ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Пименов А. Н., учитель истории и обществознания
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Технология "Дебаты" предполагает:
· активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
· организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
· обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.
Целевые функции и возможности технологии "Дебаты" очень широки:
· Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
· Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
· Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.
Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.
Овладев приемами критического мышления, участники дебатов смогут:
- учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;
- оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;
- преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;
- понимать концепции и уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;
- понимать возможность оценки и знать ценности, на которых основываются суждения;
- использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;
- приветствовать хорошие вопросы как возможность развивать ход мысли;
- отличать наблюдения от заключений;
- находить противоречия;
- оценивать последствия действий, убеждений и идей.
Дебаты помогают их участникам:
- интеллектуально участвовать в жизни общества;
- выступать в качестве лидеров;
- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать с коллегами;
- уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- быть критичными слушателями;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Дидактические функции использования дебатов на уроках связываются с двоякого рода задачами:
Задачи содержательного плана:
1. осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
2. актуализация ранее полученных знаний;
3. творческое переосмысление возможностей их применения.
Задачи организации взаимодействия в группе:
1. выполнение коллективной задачи;
2. согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;
3. соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.
В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:
- как форма урока;
- как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы обучающихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение "обратной связи";
- как форма аттестации и тестирования обучающихся.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время используются следующие виды дебатов:
Командные |
Индивидуальные |
Дебаты Карла Поппера |
Импровизационная речь |
Парламентские дебаты |
Авторское исполнение |
Дебаты Линкольна-Дугласа |
|
Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.
Принцип первый: уважение необходимо.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
Принцип второй: честность обязательна.
Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда «быть честными» - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции.
Принцип третий: проигравших нет.
Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.
Дебаты с их древними традициями – это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.
Участники дебатов
Команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя или опытные дебатёры.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
Основными элементами дебатов являются:
Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
- значимость для участников дебатов;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- четкость и конкретность формулировки.
Подготовка дебатов включает в себя следующие этапы:
- Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
- Определение исходного тезиса дебатов.
- Подбор, изучение и анализ основной литературы.
- Распределение ролей.
- Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
- Разработка экспертами критериев оценки.
- Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
- в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
- к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
- в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
- каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
- в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
- спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
- эксперты оценивают аргументы, но не участников.
После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны различные варианты составления списка основной литературы:
- подбор осуществляет непосредственно учитель;
- ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации;
- совместная деятельность педагога и учащихся.
В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.
При распределении ролей выбирают председателя, секретаря и определяют состав двух команд: утверждающей и отрицающей, состоящие из трёх-четырех человек – спикеров. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей.
После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса, подбирают дополнительные материалы.
Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов.
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.
В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.
Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.
Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж (иногда и репетиция) о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
- в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
- справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
- слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
- напротив председателя – эксперты (3 чел.);
Все частники дебатов, обращаясь друг к другу, должны использовать форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую вежливую форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Это может происходить следующим образом:
- первый участник знакомит с остальными;
- каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;
- последний участник может представить всех.
Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.
Действия участников дебатов
Выступающие |
Время, мин |
Действия |
У1 |
5 |
Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса |
О4 и зрители |
2 |
Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1 |
О1 |
5 |
Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис) |
У4 и зрители |
2 |
Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1 |
У2 |
4 |
Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса |
О1 и зрители |
2 |
Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию |
О2 |
4 |
Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса |
У1 и зрители |
2 |
Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию |
У3 |
4 |
Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса |
О2 и зрители |
2 |
Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения |
О3 |
4 |
Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса |
У2 и зрители |
2 |
Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У4 |
4 |
Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме |
О4 |
4 |
Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация, поступающие от участников, укладывались в 2–3 предложения. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах.
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
ТЕМЫ дебатов по истории
· Дебаты «Восстание декабристов – подвиг или преступление»
· Дебаты «Иван Грозный. Кровавый тиран или выдающийся правитель?»
· Дебаты «Сталин – отец или губитель народов»
· Дебаты «Пётр Первый. Великий тиран или великий реформатор?»
· Смертную казнь в России нужно восстановить
ТЕМЫ дебатов для работы педмастерских
· Домашнее задание следует запретить.
· Школьная форма обязательна.
· Стандартизированное тестирование следует отменить.
· Школа должна работать круглый год.
· Обучение на дому лучше, чем традиционное.
· Религию нужно преподавать в школах.
· Половое воспитание должно быть обязательным в школах.
РЕГЛАМЕНТ ДЕБАТОВ
№ |
ВРЕМЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Организационная подготовка |
||
1 |
3 мин. |
Рассаживание в кабинете по группам |
2 |
2 мин. |
Команды составляют речь в защиту своей позиции. Ведущий инструктирует исполнителей других ролей, определяет жребием порядок выступлений команд |
Первый раунд дебатов |
||
3 |
3 мин. |
Выступление представителя команды № 1 (команда определяется по жребию); к основному докладу возможны добавления |
4 |
2 мин. |
Команда № 2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 1 |
5 |
3 мин. |
Выступление представителя команды № 2 (команда определяется по жребию); к основному докладу возможны добавления |
6 |
2 мин. |
Команда № 1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 2 |
7 |
2 мин. |
Ответ на критику команды № 1 |
Второй раунд дебатов |
||
8 |
1 мин. |
Защита плаката или кластера команды № 2 |
9 |
2 мин. |
Ответ на критику команды № 2 |
10 |
1 мин. |
Защита плаката или кластера команды № 1 |
11 |
2 мин. |
«Каверзы» команды № 2 |
12 |
1 мин. |
Ответ команды № 1 |
13 |
2 мин. |
«Каверзы» команды № 1 |
14 |
1 мин. |
Ответ команды № 2 |
Завершающий раунд дебатов |
||
15 |
3 мин. |
Инсценировка команды № 1 |
16 |
3 мин. |
Инсценировка команды № 2 |
17 |
по 2 мин. |
Финальная речь «мы были сильнее, так как...». Порядок выступлений определяется по жребию. Судьи готовятся подводить итоги. Эксперты завершают оформление экспертных листов |
Подведение итогов дебатов |
||
18 |
2 мин. |
Выступление судей |
Критерии оценки для судей 1. Число аргументов. 2. Содержание аргументов. 3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают). 4. Корректность (по отношению к противнику). 5. Соблюдение регламента (сказанное после отведённого времени не засчитывается). 6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная). |
Критерии оценки работы на уроке Каждый ученик в классе, который конструктивно выполнял свою роль, получает 3 балла накопительной оценки (если он нарушил правила, то штрафуется баллами). Каждый ученик, выступавший публично, получает дополнительный балл (оценка «хорошо»). Бонусный балл получают: - каждый участник победившей команды, - лучший (по выбору самой команды) игрок проигравшей команды, - лучший (по голосованию класса) судья. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.