ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАЖУРНАЛИСТИКИ»
для одаренных детей
Направление: искусство
Целевая аудитория: обучающиеся 12-17 лет
Длительность: 72 часа
Авторы программы: Кривченкова М.В., учитель русского языка и литературы»;
Талдыкина А.С., учитель русского языка и литературы
АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
Проблемы сегодняшних школьников – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» в социуме - это поиск собственной значимости. Это своеобразное «окно в мир», желание познать самого себя и окружающих в современной коммуникативной среде.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал педагог В.А.Сухомлинский.
Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям в Интернет-сайтах расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте. И здесь важно сформировать мировоззрение человека, основанное на его саморазвитии и самоутверждении.
Пройдя курс обучения, учащиеся приобретут начальные навыки профессии блогера, тележурналиста, оператора, режиссера, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию, готовность стать участниками равноправного диалога, иными словами, быть коммуникативно общительными.
Направленность программы.
Образовательная программа «Основы современной медиажурналистики» (модульное обучение) имеет социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики учащихся в их реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа направлена на привлечение к издательскому делу, которое способствует самореализации, развитию коммуникативности и творческих способностей.
Актуальность программы.
Актуальность общеразвивающей программы «Основы современной медиажурналистики» по обучению теории и практике журналистского дела связана с решением такого блока задач общеобразовательной организации, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Введение данной программы обусловлено тем, что определённый круг обучающихся (одаренных детей) стремится развить в себе умения, способности, необходимые для настоящего журналиста.
Занятия по программе «Основы современной медиажурналистики» предполагают индивидуальный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы является интеграция современных технологий и углубление в культурологическую сферу деятельности, что позволит обогатить и разнообразить сам процесс обучения и воспитания. Форма и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности, направленной на овладение исследовательской работой.
В ходе обучения большое внимание уделяется вопросам правовой и этической культуры журналиста, его сотрудничеству с аудиторией. Предусмотрено знакомство с риторикой как составной частью подготовки обучающихся к профессиональному обучению, которая учит искусству композиции текста, овладению техникой речи, речевой культурой.
Педагогическая целесообразность.
Учащиеся получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет, журналов, медиаресурсов. Углубленно изучают литературоведение. Программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям по программе «Основы современной медиажурналистики» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; они ограждены от отрицательного влияния окружающей среды и работают с информацией проверенных медиаресурсов.
Нормативно – правовой аспект
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки РФ. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. №1008;
- Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ №03-1844 от 11.12.2006 г.).
Цели и задачи.
Цели программы:
1. Формирование всесторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
2. Практическое участие в работе с информацией; профессиональная ориентация молодёжи.
3. Овладение учащимися современными методами получения информации, умением заниматься исследовательской деятельностью через массмедиа.
4. Знакомство с основами мультимедийной журналистики.
Задачи программы:
1. Освещение в СМИ школьной жизни.
2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
3. Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, информатике).
4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
5. Знакомство с жанрами масс-медиа.
6. Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
7. Социальная адаптация учащихся в условиях современного социума.
Организационно-педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся:
Образовательная программа «Основы современной медиажурналистики» рассчитана на возраст 12-17 лет.
Срок реализации:
Образовательная программа «Основы современной медиажурналистики» знакомит школьников с основами журналистики в течение 2-х лет.
Режим занятий.
Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая, всего 35 недель.
Объединения первого года обучения начинают работать с 15 сентября, после завершения комплектования. Срок полного комплектования учебных групп - 2 недели.
Объединения второго года обучения начинают работать по учебной программе с 1 сентября.
Каждый год обучения состоит из 72 занятий. Каждое занятие состоит из 2-х академических часов, равных по времени 40 минутам активного обучения. Между занятиями делается перерыв 10 мин. для отдыха обучающихся и проветривания помещений. Перерыв между разными группами
( определяется режимом работы образовательного учреждения).
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм.
В период подготовки к мероприятиям, акциям допускается перегруппировка учебного времени на усмотрение администрации образовательного учреждения и педагога (т.е. применяется вариативность в содержании программы).
В группах:
Группы формируются по возрастам с учётом имеющихся у детей умений и навыков. Численный состав группы определяется Уставом образовательного учреждения в зависимости от возраста учащегося, года обучения, специфики деятельности:
В детских объединениях учебные группы:
1-го года обучения комплектуются из 12-13 обучающихся;
2-го года обучения - из 8-10 обучающихся.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы, используя дифференцированный подход.
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей.
Следует отметить, что при поступлении в объединение дети не отбираются по каким-либо данным или же конкурсу.
Для приёма детей в объединение необходимо:
- интерес к данному виду образовательной деятельности;
- желание заниматься именно этим видом деятельности и развиваться в этом направлении, познавать правила сферы массовых коммуникаций.
Программа является вариативной, допускает изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала. При этом педагог может составлять календарно-тематический план занятий на четверть (полугодие, год), который будет являться частью плана учебно-воспитательной работы на текущий учебный год.
Ожидаемые результаты.
Результат: Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретая навыки самостоятельной и исследовательской работы в различных жанрах. Таким образом обучаемый овладеет основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, сможет провести интервью, составить очерк, написать эссе, статью и др.
Ожидаемые результаты:
Обучаемый получит
1. Развитие образного и логического мышления;
2. Развитие литературных способностей;
3. Навыки умения устного и письменного выступления;
4. Развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе, репортажей.
Конечные результаты:
Обучаемый должен уметь:
1. Построить устное и письменное сообщение;
2. Работать в различных жанрах публицистического стиля;
3. Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;
4. Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.
Контроль результатов учебно-воспитательной работы.
