Мышление - процесс
познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности.
Мышление — высшая
ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального
мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение
запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений
(осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких
объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Классификация
Наглядно-действенное
мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется
у детей с рождения до полутора лет)
Конкретно-предметное
мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального
объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)
Наглядно-образное мышление
(Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей
действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной
памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
Абстрактно-логическое
мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в
природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного
мышления.)
Методика по определению
способности обобщать, абстрагировать и классифицировать
Пример. Изготовляются комплекты по 5
карточек, на которых изображены: мебель, транспорт, цветы, животные, люди,
овощи.
Инструкция: «Взгляни, здесь много
карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так,
чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял
инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение
задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после
показа. За каждую несобранную группу снимается 2 балла.
Методика по определению мыслительных
способностей детей
Пример. Изготовляются 10 комплектов
(по 5 рисунков):
1)
4рисунка-животные, 1 рисунок - дерево;
2)
4 рисунка - мебель, 1 рисунок - транспорт;
3)
4 рисунка - игры, 1 рисунок - работа;
4)
4 рисунка -транспорт, 1 рисунок - дерево;
5)
4 рисунка-собачки, 1 рисунок - кошка;
6)
4 рисунка - кружки с одним сегментом, 1 рисунок - с двумя сегментами;
7)
4 рисунка - квадраты с двумя диагоналями, 1 рисунок - квадрат с одной
диагональю;
8)
4 рисунка по три красные фигуры, 1 рисунок - квадрат с одной диагональю;
9)
4 рисунка по три большие фигуры, 1 рисунок - три маленькие фигуры;
10) 4 рисунка по два
треугольника, 1 рисунок-два квадрата.
Инструкция: «Здесь нарисованы 5
рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого
там не должно быть, который не подходит к остальным».
Ребенок должен работать в удобном для
него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и
последующие. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите
инструкцию еще раз и объясните, что нужно делать.
Оценка: 10 баллов за каждое
выполненное задание; за каждое невыполненное задание снимается балл.
В ходе выполнения задания учитель
оказывает трех видов помощь (по степени нарастания): минимальную - указание
на ошибку без раскрытия ее сути («нет, этот предмет не подходит»),
побуждение к сравнению фигур без указания признаков; помощь-образец: показ
учителем одного верного решения («вот эти две фигуры похожи») без указания
на признак цвета и формы, сопровождающийся побуждением к сравнению;
максимальную — прямое указание на признаки сходства (цвет и форму).
Методики по определению
способности понимания переносного смысла пословиц и метафор
Данные методики применяются для
исследования особенностей мышления его уровня, целенаправленности и
критичности.
1. Осмысленное
истолкование метафор и пословиц. Испытуемому называют несколько часто
употребляемых метафор и пословиц (см. материал к данной методике) и просят
объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Можно предложить испытуемому
привести соответствующие примеры из своей жизни или из прочитанного.
Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует
недостаточности уровня обобщения. Если испытуемый верно объясняет переносный
смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не
нарушено, так как при объяснении пословиц испытуемый репродуцирует
имеющиеся у него знания - в этом случае не требуется обобщения нового
материала.
·
Золотые руки. - Настоящий умелец, мастер, каких поискать.
·
Железный характер. - Волевой, стойкий в своих убеждениях человек.
·
Каменное сердце. - Бесчувственный, не способный к состраданию.
·
Глухая ночь. - Тихая, темная непроглядная ночь.
·
Не зная броду, не суйся в воду. - Если не знаешь дела, не берись за него.
·
Поспешишь - людей насмешишь. - Излишняя торопливость, суета всегда вредят
делу.
·
Сделал дело - гуляй смело. - Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
·
Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Прежде чем что-то сделать, хорошенько
подумай.
2. Сравнение
пословиц. С помощью этой методики исследуется процесс обобщения нового
материала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально
подобранные пословицы, и предлагают сгруппировать аналогичные по смыслу.
При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла
отдельных пословиц; сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от
второстепенных, случайных. Результаты исследования с помощью этого варианта
методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных
связей, в частности, способствуют выявлению ассоциаций по «слабому»
признаку.
·
Что посеешь, то и пожнешь. - Как аукнется, так и откликнется. Каков поп,
таков и приход.
·
Не в свои сани не садись. - Руби дерево по себе. По Сеньке и шапка. Всяк
сверчок знай свой шесток.
·
В гостях хорошо, а дома лучше. - На чужой сторонушке рад своей воронушке.
На чужбине родная землица во сне снится. Дома и солома съедобна.
3. Отнесение
фраз к пословицам. Вариант предложен Б.В. Зейгарник. Испытуемому предлагают
серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно
большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые
соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в
формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый
понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой
пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй
железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа»,
«Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность
заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько
в возможности «соскальзывания» на приблизительный смысл. Выполняя это
задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем
сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный
принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует
более высокого уровня обобщения, чем просто объяснение переносного смысла
пословиц и метафор.
·
Не все то золото, что блестит. - И медный браслет блестит, как золотой. Не
всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством. «В багрец и золото
одетые леса».
·
Цыплят по осени считают. - Результаты труда порой видны не сразу. Цыплята
крепнут и вырастают к осени. Посадив сад, не спеши радоваться - дождись
плодов.
·
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. - Изображение в зеркале зависит
от качества стекла. Не ссылайся на обстоятельства, если дело в тебе самом.
Зеркало висит криво - надо поправить.
·
Любишь кататься - люби и саночки возить. - Мы на саночках с дружком с горки
мчимся с ветерком. Собираясь в поход, помни, что свой рюкзак ты понесешь
сам. Поработал, поиграл, все вокруг разбросал - тут же быстро - раз, два,
три - за собою убери.
Тест «Невербальная
классификация»
Оценивается уровень логического
мышления, операции анализа и обобщения. В ходе проведения данной методики
ребенок должен разложить картинки животных на две группы (диких и
домашних), используя принцип систематизации, и дать название группам
животных.
Анализ результатов.
В норме классификация картинок
занимает не больше 5 – 7 мин, медлительные дети делают это за 8 – 10 мин.
Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития
словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно
в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает
более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает названия не всем группам.
Методика «Словесные
пропорции»
Методика для
исследования словесно – логического мышления, операций анализа и
обобщения. При проведении данной методики ребенку предлагают карточки двух
видов - с изображением животных и их детенышей. Ребенок должен
создать пары – взрослое животное и его детеныш.
Анализ результатов: за каждый правильный
ответ ребенок получает 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Выводы по уровню развития: в норме –
8-10 баллов; низкий уровень – 5-7 баллов; интеллектуальный дефект – менее 5
баллов.
Методика «Последовательность
событий» (предложена Н.А. Бернштейном)
Необходима для определения
способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь
событий и строить последовательные умозаключения. Ребенку показывают
беспорядочно разложенные картинки, которые он должен разложить по порядку.
Обработка результатов.
1. Смог найти последовательность
событий и составил логический рассказ – высокий уровень.
2. Смог найти последовательность
событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог, но с помощью
наводящих вопросов – средний уровень.
3. Не смог найти последовательность
событий и составить рассказ – низкий уровень.
Методика « Определение понятий,
выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» (Я. Йерасик)
Цель исследования: исследовать умения
ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие
в объектах. Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о
степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Ребенку задаются
вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные
особенности мышления.
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ на каждый
из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество
баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.
Правильным могут считаться не только
те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие,
достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком
вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что
ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя
определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку
промежуточную оценку – 0,25 б.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень
низкий.
|