Декор и положение человека в обществе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: комбинированный (география+ИЗО) Цель урока: Выполнить творческую работу. Задачи: Воспитывающие-личностные: Сформировать представление об основных расах. Развивать познавательный интерес, географическое мышление учащихся. Создать условия для воспитания нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, культуре. Развивающие – метапредметные: Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов . Развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к искусству и его истории. Обучающие – предметные: Сформировать представление об искусстве Китая, о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки. Освоить основы изобразительной грамоты.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему: «Декор и положение человека в обществе»  (комбинированный (география+ИЗО) Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему: «Декор и положение человека в обществе» Тип урока: комбинированный (география+ИЗО) Цель урока: Выполнить творческую работу. Задачи:Воспитывающие­личностные: Сформировать   представление   об   основных   расах.    Развивать  познавательный   интерес,   географическое  мышление  учащихся.  Создать условия для воспитания нравственно­эстетического отношения к миру,  искусству, культуре. Развивающие – метапредметные:   Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических  объектов . Развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к  искусству и его истории. Обучающие – предметные:  Сформировать представление об искусстве Китая,  о декоре как способе выявлять  роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные,  профессиональные признаки. Освоить основы изобразительной грамоты. План урока 1.Подведение к теме урока. 2. Беседа об основных расах, народах, искусстве Китая. 3. Постановка художественной задачи и  практическое выполнение задания. 4. Итог урока 5. Рефлексия 6. Д/з. I. Организационный момент.  Ход урока. Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок, как мне кажется, очень необычен. Мы  совершим путешествие  в далекую страну Китай, поговорим о географическом  положении, о населении, узнаем, что такое раса и конечно сделаем наброски   национального костюма народов Древнего Китая. Но сначала поговорим о населении  нашей планеты. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют вас. И,  прежде всего, какова численность населения Земли, как она изменяется, и от чего она 2зависит? В мире 7 млрд. людей. Если бы все мы выстроились друг за другом от Земли до Луны, получилась бы космическая очередь в семь рядов!  II.   Основная часть. Изучение новых знаний.  Слово учителя: Люди рождаются и умирают. От этих двух величии зависит, увеличится или  уменьшится население. Увеличение численности на Земле происходит из­за успехов в медицине и повышения уровня жизни людей. Вы никогда не задумывались, почему  люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала  послушаем древнюю легенду.  Сообщение учащегося. «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать.  После обжига они приобрели кирпично­красный оттенок ­ это были индейцы. В  следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те  обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь  пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились  бледно­ розового цвета. Так появились европейцы»  Слово учителя: Так, согласно легенде, возникли расы. Что же на самом деле способствовало  образованию рас? Расы ­ это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые  на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем  сходстве. Но не все телесные особенности людей могут считаться расовыми  признаками. Например, различия в телосложении, осанке, развитии мускулатуры не  считаются расовыми,  они зависят, прежде всего,  от внешних условий среды  обитания людей (питания, занятия спортом и трудом). Познакомьтесь с главными  расами, используя наши таблицы.  Слово учителя: Вернемся к нашему вопросу о причинах разнообразия рас.  30­40 тыс. лет назад люди заселили уже все части света. Отдельные группы людей,  находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем  облике и другие биологические особенности. Естественный отбор тоже играл важную роль в распределении некоторых признаков. Русский ученый Николай Николаевич  Миклухо­Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей  3острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих  рас.   Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает  единство всех людей на Земле. Таким образом, человечество – это единый  биологический вид. Народы.   На Земле насчитывают от 3 до 4 тыс. народов и народностей. Что же это за группы,  по каким признакам они выделяются и какие крупные народы живут на нашей  планете? Вы, конечно, уже знаете, что самый многочисленный на Земле народ ­ это  китайцы. Население Китая составляет более 1,3 миллиардов человек, тем самым  делая КНР самой населённой страной в мире.  Китайская цивилизация — одна из  старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не  менее 3500 лет. Основная национальность Китая ­ это ханьцы. Они составляют  91,51% населения страны. Остальные 8,49% населения принадлежат к 55 малым  национальностям, перечисленным в конституции страны. Китай имеет крайне  богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура  формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 года культура  значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 года в стране  проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980­хх годов китайское правительство отказалось  от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры.  