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде итоговых занятий, фотовыставок работ учащихся, слётов юных журналистов, мониторинга участия в журналистских конкурсах и фестивалях, научно-практических конференциях, рейтинге самосовершенствования.
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.1.Первый год обучения (2020-2021 год)
1 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела, темы
|
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Т |
П |
|||
|
Модуль 1. «Погружение в журналистику» |
|
|
|
|
I |
Введение |
6 |
3 |
3 |
|
2. |
Виды средств массовой информации. Свобода, социальные функции СМИ |
2 |
1 |
1 |
Первичное тестирование. Работа с Интернет-ресурсами. |
3. |
Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста |
2 |
1 |
1 |
Работа с энци-клопедиями, со справочной литературой, Интернет-ресурсами. |
4. |
Психология журналистского труда и творчества. Основные понятия и термины журналистики
|
2 |
1 |
1 |
Творческая работа, эвристическая беседа. Интернет-ресурсы. |
|
Модуль 2. «Журналистика как профессия» |
|
|
|
|
II |
Журналистика как профессия |
8 |
4 |
4 |
|
1. |
Зарождение информационной службы |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра. Работа с Интернет-ресурсами. |
2. |
Журналистика: призвание, ремесло, профессия |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа. Работа с Интернет-ресурсами. |
3. |
Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста |
2 |
1 |
1 |
Дискуссия. Работа с Интернет-ресурсами. |
4. |
Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики.
|
2 |
1 |
1 |
Творческая работа. Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом, Интернет-ресурсами. |
|
Модуль 3. «Мастерство журналиста: работа со словом» |
|
|
|
|
III |
Мастерство журналиста: работа со словом |
8 |
4 |
4 |
|
1. |
Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты
|
2 |
|
2 |
Экскурсия, эвристическая беседа. Работа с Интернет-ресурсами. |
2. |
Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми |
2 |
1 |
1 |
Работа с периодической печатью, Интернет-ресурсами. Сбор материала о последних школьных новостях |
3 |
Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа. Сопоставительный анализ текстов. Работа с Интернет-ресурсами. |
4. |
Основные приёмы редактирования. Совершенствование рукописи. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа. Подготовка материала к публикации. Работа с Интернет-ресурсами. |
5. |
Написание материала на данную тему |
2 |
1 |
1 |
Творческая работа. Работа с Интернет-ресурсами. |
6. |
Итоговое занятие
|
2 |
1 |
1 |
Брифинг |
|
Модуль 4. «Публицистический стиль – основа журналистики» |
|
|
|
|
IV |
Публицистический стиль – основа журналистики |
50 |
22 |
28 |
|
1. |
Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа Работа с Интернет-ресурсами. |
2. |
Виды журналистских текстов и принципы их построения. Общая характеристика информационных публицистических жанров |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд |
3. |
Информационные новости в газете, на телевидении, Интернет-сайтах, видеоблогах (медиажурналистика). |
2 |
1 |
1 |
Работа с перио-дикой, энцикло-педиями, спра-вочной литера-турой, Интернет-ресурсами |
4. |
Заметка и её основные черты, виды заметок. Информационный отчёт и его основные черты. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами |
5. |
Вопрос-ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
6. |
Этапы работы над информационным интервью. Классификация вопросов |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа на основе веб-сайта |
7. |
Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж. |
2 |
1 |
1 |
Круглый стол с использованием Интернет-ресурсов |
8. |
Общая характеристика аналитических жанров |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд с использованием Интернет-ресурсов |
9. |
Колонка. Аналитический отчёт |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
10. |
Рецензия |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
11. |
Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
12. |
Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
13. |
Социологическое резюме |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
14. |
Общая характеристика художественно-публицистических жанров |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд |
15. |
Способы написания зарисовок |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
16. |
Очерк. Типы очерковых публикаций |
2 |
1 |
1 |
Таблица – характеристика |
17. |
Житейская история |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
18. |
Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
19 |
Видеоблог |
6 |
1 |
5 |
Творческая лаборатория с использованием Интернет-ресурсов |
20 |
Написание материала на заданную тему.Оформление письменной речи в любом выбранном жанре |
2 |
1 |
2 |
Творческая лаборатория с использованием Интернет-ресурсов |
20. |
Портфель творческих достижений |
2 |
1 |
1 |
Презентация с использованием Интернет-ресурсов |
21. |
Итоговое занятие. Итог-рейтинг первого года обучения. |
4 |
2 |
2 |
Счастливый случай |
|
Итого |
72 |
|
|
|
1.2 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (2021-2022 год)
№ п/п |
Наименование разделов, тем
|
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Т |
П |
|||
|
Модуль 1. «Профессиональная готовность журналиста» |
|
|
|
|
I |
Введение |
6 |
2 |
4 |
|
1. |
Ознакомление с программой второго года обучения. Вводный инструктаж |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия, эвристическая беседа |
2. |
Профессиональная готовность журналиста к работе. Функции журналистики |
2 |
1 |
1 |
Творческая работа с Интернет-ресурсами. Тест «Карта интересов» |
3. |
Основные понятия и термины журналистики (глоссарий журналистики) |
2 |
|
2 |
Самостоятельная работа |
|
Модуль 2. «Журналистика как профессия» |
|
|
|
|
II |
Журналистика как профессия |
16 |
6 |
10 |
|
1. |
Первые русские журналисты – государственные деятели, дипломаты, писатели. Развитие отечественной журналистики в XVIII – XIX вв. |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа. Доклад |
2. |
