Дебаты как средство развития творческого потенциала обучающихся

  • rtf
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДЕБАТЫ.rtf

ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Пименов А. Н., учитель истории и обществознания

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.

Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Технология "Дебаты" предполагает:

·       активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

·       организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

·       обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Целевые функции и возможности технологии "Дебаты" очень широки:

·        Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

·        Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

·        Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.

Овладев приемами критического мышления, участники дебатов смогут:

-   учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;

-   оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;

-    преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;

-   понимать концепции и уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;

-   понимать возможность оценки и знать ценности, на которых основываются суждения;

-    использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;

-    приветствовать хорошие вопросы как возможность развивать ход мысли;

-   отличать наблюдения от заключений;

-   находить противоречия;

-   оценивать последствия действий, убеждений и идей.

Дебаты помогают их участникам:

-    интеллектуально участвовать в жизни общества;

-   выступать в качестве лидеров;

-   брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;

-   изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

-    синтезировать знания;

-   слаженно работать с коллегами;

-   уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации;

-    достигать более высоких показателей в основной учебе;

-    быть критичными слушателями;

-    принимать хорошо продуманные решения;

-    развивать смелость и уверенность в себе.

Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Дидактические функции использования дебатов на уроках связываются с двоякого рода задачами:

Задачи содержательного плана:

1. осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

2. актуализация ранее полученных знаний;

3. творческое переосмысление возможностей их применения.

Задачи организации взаимодействия в группе:

1. выполнение коллективной задачи;

2. согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;

3. соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.

В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:

-         как форма урока;

-         как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы обучающихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение "обратной связи";

-         как форма аттестации и тестирования обучающихся.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время используются следующие виды дебатов:

 

Командные

Индивидуальные

Дебаты Карла Поппера

Импровизационная речь

Парламентские дебаты

Авторское исполнение

Дебаты Линкольна-Дугласа

 

 

 Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.

Принцип первый: уважение необходимо.

Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.

 Принцип второй: честность обязательна.

Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда «быть честными» - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции.

 Принцип третий: проигравших нет.

Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.

Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.

Дебаты с их древними традициями – это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.

 

Участники дебатов

Команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.

Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя или опытные дебатёры.

Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Основными элементами дебатов являются:

Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

-         значимость для участников дебатов;

-         однозначность понимания;

-         перспективность для обсуждения;

-         четкость и конкретность формулировки.

 

Подготовка дебатов включает в себя следующие этапы:

-         Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

-         Определение исходного тезиса дебатов.

-         Подбор, изучение и анализ основной литературы.

-         Распределение ролей.

-         Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.

-         Разработка экспертами критериев оценки.

-         Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:

-         в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);

-         к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

-         в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

-         каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

-         в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

-         спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

-         эксперты оценивают аргументы, но не участников.

После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны различные  варианты составления списка основной литературы:

-         подбор осуществляет непосредственно учитель;

-         ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации;

-         совместная деятельность педагога и учащихся.

В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

При распределении ролей выбирают председателя, секретаря и определяют состав двух команд: утверждающей и отрицающей, состоящие из трёх-четырех человек – спикеров. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей.

После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса, подбирают дополнительные материалы.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов.

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.

Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж (иногда и репетиция) о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

-         в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;

-         справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);

-         слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);

-         напротив председателя – эксперты (3 чел.);

Все частники дебатов, обращаясь друг к другу, должны использовать форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую вежливую форму.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Это может происходить следующим образом:

-      первый участник знакомит с остальными;

-       каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;

-      последний участник может представить всех.

 

Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.

 

Действия участников дебатов

 

  Выступающие

  Время, мин

 Действия

У1

5

Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса

О4 и зрители

2

Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1

О1

5

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)

У4 и зрители

2

Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1

У2

4

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса

О1 и зрители 
к У2

2

Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию

О2

4

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса

У1 и зрители 
к О2

2

Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию

У3

4

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса

О2 и зрители

2

Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения

О3

4

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверж­дающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса

У2 и зрители

2

Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

У4

4

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме

О4

4

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверж­дающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация, поступающие от участников, укладывались в 2–3 предложения. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.

В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах.

После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

 

ТЕМЫ дебатов по истории

·         Дебаты «Восстание декабристов –  подвиг или преступление»

·         Дебаты «Иван Грозный. Кровавый тиран или выдающийся правитель?»

·         Дебаты «Сталин – отец или губитель народов»

·         Дебаты  «Пётр Первый. Великий тиран или великий реформатор?»

·         Смертную казнь в России нужно восстановить

ТЕМЫ дебатов для работы педмастерских

·         Домашнее задание следует запретить.

·         Школьная форма обязательна.

·         Стандартизированное тестирование следует отменить.

·         Школа должна работать круглый год.

·         Обучение на дому лучше, чем традиционное.

·         Религию нужно преподавать в школах.

·         Половое воспитание должно быть обязательным в школах.

 

РЕГЛАМЕНТ ДЕБАТОВ

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Организационная подготовка

1

3 мин.

Рассаживание в кабинете по группам

2

2 мин.

Команды составляют речь в защиту своей позиции.

Ведущий инструктирует исполнителей других ролей, определяет жребием порядок выступлений команд

Первый раунд дебатов

3

3 мин.

Выступление представителя команды № 1 (команда определяется по жребию); к основному докладу возможны добавления

4

2 мин.

Команда № 2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 1

5

3 мин.

Выступление представителя команды № 2 (команда определяется по жребию); к основному докладу возможны добавления

6

2 мин.

Команда № 1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 2

7

2 мин.

Ответ на критику команды № 1

Второй раунд дебатов

8

1 мин.

Защита плаката или кластера команды № 2

9

2 мин.

Ответ на критику команды № 2

10

1 мин.

Защита плаката или кластера команды № 1

11

2 мин.

«Каверзы» команды № 2

12

1 мин.

Ответ команды № 1

13

2 мин.

«Каверзы» команды № 1

14

1 мин.

Ответ команды № 2

Завершающий раунд дебатов

15

3 мин.

Инсценировка команды № 1

16

3 мин.

Инсценировка команды № 2

17

по 2 мин.

Финальная речь «мы были сильнее, так как...». Порядок выступлений определяется по жребию. Судьи готовятся подводить итоги. Эксперты завершают оформление экспертных листов

Подведение итогов дебатов

18

2 мин.

Выступление судей

 

Критерии оценки для судей

1. Число аргументов.

2. Содержание аргументов.

3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают).

4. Корректность (по отношению к противнику).

5. Соблюдение регламента (сказанное после отведённого времени не засчитывается).

6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная).

Критерии оценки работы на уроке

Каждый ученик в классе, который конструктивно выполнял свою роль, получает 3 балла накопительной оценки (если он нарушил правила, то штрафуется баллами).

Каждый ученик, выступавший публично, получает дополнительный балл (оценка «хорошо»).

Бонусный балл получают:

- каждый участник победившей команды,

- лучший (по выбору самой команды) игрок проигравшей команды,

- лучший (по голосованию класса) судья.