Деепричастие(обощение) 7 класс
Оценка 4.7

Деепричастие(обощение) 7 класс

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русский язык
7 кл—9 кл
06.11.2023
Деепричастие(обощение)  7 класс
Систематизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте. • Закрепить умения находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания. • Отрабатывать навыки конструирования предложений с деепричастным оборотом.
депричастие обобщение.docx

                                                            Деепричастие (обобщение)

                                                           7 класс

 

 

 

 

 

Цели:

·         Систематизировать  знания о  деепричастии и деепричастном обороте.

·         Закрепить умения находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания.

·         Отрабатывать навыки конструирования предложений с деепричастным оборотом.

Тип урока: обобщение  и закрепление полученных знаний.

 

Ход урока

I.                    Организационный момент.

Учитель или сами учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.      Психологический настрой учащихся на урок: (повторить за учителем)

 

- Сегодня у меня хорошее настроение.

- Я знаю, что у меня все получится.

- Я смогу ответить на все вопросы учителя.

- Я обязательно выполню все упражнения.

      III. Работа по теме урока.

1.Вступительное слово учителя. (Слайд 1) Обращает внимание на тип урока, эпиграф. Определяет систему оценивания.

 Учащиеся формулируют цели урока.

(- повторить особенности деепричастия как особой формы глагола;

- работать над образованием деепричастий;

- видеть, определять, обособлять деепричастия;

- определять роль деепричастия в предложении;

-учиться конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом).

 

2. Рассмотреть текст и выписать все деепричастия: (Слайд 2).

Сказки Пушкина – вершина русской сказки дореволюционной эпохи. Они оказали огромное влияние на сказочное творчество русских писателей, развивая детскую литературу. Читая «Сказку о попе и работнике его Балде», написанную вольным сказовым стихом, который широко применялся в народной драме, райке, скоморошьих прибаутках, в импровизациях балаганных дедов, понимаешь, почему она поистине народная. Рассматривая иллюстрации к этой сказке, видишь красоту и образность, переданную нам автором. Нам близки сказки Пушкина. Навевая загадочность, романтичность, таинственность, они давно уже стали частью нашей жизни.

             Проверка (развивая, читая, рассматривая, навевая)

 

3. Путешествие в мир теории.

Учитель. Великий поэт сказал: «Суха теория, мой друг, но древо жизни зеленеет».

Вот чтобы быть уверенным в жизни, обратимся к теоретическим знаниям.

           1.Давайте вспомним, что такое деепричастие? (Слайд 3)

1         ученик отвечает, учитель выводит правильный ответ на доску.

           2. Признаки глагола у деепричастия. (Слайд 4)

           3.Определите признаки глагола у деепричастия (пример). (Слайд 5)

           4.Признаки наречия у деепричастия. (Слайд 6)

           5.Определите признаки наречия у деепричастия (пример). (Слайд 7)

           6.Деепричастный оборот – это…   (Слайд 8)

 

2.       Реши кроссворд.

 Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

 КРОССВОРД

 

1.       Оглядываться (несов.вид)

2.       Сверкать (несов.вид)

3.       Смеяться (несов.вид)

4.       Купить (сов.вид)

5.       Прочитать (сов.вид)

6.       Ехать (несов.вид) + учи

7.       Посмотреть (сов.вид)

8.       Оторваться (сов.вид)

9.       Освободить (сов.вид)

10.   Стучать (несов.вид)

11.   Поиграть (сов.вид)

12.   Играть (несов.вид)

 

Проверка по цепочке.

 

3.       «Найти беглеца»

В отрывке из «Сказки о попе и его работнике его Балде» А.С.Пушкина «сбежали» деепричастия. «Верните» беглецов на место, обозначьте вид деепричастий. (Слайд 9)

Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок по дому.

Вот море кругом …………….,

………… язык, мордочка ………..,

Прибежал бесёнок, ……………,

Весь мокрёхонек, лапкой …….,

………: дело с Балдою следит.

Глядь, а Балда братца гладит,

……..: «Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!»

 

(Слова для справок:  высунув, обежавши, задыхаясь, поднявшись, мысля, утираясь, приговаривая)

 

Прочитайте выразительно. Выписать деепричастные обороты.

Учитель. Объясните особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

                  Объясните особенности конструкции предложения в эпиграфе.

 

Проверка. (Слайд 10)

 

4.       Орфографическая работа. Правописание не с деепричастиями.

Из пословиц выпишите деепричастия с НЕ и обозначьте орфограмму.

                                                       

1.       Не зная бороду, не суйся в воду.

2.       Не думая, сказку не сложишь.

3.       Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

4.       Не убив медведя, шкуру не продают.

5.       Говорить не думая – что стрелять не целясь.

6.       Не взявшись за топор, избы не срубишь.