Влияние прессы на общественную мысль в России. Право знать. Границы гласности. Ориентация в информационной среде |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра с применением Интернет-ресурсов. |
3. |
Закон РФ о СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения. Журналистские заметки В.Пескова. |
2 |
1 |
1 |
Работа с энциклопедиями, справочной литературой, периодикой, Интернет-ресурсами, самостоятельная работа |
4. |
Психологические и коммуникативные особенности профессии «журналист» |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа, тест |
5. |
Приёмы развития и тренировки памяти. Мнемотехника – искусство запоминания. Медиасредства в журналистике. |
4 |
1 |
3 |
Круглый стол, самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
6 |
Речь как инструмент деятельности журналиста: языковые средства, стили. Аудитория как объект и субъект общения журналиста |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд. Эвристическая беседа |
7. |
Итоговое занятие. Презентация на тему «Слагаемые профессии журналиста»
|
2 |
|
2 |
Дискуссия «Слагаемые профессии журналиста» на основе Интернет-ресурсов |
|
Модуль 3. «Мастерство журналиста: работа со словом» |
|
|
|
|
III |
Мастерство журналиста: работа со словом |
18 |
4 |
14 |
|
1. |
Публицистический стиль – основа журналистики. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа |
2. |
Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических ошибок. Работа с тезаурусом (орфографическая правка статьи). |
2 |
1 |
1 |
Упражнения в редактировании текста, работа с компьютерным редактором-корректором |
3. |
Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле |
2 |
|
2 |
Творческая работа на основе Интернет-ресурсов |
4. |
Журналистский текст. Структура журналистского текста |
2 |
|
2 |
Сопоставительный анализ текстов с использованием Интернет-ресурсов |
5. |
Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка. Культура письменной речи. Плагиат |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа. Умение работать периодической и справочной литературой, Интернет-ресурсами; проверка на плагиат с помощью компьютерных программ |
6. |
Специфика газетных, радио- и телетекстов |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
7. |
Редактирование и производство издания. Критерии оценки журналистского текста |
2 |
|
2 |
Экскурсия, эвристическая беседа |
8. |
Систематизация материала и совершенствование написанного материала |
2 |
|
2 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
9. |
Итоговое занятие. Конкурс творческих работ (тема по выбору учащихся).
|
2 |
|
2 |
Интеллектуальный блицтурнир с использованием Интернет-ресурсов |
|
Модуль 4. Публицистический стиль – основа журналистики |
|
|
|
|
IV |
Публицистический стиль – основа журналистики |
26 |
9 |
17 |
|
1. |
Разнообразие жанров журналистики. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени |
2 |
|
2 |
Кроссворд |
2. |
Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, статья |
2 |
1 |
1 |
Тест |
3. |
Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчёт, интервью |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
4. |
Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк. Литературный очерк (знакомство с творчеством В.Овечкина. «Районные будни») |
2 |
1 |
1 |
Тест |
5. |
Репортаж. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Литературный репортаж (Ю.Фучик «Репортаж с петлей на шее») |
2 |
1 |
1 |
Тест |
6. |
Некролог. Реплика. Исповедь |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов |
7. |
Мониторинг. Рейтинг. Прогноз |
2 |
1 |
1 |
Таблица – характеристика с использованием Интернет-ресурсов |
8. |
Анкета. Письмо. Заметка. Записка. Литературные жанры (И.С.Тургенев «Записки охотника», Ф.М.Достоевский «Записки из мертвого дома») |
2 |
|
2 |
Практические упражнения |
9. |
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу |
2 |
1 |
1 |
Анализ печатных изданий на основе Интернет-ресурсов |
10. |
Эксперимент. Рекомендация (совет) |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа с использованием Интернет-ресурсов |
11. |
Журналистское расследование. Спецрепортаж |
2 |
|
2 |
Ролевая игра |
12. |
Видеоблог.
|
2 |
1 |
1 |
Практическая работа с использованием Интернет-ресурсов |
13. |
Подготовка рукописи к изданию. Подготовка видеоролика к эфиру |
|
|
|
|
28. |
Итоговое занятие. Публикация-исследование на тему «Наш Курский край и его история»
|
2 |
|
2 |
Подготовка сообщений с презентацией с последующим размещением их в школьной печати, на школьном сайте. |
|
Модуль 5. «Мир журналистики и Я в этом мире» |
|
|
|
|
V |
Мир журналистики |
8 |
2 |
6 |
|
1. |
Социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации) |
2 |
1 |
1 |
Эвристическая беседа |
2. |
Спортивная журналистика |
2 |
1 |
1 |
Проверочная работа |
3. |
Портфель творческих достижений. Мое личностное творческое участие. |
2 |
|
2 |
Презентация-представление своих достижений. Подготовка к конкурсу проектов |
4. |
Итоговое занятие. Обобщение изученного в курсе программы «Основы современной медиажурналистики». Конкурс проектов |
2 |
|
2 |
Публичное выступление (доклад) |
|
Итого |
72 |
|
|
|
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
2.1.СОДЕРЖАНИЕ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Модуль 1. «Погружение в журналистику»
Задачи: Знакомство с целями и задачами обучения в объединении, направлением деятельности, режимом работы и правилами внутреннего распорядка для учащихся. Ознакомление с планом работы курса «Основы современной медиажурналистики», с целями, задачами, функциями на текущий учебный год. Формирование представлений о профессии журналиста.
Теория: Ознакомление с программой первого года обучения. Вводный инструктаж. Экскурсия. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Виды средств массовой информации. Свобода, социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Психология журналистского труда и творчества. Основные понятия и термины журналистики.
Практикум: Игра-знакомство. Экскурсия по образовательному учреждению. Первичное тестирование. Первичный инструктаж по ТБ. Виртуальная экскурсия «Средства массовой информации». Ролевая игра «На занятии». Работа с энциклопедиями, со справочной литературой. Упражнения.
Модуль 2. «Журналистика как профессия».