Современная китайская культура является смешением традиционной культуры,  коммунистических идей и пост­модернистского влияния, связанного с процессами  глобализации. Китай имеет большую славу в мире не только благодаря  экономическому чуду, своей уникальной культуре, но и также своеобразному миру  моды.                                       Китайские национальные костюмы значительно отличаются как от европейских, так  и от, казалось бы близких соседских, азиатских аналогов. В процессе этногенеза, на  территории Поднебесной сформировалось  около 56 этнических групп. И  соответственно каждая из них обладает своим особенным стилем одежды с  заметными отличительными особенностями, которые стали результатом влияния  культуры, традиций и географической расположенности местности проживания  жителей. Вместе взятые отдельные элементы индивидуальных стилей этносов  формируют один совершенно целый образ традиционного китайского костюма.  Китайские национальные костюмы традиционно богаты на неописуемое разнообразие используемых материалов, цвета и кроя. Характерными их элементами являются  4совершенно ассиметричные застежки, необычная отделка тесьмой и кантами, кимоно, массивные и широкие ремни под названием оби, достаточно колоритная вышивка. С  давних пор китайцы отдавали предпочтение различным кофтам, халатам, штанам и  головным уборам. Выбор одежды проходил совсем не случайно. Ведь своеобразная  отделка могла стать свидетельством о социальном положении в обществе человека,  облаченного в них. Огромное внимание в Китае принято было уделять расцветке  костюмов. Желтые цвета считались императорским. И естественно никто другой,  кроме окружающих главу государства, не имел права позволить себе носить одежду  такого цвета. Костюмы красного цвета предпочитали люди достаточно зажиточные.  Как ни странно, но к траурным цветам принадлежал белый, по этой причине его  могли использовать только для пошива нижнего белья. Остальные цвета и оттенки  были разрешены к использованию всеми слоями населения. Подытоживая всё выше  перечисленное можно сказать, что китайские национальные костюмы значительно  отличаются своеобразной изысканностью и шармом, что чётко свидетельствует о  неподдельном умении жителей Поднебесной быть оригинальными и неповторимыми  во всём. Национальная одежда Китая – отдельная сфера, которая не покоряется  модным мировым тенденциям, а живет своей собственной неповторимой жизнью.  Безусловно, восточные элементы, религия и культура, история имеют огромное  влияние на стиль китайцев. Именно национальная одежда древнего Китая до сих пор  является источником вдохновения многих современных модельеров, дизайнеров. Это совершенно заслужено и естественно, поскольку найти оригинальнее, идеальнее  сочетание формы и цвета просто нереально! Если рассматривать национальную  одежду народов Китая по принципу социального статуса, материального состояния,  то можно выделить следующие отличия: ­ высшие слои населения (обеспеченные, богатые, известные люди, правительство)  носили пышную одежду, которая, как правило, была многослойной. Гардероб данной  категории составляли штаны (длинные или короткие), короткая рубаха, свитер  (кофта), жилет, длинный халат (верхний). На голове надета шапочка, а на ногах –  башмаки. Приблизительно так выглядел представитель элиты Китая; ­ средние слои (как мужчины, так и женщины) непременно надевали кофту на  запах (заправляли в штаны) и штаны, нижнюю рубаху. Из верхней одежды выбирали  куртку (ее перевязывали мягким поясом) либо халат. Из обуви отдавали  предпочтение закрытым башмакам или соломенным сандалиям с орнаментом. Как  полезный аксессуар – широкая тростниковая или соломенная шляпа. Столь теплое  одеяние тяжело носить, учитывая жаркий климат, но модники терпели ради  поддержки имиджа, стиля. Женская национальная китайская одежда шилась из разных тканей:  хлопчатобумажной и пеньковой – среднего достатка население; шелковой – местные  аристократы. Штаны для женщин пошитые без молний или пуговиц, с косым швом на  животе (чтобы нечистая сила не проникала в живот беременной женщины). С детства  девочек обували в колодки, чтобы нога не росла. Как известно, чем меньше размер  5ноги у женщины, тем она считается красивее в Китае. Такая жестокая процедура  нередко вызывала болезни, даже инвалидность, но «красота требует жертв» и  девочки, мучаясь, терпели. Головные уборы женщины заменяют прическами, за  исключением свадьбы, когда они надевают фэнгуань.Национальная одежда мужчин  Китая – это обязательно штаны. Представители элиты, считая штаны (сяои,  чжунчипао, ку) неприличным одеянием, прикрывали их халатом. Иногда вместо  халата применяли плахту. Плахта (или шан) – китайская запашная юбка. Мужские  штаны широкие, также без прорехи, с вертикальным швом. Шапку (гуаньли) одевают  всем парням двадцатилетнего возраста, кроме монахов. Халат – длинный, почти до земли, верхний наряд (одно­ либо двубортный), а кофта –  покороче, распашной элемент костюма.  Пояс – почти самый главный в костюме. Цвет пояса чаще всего черный. Чем дороже  ткань этой части наряда, тем богаче его владелец. Расцветка национальной одежды  народов Китая очень символистическая: ­ белый цвет – траурный, поэтому редко используется; ­ красный – праздничный, носят богатеи, красным шьют наряд невесты; ­ золотой, желтый – привилегия императора и его семьи, окружения. Низшие слои населения чаще выбирают тусклые цвета, а обеспеченные люди – яркие.    Все что вы сегодня услышали и увидели, я надеюсь, используете в своей творческой работе «Национальный костюм Древнего Китая» III. Практическая работа учащихся. Звучит китайская мелодия, дети работают,   делают наброски нескольких видов китайской одежды, чтобы закончить на  следующем уроке изобразительного искусства. IV.Итог урока. V.Рефлексия. VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение об истории появления гербов,  основных элементах гербов и их символическом значении. 6