7.       Не начав, думай – начав, делай.

8.       Не развязав мешок, не узнаешь, что в нём.

 

Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

 

Учитель:

- А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?

 

(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)

 

Взаимопроверка. (Слайд 11)

 

5.       Графический диктант.

(где раздельно, ставим  - ,  где слитно, ставим +)

(не)построив
(не)навидя
(не)рассчитывая
(не)освещая
(не)взявшись
(не)годуя

 

Проверка. (Слайд 12)

 

6.       «Лови ошибку». Исправьте грамматические ошибки.

 

1.       Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2.       Ваня, поступив в школу, и очень её любил.

3.       Возвращаясь домой, шёл дождь.

4.       Бесшумно пошёл, засыпая, снег.

5.       Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

Подсказка. Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей. (Слайд 13)

Проверка. (Слайд 14)

  IV.Итог урока.

1.       Рефлексия.

 

Я знаю…

Я могу…

2.       Заключительное слово учителя.

 

  V. Оценивание.

Проводят учащиеся на карточках, их сдают. (Слайд 15)

 

  VI. Домашнее задание.

Рассмотреть иллюстрации к сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде». (Слайд 16).

Написать сочинение, которое будет начинаться со слов: «Глядя на эти иллюстрации…»

    (Слайд 17 – «Спасибо за работу на уроке»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оглядываться (несов.вид)
2. Сверкать (несов.вид)
3. Смеяться (несов.вид)
4. Купить (сов.вид)
5. Прочитать (сов.вид)
6. Ехать (несов.вид) + учи
7. Посмотреть (сов.вид)
8. Оторваться (сов.вид)
9. Освободить (сов.вид)
10. Стучать (несов.вид)
11. Поиграть (сов.вид)
12. Играть (несов.вид)

3.  «Найти беглеца»
В отрывке из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок по дому.
Вот море кругом ………,
…….. язык, мордочку …….,
Прибежал бесёнок, ……..,
Весь мокрёхонек, лапкой …..,
……..: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
…….: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжечка! Отдохни, родимый!»

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая).
Прочитать выразительно. Выписать деепричастные обороты.
Ответ:

4. Правописание не с деепричастиями.
Из пословиц выпишите деепричастия с НЕ и обозначьте орфограмму.

Ответ:

1.Не зная броду, не суйся в воду.
2. Не думая, сказку не сложишь.
3. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
4. Не убив медведя, шкуру не продают.
5. Говорить не думая – что стрелять не целясь.
6. Не взявшись за топор, избы не срубишь.
7. Не начав, думай – начав, делай.
8. Не развязав мешок, не узнаешь, что в нём.
Вывод:

 

5. Графический диктант.

(где раздельно, ставим  - ,  где слитно, ставим +)

(не)построив
(не)навидя
(не)рассчитывая
(не)освещая
(не)взявшись
(не)годуя

 

 

 

6. Исправьте грамматические ошибки:                                     Ответы:

1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
2. Ваня, поступив в школу, и очень её любил.
3. Возвращаясь домой, шёл дождь.
4. Бесшумно пошёл, засыпая, снег.
5. Заигравшись до позднего вечера, мама на  нас рассердилась.

                                                     

 

 

                                                            ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1) образуются от основы глагола с помощью специальных суффиксов:

                                                        -а(я), -в, -вши, -ши

                                                                        И

                                                     2) отвечают на вопросы

                 что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.

                                                                        И

           3) так же, как и наречия, не имеют окончаний, следовательно, не изменяются.

                                                               И

https://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image001.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image002.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image003.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image004.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image005.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image004.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image006.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image007.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image008.png                                                   4) в предложении

   

                                          

            Признаки глагола

https://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image009.pnghttps://documents.infourok.ru/20a91775-ae00-4458-a32f-9e61fbfdfb5b/0/image010.png1) сов.в        /       несов.в                                    

 

   -в, -ши, - вши               -а, -я

      2)перех           /        неперех.

      3) возв.           /         невозв.

       ( -ся, -сь)

      4) что делая?

          что сделав?

      5) не_(не...)                                    « Шпаргалка»         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Открытый урок 

 

                                                                                  Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

                                   7 «б» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                Выполнила

                                                                                                учитель русского языка и лит-ры

                                                                                          Курбанова У.Д.


 

Деепричастие (обобщение) 7 класс

Деепричастие (обобщение) 7 класс

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов

Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя

Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя

Оглядываться (несов.вид) 2. Сверкать (несов

Оглядываться (несов.вид) 2. Сверкать (несов

Исправьте грамматические ошибки:

Исправьте грамматические ошибки:

Открытый урок

Открытый урок

учитель русского языка и лит-ры Курбанова У.Д.

учитель русского языка и лит-ры Курбанова У.Д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023