Задачи: Знакомство с историей возникновения и становления журналистики, основными направлениями и понятиями. Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста.
Теория: Зарождение информационной службы. Из истории детской прессы. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста. Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие: «Посвящение в юнкоры».
Практикум: Виртуальная экскурсия «Из истории возникновения журналистики». Игра-викторина «Мой компьютер». Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом. Ролевая игра. Экскурсия в библиотеку им. Н.Асеева (или в школьную библиотеку). Презентация детской печатной продукции «Разнообразный мир детских и подростковых СМИ». Работа с текстом «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Игра-викторина.
Модуль 3. «Мастерство журналиста: работа со словом».
Задачи: Знакомство с основами редактирования, выработка у обучающихся навыков редакторского анализа.
Теория: Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми. Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Творческая лаборатория: написание материала на данную тему. Совершенствование рукописи. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практикум: Работа с периодической печатью. Работа с текстом «Пакт о жанрах и журналистских стандартах». Сопоставительный анализ текстов (первоначальный анализ текста). Собирание материала о последних школьных новостях. Подготовка материала к публикации в СМИ или размещению ролика на школьном сайте. Кроссворд. Упражнения. Упражнения в редактировании текста.
Модуль 4. «Публицистический стиль – основа журналистики».
Задачи: Знакомство с публицистическими жанрами журналистики, формами и методами получения информации. Развитие умения правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки и работать со словом.
Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения. Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Жанровая классификация публицистических текстов: сфера применения и характеристика. Общая характеристика информационных публицистических жанров. Информационные новости в газете, на телевидении. Заметка и её основные черты, типы заметок. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями. Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция. Вопрос-ответ, блиц-опрос. Классификация вопросов. Искусство задавать вопросы. Этапы работы над информационным интервью. Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж. Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт. Рецензия. Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью. Социологическое резюме. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок. Очерк. Типы очерковых публикаций. Житейская история. Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на данную тему. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Основные понятия и термины журналистики. Портфель творческих достижений. Итоговое занятие.
Практикум-тренинг. Упражнение в самостоятельном написании информационной заметки, информационного отчёта, информационной корреспонденции, информационного интервью, аналитического отчёта, аналитической корреспонденции, аналитического интервью, зарисовки, очерка, легенды, сказ, притча (жанр – по выбору учащихся). Игра «Счастливый случай» (сценарий разработать учащимся).
В конце первого года обучения:
обучающиеся знают: специализацию и основные слагаемые профессии журналиста, историю возникновения и становления журналистики, методы и формы поиска и обработки журналистского материала, понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование» и др.; жанровую классификацию публицистических текстов; творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста; правила подготовки материала к публикации; организационную структуру работы в редакции печатного издания; процесс создания печатного издания; роль СМИ в формировании общественного мнения;
обучающиеся умеют: ориентироваться в потоке социальной информации и выделять важное; самостоятельно находить тему для своего будущего материала; собирать и обрабатывать полученную информацию; грамотно вести диалог, находить аргументы в спорных ситуациях; самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «заметка», «отчёт», «корреспонденция», «вопрос-ответ», «блиц-опрос», «интервью», «беседа», «комментарий», «резюме», «зарисовка», «очерк», «житейская история», «легенда», «пародия», «шутка», «игра»; осуществлять компьютерный набор, вёрстку и моделирование печатного издания; организовывать работу в редакции печатного издания.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Модуль 1. «Профессиональная готовность журналиста»
Задачи: Ознакомление с планом работы курса «Основы современной медиажурналистики» на второй учебный год, с целями, задачами, функциями. Введение в профессию.
Теория: Ознакомление с программой второго года обучения. Вводный инструктаж. Экскурсия. Функции журналистики. Профессиональная готовность журналиста к работе. Формы деловой коммуникации. Основные понятия и термины журналистики.
Практикум: Беседа. Экскурсия по образовательной организации. Тренинг. Упражнения. Ролевая игра. Индивидуальная работа. Тестирование. Работа с энциклопедиями, справочной литературой. Творческая лаборатория.
Модуль 2. «Журналистика как профессия».
Задачи: Знакомство с историей развития журналистики до XX века, известными представителями профессии. Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста Права журналиста. Аккредитация. Обязанности журналиста. Специальный статус.
Теория: Первые русские журналисты – государственные деятели, дипломаты, писатели. Развитие отечественной журналистики в XVIII – XIX вв. Влияние прессы на общественную мысль в России. Ориентация в информационной среде. Право знать. Границы гласности. Закон РФ о СМИ. Психологические и коммуникативные особенности профессии «журналист». Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Речь как инструмент деятельности журналиста: языковые средства, стили. Аудитория как объект и субъект общения журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие «Слагаемые профессии журналиста». «Равняемся на Валентина Овечкина». Журналистские заметки В.Пескова.
Практикум: Виртуальная экскурсия. Работа со справочной литературой. Тренинг. Упражнения. Исследование фактов и событий. Творческая лаборатория. Дискуссии на темы «Мораль и этика», «Нормы журналистской этики» и т. п. Работа над памяткой «Правила этики» (текст готовят учащиеся). Военная корреспонденция и современное видение и понимание материалов о ВОВ. Работа над текстом «Антитеррористическая конвенция». Совершенствование навыков работы с научной литературой (умение выделять тезисы). Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Работа с периодической печатью. Тестирование. Анализ ситуации. Составление памятки «Журналист и аудитория». Дискуссия «Журналистика: призвание, ремесло, профессия», «Слагаемые профессии журналиста».
Модуль 3. «Мастерство журналиста: работа со словом».
Задачи: Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле, формировать умения находить выразительные средства и классифицировать их, пополнение активного словарного запаса учащихся.
