфликт в школе.
Скорость, строгость и спокойствие: чему учат дебаты?
«А, что вы можете рассказать о своих soft skills?» – так звучит любимый вопрос hr-специалистов, которые проводят собеседования перед приемом на работу. «Гибкие навыки» очень интересуют работодателей, потому что от их наличия напрямую зависит успешное и плодотворное участие соискателя в рабочем процессе.
Soft skills – это комплекс неспециализированных надпрофессиональных умений, к которым относятся командная работа, публичные выступления, эмпатия, способность налаживать коммуникации, быстрая реакция, самостоятельность в принятии решений, наличие четкой позиции и, конечно, умение её отстаивать.
Кстати, они все эти навыки имеют немалое значение и в процессе учебы, и в бытовых вопросах, и в повседневном общении. Уделить время их развитию - хорошая идея для урока. Дебаты – универсальная методика, которая дает возможность развивать сразу все упомянутые soft skills.
А чему еще они точно научат
школьника?
● Умению беспристрастно оценить правоту оппонента.
● Умению критически мыслить.
● Умению быстро ориентироваться в большом количестве информации и концентрироваться на сути проблемы.
● Умению решать конфликты в школе.
● Умению формировать изначально свою позицию глубокой, осознанной и корректной. Такой, чтобы мочь отстоять её.
● Умению управлять своими эмоциями.
● Умению быстро ориентироваться.
● Умению формулировать и находить точные аргументы, оперировать статистикой, фактами, датами и цифрами.
● Умению оценивать предел своих знаний.
● Умению искать лучшее решение проблемы, а не просто добиваться своего.
● Умению оценивать последствия действий, убеждений и идей.
● Умению писать хорошие речи и эффектно выступать.
Кроме этого, во время обсуждения важных тем у школьников формируются собственные жизненные позиции. А успех на дебатах вдохновляет узнавать ещё больше нового, а также брать ответственность за обогащение своих знаний.
Такая осознанность помогает достигать гораздо более высоких показателей в учебе.
Кто побеждает на дебатах?
Разумеется, сильнейший. Но чтобы им стать, нужно обладать логикой, быстротой, спокойствием, уверенностью, интересоваться, просчитывать аргументы соперника наперёд и грамотно подбирать собственные, хорошо пользоваться жестами, мимикой и речью, уметь отвечать на вопросы и уметь задавать их.
Важно помнить, что дебаты — это именно интеллектуальная игра для школьников, и не столь важно, какой позиции они придерживаются на самом деле.
Существуют различные виды дебатов. Они отличаются по времени, количеству участников и порядку обсуждения. Кроме того, могут отличаться правила дебатов.
При выборе сценария нужно ориентироваться на возраст и особенности учеников, а также ресурсы, которыми вы располагаете как учитель. Интересная идея для уроков - провести разные форматы дебатов, а затем обсудить с ребятами в рамках дискуссии плюсы и минусы регламентов.
1. Классические дебаты:
В классе формируют две команды по 3-10 человек, остальные становятся слушателями или судьями. Тема выдаётся заранее, спикеры готовятся самостоятельно. Такие дебаты обычно занимают весь урок или большую его часть. В конце дискуссии спикеры задают друг другу перекрёстные вопросы: практические (уточняют тезисы оппонентов) и стратегические (выявляют изъяны аргументов оппонентов).
2. Экспресс-дебаты:
Такие же, как классические, но команды готовятся прямо на уроке в течение 10-15 минут после объявления темы. Для подготовки может быть использован материал учебника, объяснения педагога или другие доступные источники.
3. Модифицированные дебаты:
Регламент трансформируется под конкретный класс и условия. Можно сократить время на выступления, добавить больше игроков, добавить группы поддержки, вопросы из зала, команду экспертов или что-то ещё.
Всё зависит от творчества и задач учителя, а также пожеланий детей.
4. Скоростные дебаты:
Учитель озвучивает несколько мини-проблем, затем по каждой из них заслушивается пара конкурирующих спикеров, а остальные учащиеся записывают выводы, которые в конце обсуждаются в классе. Такая форма школьных дебатов может применяться на этапе актуализации, изучения нового материала, закрепления.
Главные моменты в проведении дискуссии:
● Соблюдение правил дебатов, тайминга и очередности выступления;
● Уважение оппонентов и судей;
● Аккуратность и четкость аргументации;
● Недопустимость крика и посторонних разговоров.
Главные моменты в проведении дискуссии:
Кроме того, нужно проговорить, как именно судьи будут принимать свое решение, чтобы избежать конфликта в школе. Наиболее распространена балльная система.
Универсальный способ оценки по трем критериям:
● содержание (подготовленность спикера, актуальность аргументов, использование понятийного аппарата, отклонение от темы),
● структура (логичность высказываний, причинно-следственные связи, соблюдение регламента)
● и способ (поведение, мимика, жестикуляция, речь).
Спасибо за внимание!
Источники
● Гугл галлерея
● https://education.yandex.ru/teacher/posts/spor-vmesto-uroka-zachem-pr ovodit-debaty-v-shkole
●
https://media.voog.com/0000/0041/5206/files/KK-formaat_uus_(vene_keel es).pdf
●
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.