Деепричастия СВ и НСВ
Оценка 4.7

Деепричастия СВ и НСВ

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Деепричастия СВ и НСВ
деепричастия совершенного и несовершеннного вида.docx

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели:

Обучающая:

Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, обособлением деепричастий и деепричастных оборотов;

Развивающая:

Развивать умения правильно употреблять деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

Воспитательная:

Воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Оргмомент.

I. Сообщение темы и цели урока.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба,проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

- Из какого произведения это предложение?

- Почему запомнилось? (Выразительное, поэтическое).

- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).

- О ком в этом предложении идет речь? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).

- Дайте, ребята, определение деепричастию.

- Как вы думаете, ребята, о чём будет идти речь на уроке?

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие»; научимся определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения.

- Запишите в тетрадь тему урока. «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

II. Орфографическая разминка. Повторение изученного о деепричастии.

Начинаем мы наш урок с орфографической разминки.

- Посмотрите на запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются, запишите правильно получившееся слово.

КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив

ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ – негодуя

НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ – не двигаясь

ДМНЕМУСАТОЯАВД – не устояв

СНЮЕВЗСИЮРАППЯ – невзирая

- Какие слова у вас получились?

- Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно?

- Только ли раздельно пишется НЕ с деепричастиями?

(Нет, и слитно, когда слово без НЕ не употребляется).

Вывод: Частица НЕ пишется c деепричастиями раздельно; слитно пишется НЕ с деепричастиями, когда слово без НЕ не употребляется.

3. Объяснение нового материала.

Лес.

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь вокруг пенька.

Э. А. Асадов.

- Выпишите, ребята, из отрывка деепричастные обороты, обозначьте деепричастия.

- Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Обратимся к алгоритму.

Алгоритм

Определение вида деепричастия.

1. Задай к деепричастию вопрос.

2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.

3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.

- Ученики определяют вид выделенных деепричастий.

(ёжась (что делая?) – несов. вид, посинев (что сделав?) – сов. вид, взявшись – (что сделав?) - сов. вид, греясь (что делая?) – несов. вид).

Алгоритм

Как образовать деепричастие от глагола.

1. Задайте вопрос к глаголу.

2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)

А). Поставьте глагол в настоящее время (что делают?)

Б). Отбросьте окончание (-ут, - ют, - ат,-ят).

В). Добавьте суффикс – а - или – я-.

3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)

а). отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть,-чь, - ти).

б). добавьте один из суффиксов - В, - ВШИ, - ШИ.

Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов – а-, - я-, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, - вши-,-ши.

- Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу.

- опаздывать – опаздывая

- торопиться – торопясь

- черпать – черпая

- увидеть - увидев

- заклеить – заклеив

- засеять – засеяв

- расколоть – расколов

- прочитать – прочитав

Разминка.

/ Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали./

- чтение и проговаривание скороговорки.

- назовите деепричастия.

- докажите, что это деепричастия.

V. Закрепление материала.

Выборочный диктант.

Дети выписывают в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид:

Не чувствуя боли, заглядывая в будущее, не щадя себя,

не останавливаясь перед преградой, негодуя по поводу происшедшего.

Совершенный вид:

Набросив плащ, накрахмалив воротничок, распечатав письмо,

не устроив праздника, понадеявшись на друга, высушив бельё,

раскаявшись в поступке, проверив сочинения, проснувшись от звонка.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Алгоритм Определение вида деепричастия

Алгоритм Определение вида деепричастия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021