Теория: Публицистический стиль – основа журналистики. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических ошибок. Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Журналистский текст. Структура журналистского текста. Тема, замысел и идея материала. Заголовок, подзаголовок, хедлайн. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Литературное введение, пролог, вступление. Виды лидов. Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Заключительная часть (концовка) текста. Эпилог. Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка. Культура письменной речи. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Редактирование и производство издания. Заметки оппонентов. Критерии оценки журналистского текста. Систематизация материала. Совершенствование написанного материала. Творческая лаборатория. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практикум-тренинг: Упражнения в коррекции ошибок. Индивидуальная работа. Работа с газетным материалом. Тестирование. Упражнения в придумывании заголовков к написанному материалу в очередные номера школьной газеты (конкурс). Подготовка материала к публикации в школьных СМИ и/или на школьном сайте.
Модуль 4. «Публицистический стиль – основа журналистики».
Задачи: Знакомство с публицистическими жанрами журналистики. Развитие умения правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки и работать со словом.
Теория: Разнообразие жанров журналистики. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Индивидуальный стиль журналиста. Ответственность журналиста. Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчёт, интервью. Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк. Отчёт как информационный жанр. Информационные новости в печати, на телевидении. Аннотация. Репортаж. Видеоблог. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный, личностный Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Некролог. Реплика. Исповедь. Мониторинг. Рейтинг. Прогноз. Обзор СМИ (подготовка заметки на интересующую тему). Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу. Эксперимент. Рекомендация (совет). Журналистское расследование. Спецрепортаж. Острая, злободневная критика, особые приёмы изложения. Фельетон и памфлет. Юмор и сатира. Эпиграф. Анекдот. Эпистолярный жанр: письмо, заметки, записки. Поэтические жанры. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров. Комплексный анализ журналистского текста. Совершенствование рукописи. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Подготовка рукописи к изданию. Особенности газетных текстов, телетекстов, видеоблогов. Лабораторная работа(самостоятельно) «Узнай жанр!». Написание материала на данную тему(самостоятельно). Основные понятия и термины журналистики. Презентация «Портфолио творческих достижений». Итоговое занятие.
Практикум: Творческая лаборатория. Обзор заметок ребят. Самостоятельное написание информационной заметки. Подготовка репортажей о проводимых в образовательной организации мероприятиях для очередных номеров детской общественной газеты и других изданий. Упражнения в использовании элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь, составление тезисов статьи. Творческая лаборатория. Обзор печати. Знакомство с программным обеспечением работы журналиста. Изготовление информационного листка, буклета, газеты, альманаха и др. «Печатные издания». Упражнения в подготовке рукописи к изданию. Упражнения в оформлении письменной речи в любом выбранном жанре, анализе структуры и ошибок, комплексного анализа журналистского текста. Написание материала на данную тему в жанре фельетона, памфлета, эпиграфа, анекдота, эссе, рекомендации, обзора, некролога. Эссе «Самая большая ценность народа». Лабораторная работа «Узнай жанр!». Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Тренинг.
Модуль 5. «Мир журналистики и Я в этом мире».
Задачи: Знакомство с современными направлениями журналистики (радио- и тележурналистика, современная зарубежная журналистика, основы международной журналистики). Журналист-блогер Интернет-сайтов. Применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие темы.
Теория: Социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации). Спортивная журналистика. Журналист и корреспондент: сходства, различия, основные понятия. Требования к речи тележурналиста. Речевой этикет. Перед выступлением. Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Приёмы привлечения и удержания внимания. Требования к выступающему. Совершенствование дикции. Дискуссия, её виды и построение. Специфика языка в современных СМИ. Режиссура интервью. Правила и нормы. Интервью в хронике, в публицистике, в художественной программе. Особенности построения вещательной сети. Особенности работы на телевидении. Наблюдение и его виды. Рубрика. Цикл. Серия. Штампы. Качество журналистской информации в теленовостях. Рекламные ролики и пропаганда здорового образа жизни. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах. Написание материала на данную тему. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Мир радио- и тележурналистики». Презентация «Портфель творческих достижений». Итоговое занятие.
Практикум: Беседа. Подготовка к интервью. Тренинг. Упражнения. Творческая лаборатория. Экскурсия на радио, на телевидение. Особенности работы в теле- и радио- СМИ. Особенности труда на радио. Круглый стол – встреча с практикующим журналистом. Особенности работы для информационных агентств. Творческая лаборатория: «Вредные привычки», «Спорт – это здорово!», «Хартия телерадиовещателей». Упражнения в подготовке к устному выступлению. Приёмы привлечения и удержания внимания. Упражнения в совершенствовании дикции. Создание памятки «Требования к речи журналиста», «Языковые средства, стили». Подготовка и защита проектов «Мой мир радио- и тележурналистики». Защита портфолио «Портфель творческих достижений». Публичное выступление - защита проекта.
В конце второго года обучения:
Мир проектирования (итоговая подготовка)
обучающиеся знают: развитие отечественной журналистики до XIX в.; сходства и различия между журналистом и корреспондентом; имена известных российских журналистов; структуру журналистского текста; организационную структуру работы в редакции телевидения и на радио; этические и правовые требования к профессии журналиста; особенности работы рекламиста и фотожурналиста; особенности современной рекламы и РR; аналитические, информационные и художественно-публицистические жанры журналистики; формы вовлечения общественности в журналистский процесс; историю развития журналистики;
обучающиеся умеют: самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «корреспонденция», «колонка», «рецензия», «статья», «заметка», «репортаж», «отчёт», «интервью», «эссе», «фельетон», «очерк», «отчёт», «аннотация», «репортаж», «некролог», «реплика», «исповедь», «мониторинг», «рейтинг», «прогноз», «обзор», «эксперимент», «рекомендация», «журналистское расследование», «спецрепортаж», «фельетон», «памфлет», «эпиграф», «анекдот», «реклама»; самостоятельно осуществлять правку и коррекцию материалов; организовывать формы обратной связи с читателями; создавать текстовые аналитические материалы; организовывать работу в редакции на телевидении и на радио;
обучающиеся владеют: газетным языком, основными жанрами журналистики, навыками работы в СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет, блоги).
