Деепричастие как часть речи.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 7 классе " Деепричастие как часть речи " является первым уроком в этом разделе. целью этого урока является ознакомление учащихся с этой частью речи, с его признаками, ролью в предложении. урок содержит проверочные работы с обучающими.
Иконка файла материала Методическая разработка урока по теме.docx
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи»  7 класс Цель: познакомить   учащихся   с   понятием   «деепричастие»,   с   его   грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия. Задачи: Находить   отличительные   и   общие   признаки   деепричастия   с   другими   частями   речи; определять   общее   значение,   морфологические   признаки   и   синтаксическую   роль деепричастия;   уметь   определять   и   составлять   синтаксические   конструкции   с использованием   деепричастий   как   в   устной,   так   и   в   письменной   речи;   развивать коммуникативные навыки. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран Ход урока: Орг.момент. Изучение темы «Деепричастие как часть речи». Вступительное слово учителя.  Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии  упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня –  это деепричастие. Часть «дее­» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем  слово, в которое тоже входит «дее­»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)  Маки осыпались и роняли на землю лепестки.  Маки осыпались, роняя на землю лепестки.  • Какое из этих предложений точнее, выразительнее?  • Как выражены действия в этих предложениях?В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором –  сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных  сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе  кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной,  дополняет ее, добавляет выразительности.  Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи –  деепричастием.   Определим глагольные признаки деепричастия:  ­ Обозначает добавочное действие  ­ Образуется от глагола  ­ Имеет вид  • Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались что делая? – роняя –  несовершенный вид.  • Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)  • Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)  • Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)  Наречные признаки деепричастия :  ­ Не изменяется  ­ Синтаксическая роль: обстоятельство  В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.  Изучение теоретического материала учебника   Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя .  Деепричастие связано в предложении с другими словами  (запишем в тетради)  И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших елочек, наконец­то заиграл на  лицах детей.  (скользнув где? по верхушкам ближайших елочек)  Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот. Работа с текстами: Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и  деепричастные обороты: 1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”: …  Взбесилась ведьма злая  И, снегу захватя,  Пустила, убегая,  В прекрасное дитя… 2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”: Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний, первый гром,  Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом… 3. Н.А. Некрасова “Однажды…”: …И, шествуя важно, в спокойствии чинном,  Лошадку ведет под уздцы мужичок…; 4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”: Зима!.. Крестьянин, торжествуя,  На дровнях обновляет путь;  Его лошадка, снег почуя,  Плетется рысью как­нибудь… 5. Э.А. Асадова “Лес”: …Ежась от свежего ветерка,  Чуть посинев, крепыши­маслята,Взявшись за руки, как ребята,  Топают, греясь, вокруг пенька! 6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”: Отговорила роща золотая  Березовым веселым языком,  И журавли, печально пролетая.  Уж не жалеют больше ни о ком… 7. С.Я.Маршака “Словарь”: Усердней с каждым днем гляжу в словарь.  В его столбцах мерцают искры чувства.  В подвалы слов не раз сойдет искусство,  Держа в руках свой потайной фонарь… 8. И.А.Бунина “***”: В саду листки берез, без шороха срываясь,  Средь тонких паутин, как бабочки, блестят  И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,  На блеклую траву беспомощно летят… Минутка для шутки: Верно ли? Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки. Сделав уроки, у меня заболели глаза. (У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком. Когда я сделала уроки,  у меня заболели глаза.) Закрепление изученного.   А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.  Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными   доспехами.   Дымом   затянуло   всё   поле,   а        запорожцы   всё   палили,   не переводя дух.                                                                                         Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»  Выпишите из  текста деепричастия, выделите суффиксы. Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу. Проверка работы.  А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,  Б) назовите деепричастия, докажите это  и  укажите, каким членом предложения они  являются.  В) Вывод. ­ Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию,  обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.  Обратите внимание: деепричастие связано  особым способом  с подлежащим: оно всегда  обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное  действие (действие сказуемого). Закрепление изученного. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении  деепричастные обороты. 1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая. 2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану. 3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан. Итог урока. Дом. задание: С.76­77, упражнение 159

Посмотрите также