Лингвистическая разминка
“Найди лишнее слово”
ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;
БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;
ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;
ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.
Лингвистическая разминка
“Найди лишнее слово”
ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;
БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;
ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;
ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ произошло от двух слов
ДЕЕ (от ДЕЯТИ в значении ДЕЛАТЬ)
+ ПРИЧАСТИЕ (причастность),
то есть ПРИЧАСТНЫЙ К ДЕЙСТВИЮ
Термин был введён в грамматику
М. Смотрицким в начале XVII века.
Этимологический словарь
Тема урока:ДЕЕПРИЧАСТИЕ как часть речи
Цели:
познакомиться с грамматическими особенностями деепричастия;
определить их синтаксическую функцию;
научиться образовывать деепричастия;
уметь находить деепричастия в тексте.
Деепричастие было незаконнорожденным сыном Наречия и генерала Глагола, славного многими победами.
Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если это не помогало, то, по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный Оборот. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это гвардия, которую глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела.
ПРОВЕРИМ!!!
Деепричастие – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делая? что сделав?
признаки глагола | признаки наречия |
1. Добавочное действие | 1. Неизменяемость |
2. Вид | 2. Вопрос (смысловой) как? |
3. Возвратность | 3. Синтаксическая роль |
Деепричастия несовершенного вида | Деепричастия совершенного вида |
-а, -я, -учи, -ючи (в устаревших формах слов) | -в, -вши, -ши (в разговорном стиле) |
гуляя, начиная, будучи | открыв, улыбнувшись |
Суффиксы деепричастий
Работа в парах: образовать деепричастия
Признавать –
Признать –
Любить -
Полюбить –
Встречаться –
Встретиться -
Создавать –
Создать -
Возвеличить –
Возвеличивать -
ПРОВЕРЬ!!!
Признавать – признаваЯ
Признать – признаВ
Любить - любЯ
Полюбить – полюбиВ
Встречаться – встречаЯсь
Встретиться -
встретиВШИсь
Создавать – создаваЯ
Создать - создаВ
Возвеличить –возвеличиВ
Возвеличивать -
возвеличиваЯ
Найдите деепричастия
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
И журавли, печально улетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
С. Есенин
Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.
Ф. Тютчев.
Найдите деепричастия
А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
С. Есенин
Ночью в полях, под напевы метели,Дремлют, качаясь, берёзки и ели..
И. Бунин
Найдите деепричастия
На красных лапках гусь тяжёлый,Задумав плыть по лону вод,Ступает бережно на лёд…
А. Пушкин
Где речка золотом играла,Ведя беседу с камышом,Теперь лежит там лёд хрустальный,Сверкая чистым серебром.
Ф. Шкулёв
Найдите деепричастия
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетётся рысью как-нибудь…
А. Пушкин
И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.
И. Суриков
Выпишите деепричастия, обозначьте суффиксы
1. Смеясь
2. Смех
3. Смеяться
4. Красиво
5. Красивый
6. Блестя
7. Блестящий
8. Блёстки
9. Зелёный
10. Зеленеть
11 Зеленея
12. Воздух
13. Воздушный
14. Полёт
15. Пролетать
16. Пролетая
Тест на определение уровня. КЛЮЧ
1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г) местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы:
а) вид;
б) время;
в) склонение;
г) переходность (непереходность);
д) спряжение;
е) лицо;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ
5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ:
а) –а, -я;
б) –в, -вши;
в) –ши
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться – касаясь, коснувшись,
Встретить – встречая, встретив.
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок.
Определите свой уровень:
I ур. – 1 задание
II ур. – 2-3 задания
III ур. – 4-5 заданий
IV ур. – 6-7 заданий
V ур. – 8 заданий
Дополнительный материал
Найти и исправить грамматические ошибки.
Подъезжая к городу, вдруг замелькали огни.
Гуляя по Саранску, нас охватило радостное волнение.
Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Рефлексия
... себя называю,
... действие обозначаю,
На вопрос... отвечаю,
... и ... вида бываю,
... поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать,
надо ... взять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.