3. Учебный план
Календарно-тематическое планирование общеобразовательной программы «Основы современной медиажурналистики» 1ый год обучения
|
|||
№ |
Тема занятия |
|
|
Часы |
Дата |
||
1 |
Виды средств массовой информации. Свобода, социальные функции СМИ |
2 |
|
2 |
Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. |
2 |
|
3 |
Психология журналистского труда и творчества. Основные понятия и термины журналистики |
2 |
|
4 |
Зарождение информационной службы |
2 |
|
5 |
Журналистика: призвание, ремесло, профессия |
2 |
|
6 |
Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста |
2 |
|
7 |
Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики. |
2 |
|
8 |
Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты |
2 |
|
9 |
Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми |
2 |
|
10 |
Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации |
2 |
|
11 |
Основные приёмы редактирования. Совершенствование рукописи. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах |
2 |
|
12 |
Написание материала на данную тему |
6 |
|
13 |
Итоговое занятие |
2 |
|
14 |
Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени |
2 |
|
15 |
Виды журналистских текстов и принципы их построения. Общая характеристика информационных публицистических жанров |
2 |
|
16 |
Информационные новости в газете, на телевидении. |
2 |
|
17 |
Заметка и её основные черты, виды заметок. Информационный отчёт и его основные черты. |
2 |
|
18 |
Вопрос-ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы |
2 |
|
19 |
Этапы работы над информационным интервью. Классификация вопросов |
2 |
|
20 |
Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж |
2 |
|
21 |
Общая характеристика аналитических жанров |
2 |
|
22 |
Колонка. Аналитический отчёт |
2 |
|
23 |
Рецензия |
2 |
|
24 |
Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды |
2 |
|
25 |
Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью |
2 |
|
26 |
Социологическое резюме |
2 |
|
27 |
Общая характеристика художественно-публицистических жанров |
2 |
|
28 |
Способы написания зарисовок |
2 |
|
29 |
Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра |
2 |
|
30 |
Написание материала на данную тему |
2 |
|
31 |
Оформление письменной речи в любом выбранном жанре |
2 |
|
32 |
Портфель творческих достижений |
2 |
|
33 |
Итоговое занятие |
4 |
|
|
ИТОГО |
72 |
|
4.ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Техническое оснащение кабинета:
1. Мультимедиа
2. Персональный компьютер
3. Магнитофон
4. Видеокамера
5. Фотоаппарат
6. Многофункциональные гаджеты (телефон, планшет)
Оборудование кабинета:
1. Магнитная доска (школьная)
2. Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)
3. Шкафы для учебных принадлежностей
Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):
1. Линейки
2. Карандаши
3. Карандаши цветные (в наборах)
4. Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах)
5. Ножницы
6. Циркуль
7. Канцелярский нож.
Материалы:
1. Клей: «ПВА», канцелярский, клей-карандаш.
2. Калька, копировальная бумага.
3. Наборы цветного и белого картона и бумаги.
4. Природные и бросовые материалы.
5.ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ведущие преподаватели вузов г. Курска и учителя русского языка и литературы высшей категории Курской области, имеющие опыт работы с одаренным детьми, журналисты, работники системы ДО, медиапедагоги, имеющие специальные знания по темам программы. Кадровый состав выполняет трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
6.ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога:
1. Аргановский А.А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980 г.
2. Аграновский А. Призвание. [Текст] / А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.
3. Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.
4. Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.
5. Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009
6. Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 226 с.
7. Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 620 с.
8. Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.
9. Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. [Текст] / В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
10. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики. [Текст]: учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.
11. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. [Текст] / – М.: Айс, 2008.
12. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
13. Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
14. Зелинская Г.Е. Отделение журналистики на УПК // Школа и производство, 2000, №1.
15. Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. 6,7. – М., 1995 г.
16. Кеворков В.В. Рекламный текст. [Текст] / В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.
17. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н. Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
18. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.
19. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. [Текст] /Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.
20. Крутова О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.
21. Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.
22. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.
23. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.
24. Маленкова Л.И. Человековедение. [Текст] / Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.
25. Минеева С.А. Полемика, диспут, дискуссия. М., 1990 г.
26. Правовое поле журналиста. [Текст] / - М: Столица, 2011.
27. Тодорова Т.П. Дом детской прессы: итоги и перспективы // Бюллетень программно – методических материалов для УДОД, 2001, №4.
28. Ропель К. Как научить детей сотрудничать.
29. Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010
30. Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.
31. Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») [Текст]: Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.
32. Н.Н. Субботина "Детская газета в образовательном учреждении (из опыта работы) " – Ярославль, 1996
Список литературы для обучающихся:
1. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.
2. Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.
3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.
4. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
5. Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
6. Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7.
7. Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009.
8. Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010
9. Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.
10.Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
11.Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. [Текст]: учеб. пособие для студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 340 с.
12.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
13.Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
14.Пичугов Ю.С. Родное слово. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1995 г.
15.Поль Л. Сапер. Основы искусства речи. М., 1992 г.
16.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
17.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
18.Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
19.Толчёнов О. Активизация творческой фантазии // Репертуарно – методическая библиотечка, я вхожу в мир искусств. 2002, №1.
Интернет-ресурсы:
1. http://its-journalist.ru/
2. http://youngjournal.v-teme.com/
3. http://ru·wikipedia.org.
