Речь - ведущая форма общения и
мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает
определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение,
способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков
(звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие - свистящие и др.),
достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень
сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно
строить высказывание, речевую активность.
Хлопни в ладоши, если услышишь
звук м среди звуков: п, к, м, н, п, т, м, р.
1.
Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими
звуками: са-за, за-са, са-за-са, ба-па, па-ба, ба-па-ба, са-ша, ша-са,
ша-са-ша, са-за-ца, ша-ча-ша, ра-ла-ла, ра-ла-ра.
2.
Выделение звука в слогах. (Подними руку, если услышишь слог со звуком с
(да, ка, ша, со, ны, а, жу, сы, га, си.)
3.
Выделение звука в слове. (Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком
р. Лужа, рука, живот, дыра, молоток, жук, кровать. НОЖНИЦЫ.)
4.
Подбор слов с заданным звуком. (Вспомни слова со звуком з.)
5.
Различение звуков в словах-паронимах. (Назови картинки и скажи, чем
отличаются названия: Бочка-почка, точка-дочка, уточка - удочка, коза -
коса.)
6.
Определение места звука: в начале, конце, середине слова. (Где находится
звук ч в словах: чайник, мяч, ручка?)
Обследование навыков звукового анализа
слова
1.
Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.
2.
Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет,
танкист.
3.
Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.
4.
Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок,
стол.
5.
Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.
6.
Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи.
7.
Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.
8.
Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса,
трава - дрова.
Обследование активного словаря
1.
Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.
2.
Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака,
коза...
3.
Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают,
выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит,
сияет, греет?» и т.д.)
4. Назвать детенышей кошки, собаки,
коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.
5. Подобрать обобщающее слово: стол -
мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а
сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?
Назвать обобщающим словом группу
однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки,
например, пальто, платье, шуба, рубашка).
6.
Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?
·
Морковь сладкая, а редька какая?
·
Ручей узкий, а река какая?
·
Трава низкая, а дерево какое?
7.
Назвать действия людей и животных:
·
Повар что делает?
·
А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.
·
Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.
·
Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)
8.
Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).
9.
Назвать времена года, их последовательность и признаки.
10. Подобрать слова,
противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый,
мокрый.
11. Подобрать
синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п.
Исследование грамматического строя
речи
1.
Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок
(задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями).
2.
Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина,
земляника, цветы, спелая, сладкая).
3.
Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, на,
кататься, Саша).
4.
Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит на столе).
5.
Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания.
6.
Составление рассказа исходя из собственного опыта (о любимой игрушке,
книге, о животном, о празднике и т.п.).
7.
Исследование словоизменения:
-
употребление имен существительных в единственном и множественном числе в
разных падежах (предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы: чем
покрыт стол? чем режут хлеб? кого кормит девочка? зачем дети ходили в
лес?);
-
образование формы родительного падежа множественного числа имен
существительных (дается инструкция «Я буду говорить про один предмет, а ты
- про много; называются слова: коса, глаз, стул. отряд, лоб, ухо, рот,
дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож,
завод);
-
употребление предлогов (предлагается ответить на вопросы по демонстрации
действий: где лежат карандаши? (в коробке), а теперь? (на столе), откуда я
взяла карандаши? (из коробки), откуда упал карандаш? (со стола), откуда я
достаю карандаши? (из-под коробки, из-за коробки);
-
согласование имен прилагательных и числительных с существительными
(предлагается производить пересчет предметов, каждый раз называя
числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять
синих карандашей, три зеленых яблока).
8.
Исследование словообразования:
-
образование имен прилагательных от существительных (можно задать вопрос:
«Из чего сделан стул? Значит, он какой?» Предлагаются слова: снег, бумага,
стекло, дерево, мех, шерсть, пух);
-
образование сложных слов (из двух слов образовать одно: камень, дробить -
камнедробилка; сено, косить - сенокосилка; землю черпать - землечерпалка).
|
|