4. http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
5. http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
6. http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
7. http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm
7.ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(1ый год обучения)
Содержательный модуль |
Оценка в баллах |
Кто оценивает |
Модуль 1 «Погружение в журналистику» |
0 – 10 |
Руководитель мастерской |
Модуль 2 «Журналистика как профессия» |
0 -10 |
Руководитель мастерской |
Модуль 3 «Мастерство журналиста: работа со словом» |
0- 10 |
Руководитель мастерской |
Модуль 4«Публицистический стиль - основа журналистики» |
0 - 10 |
Руководитель мастерской |
Защита проектов, портфолио (статьи, интервью, передачи) |
0 - 30 |
Руководитель мастерской |
События |
0 - 10 |
|
Работа в составе команды и по индивидуальному плану |
0 - 10 |
Самооценка |
8.ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПАРТНЕРАМИ
Партнерские связи (реальные и потенциальные) для данной программы, которые позволяют ее развивать и совершенствовать, осуществляются с ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»; журналистами курских телерадиокампаний.
9.ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОСТПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Постпрограммное сопровождение учащихся предусматривает информационная поддержка через сайты и социальные сети, участие в конкурсах, проводимых комитетом образования и науки Курской области совместно с ОГБУ ДПО КИРО, многопрофильных олимпиадах КГУ.
СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОССАРИЙ
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
1.Автор – Author– лицо, создавшее произведение науки, литературы, искусства.
2.Авторский лист - Author's sheet -единица объема текста и изобразительного материала, равная 40 000 печатных знаков прозаического текста с пробелами между словами
3. Анонс –Announcement –предварительное оповещение о чем-либо.
4.Антрефиле – Tidbit - маленькая статья или заметка в газете, используемая для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно антрефиле не имеет заголовка и подписи.
5.Аргумет - Argument - утверждение или группа утверждений, приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения.
6. Астротёрфинг – AstroTurf -формирование и поддержка искусственного общественного мнения.
7. Атрибуция - Attribution – установление первоисточника информации, авторства.
8. Аудитория- Audience - в медиаметрии этот термин подразумевает некое множество потенциальных потребителей медиапродукта, рассматриваемое в заданных границах.
9. Афиша – Poster – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п.
10. Бестселлер – Best-seller – ходовой товар.
11.Бликфанг -Blickfang–рекламный элемент, основной функцией которого является привлечение внимания.
12. Блокбастер – Blockbaster– кассовый фильм
13.Блог – Blog – веб-сайт, основное содержание которого - регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
14. Блогер (блоггер) – Blogger – человек, ведущий блог.
15.Браузер (веб-обозреватель) – Web browser- прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления приложениями и др.
16.Бренд - Brand – популярный товарный знак, который обрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам
17.Брифинг - Briefing – встреча официальных лиц с представителями СМИ, на которой коротко излагается позиция по определенному вопросу.
18.Веб-страница- Web page – документ или информационный ресурс Интернета, доступ к которому осуществляется с помощью веб-браузера.
19.Верификация– Verification - проверка информации на достоверность, правдивость источников.
20. Газета–Newspaper -разновидности СМИ, передающая новости в форме издания на бумаге.
21. Гарнитура- Font - комплект шрифтов, имеющий общие графические признаки.
22.Гонзо журналистика – Gonzo -направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий.
23. Дайджест — Digest - краткое изложение литературного произведения
24. Дед-лайн – Deadline- окончательный срок сдачи материалов перед их выходом в СМИ.
25.Дезинформация–disinformation -заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.
26.Джингл – Jingle– короткая музыкальная фраза, анонсирующая или предваряющая радиопередачу, или разделяющая рубрики в радиопрограмме
27. Дизайн – Design -Художественное конструирование предметов быта, интерьеров, промышленных изделий и т. п.
28. Диффамация – Defamation - распространение через СМИ сведений, порочащих кого-либо
29. Жанр – Genre - исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков
30.Журнал – Journal –периодическое печатное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения и т.д.
31.Журналистика – Journalism -Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.
32.Журналист – Journalist -Литературный работник, занимающийся журналистикой.
33.Заголовок– Headline - Заголовок - короткая фраза, функциональный смысл которой заключается в отделении материалов друг от друга на полосе издания. Выразительный элемент текста.
34.Издатель – Publisher - особый термин, обозначающий издателя СМИ - лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации.
35.Издательство – Publishing house - предприятие, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).
36.Имидж – Image - создание образа товара, услуги, коммерческого или политического фигуранта.
37.Инсайдер– Insider - журналист, имеющий доступ к закрытой информации.
38. Интервью – Interview- жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста и интервьюируемого лица.
39. Интерполяция – Interpolation - вставка в текст, отсутствовавшая в тексте авторского оригинала.
40. Информация – Information - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
41. Кадроплан - Storyboarding – визуализация режиссерского замысла перед реализацией проекта: эскизы, зарисовки, фото, видеоматериалы и пр.
42. Канал–Channel -комплекс средств связи между источником и приемником информации – в телефонных, радиовещательных, телетрансляционных и др. коммуникациях
43. Кинематограф – Cinematograph -отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
44. Колорит – Coloring - система соотношений тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности
45. Комментарий –Comment - как метод применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний, в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода.
46. Коннотация – Connotation- эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы.
47. Контекст – Context - фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы.
48. Контент – Content- содержание, медиафаилы для материала. Иногда означает содержание СМИ.
49. Контент-анализ - Content analysis - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания, а также систематического замера частоты и объема упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста.
50. Контрафакция – Counterfeiting - подделка, нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения
51. Копирайт – Copyright -знак, который используется при массовом тиражировании печатной, кино, видеопродукции, а также в дизайне.
52. Копирайтер – Copywriter - сотрудник рекламного агентства, в обязанности которого входит сочинение оригинальных рекламных текстов (слоганов).
53. Критика –Critic -обсуждение, разбор чего-либо с целью вынести оценку.
54. Лид – Lead - первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста.
55. Логотип – Logotype -визуальное (звуковое) выражение товарного знака, специально разработанное, оригинальное произведение. Базовый элемент фирменного стиля (графического комплекса).
56. Макрейкеры – Muckraker -журналисты и публицисты, обличающие коррупцию в структурах государственной власти.
57. Маркетинг –Marketing - работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей.
58. Массовая коммуникация – Mass communication - процесс обмена информацией между группами людей посредством специальных средств.
59. Масс-медиа– Mass media - печатные и электронные средства массовой информации.
60. Медиапространство – Media space -это электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы и другие сообщества могут действовать вместе в одно и то же время. В этом пространстве они могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство. В нём они могут, соответственно, производить и контролировать запись и воспроизведение изображения и звука, а также доступ к ним.
61. Медиаисследования – Media research - исследования различных характеристик средств массовой информации (СМИ) и размещаемой в них рекламы.
62. Медиаплан- Media Plan – документ, который включат в себя отбор носителей рекламы для доведения рекламного сообщения до целевых рынков, а так же содержит информацию о том, какие именно носители нужно закупать, сколько денег вкладывать в каждый из них, график размещения рекламы и способы публикации.
63. Медиапланирование- Media Planning- процедура составления оптимального плана размещения рекламы в СМИ на основе маркетинговых данных и медиаисследований.
64. Медиарынок – Media market - район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащей той или иной компании.
65. Менеджмент - Management - совокупность методов и форм управления.
66. Ментальностъ - Mentality- совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов.
67. Мониторинг – Monitoring -процесс отслеживания, анализа и оценки размещения рекламы в СМИ.
68. Мультимедиа –Multimedia -современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты, звуки, видеоизображения, графика и т. п.) и обеспечивающие интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.
69. Новость – News – оперативная информация.
70. Обратная связь – Feedback - сбор мнений, отзывов от посетителей сайта.
71. Паблисити - Publicity- создание информационных поводов с целью увеличения известности и популярности в коммерческой, политической сфере.
72. Периодическое издание – Periodical -сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков).
73. Пилотный номер– Pilot issue- пробный выпуск печатного, телевизионного кинопродукта с целью привлечения инвесторов, рекламодателей, изучения реакции аудитории.
74. Полилог – Polylog - разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним.
75. Полоса – Page - страница печатного издания.
76. Прайм-тайм - Prime time- время наибольшего охвата аудитории телеканалом или радиостанцией.
77. Пресс-Клипинг – Press clipping -отслеживание и анализ выходящей в СМИ информации.
78. Пресс-релиз – Press release - специальные бюллетени о фирме или товаре (услуге), основная цель которых - создание информационных поводов для СМИ.
79. Продюсер – Producer– доверенное (или независимое) лицо кинокомпании, осуществляющее художественный и организационно-финансовый контроль за постановкой фильма.
80. Псевдоним – Pseudonym– условное имя автора или артиста, представителя любой творческой профессии, которое заменяет его настоящее имя и фамилию (либо и то и другое).
81. Публицистика – Publicism - жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки.
82. Редакционная статья – Editorial -статья, отражающая точку зрения редакции данного издания.
83. Режиссер – Director -творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады.
84. Рейтинг – Rating- попытка экспертов упорядочить исследуемое явление по какому-либо признаку. Для каждого рейтинга должен быть четко прописан критерий рейтингования.
85. Репортаж– Reportage - материал с места событий. Характеризуется оперативностью и объективностью.
86. Репутация – Reputation - общественная оценка, одна из основных имиджевых характеристик, основанная на создании мнения о достоинствах или недостатках чего или кого-либо.
87. Респондент – Respondent - лицо, отвечающее на вопросы при социологических и иных опросах, применительно к журналистской практике может быть синонимично в тех случаях, например, когда журналисты проводят опрос значительного числа людей, выявляя общественное мнение по тем или иным вопросам.
88. Рецензия – Review - жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики.
89. Сайт (веб-сайт) – Website- одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц.
90. Слоган – slogan - рекламный девиз в виде эмоционально заряженной фразы, используемый как элемент корпоративной идентификации
91. Стереотип – Stereotype -термин, обозначающий стойкие эмоционально окрашенные представления об окружающей человека действительности, с оттенком упрощения. Часто сырьем для создания стереотипов являются различные предубеждения.
92. Стрингер - Stringer очевидец событий, приславший новость в редакцию СМИ.
93. Суррогат-спикер - Surrogate speaker- человек пользующийся определенным авторитетом на информационном рынке, которого привлекают для обсуждения актуальных проблем вместо первых лиц.
94. Таблоиды – Tabloids - рекл
95. Тезаурус – Thesaurus - словарь, в котором слова структурированы по предметно-тематическому принципу.
96. Тираж – Circulation - количество экземпляров печатного издания одного названия.
97. Ток-шоу – Talk show - жанр радио- и телепередач, в основе которого динамичный диалог со зрителями или слушателями в прямом эфире.
98. Усредненное количество читателей–Average Issue Readership -термин используется при подсчете среднего количества читателей одного номера издания, в абсолютном значении (тыс. чел.) или в процентах от населения для планирования рекламной кампании.
99. Факт -Fact -Действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло.
100. Хедлайнер- Jet Lag – специалист по заголовкам, наиболее привлекающий внимание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.