Деление с остатком (3 класс. «Школа России»)

  • docx
  • 20.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала д5.docx

ТЕМА УРОКА.  Деление с остатком (3 класс «Школа России»)

Подготовила: учитель начальных классов Шайнурова Е.Г.

     Цель: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком.

Задачи урока.

Образовательные

*       Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

*       Формировать практические навыки деления числа с остатком;

*       Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

*       Совершенствовать навыки анализа задачи, умения решать задачи.

Развивающие

*       Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения.

*       Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

*       Развитие культуры речи и эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные

*       Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма.

*        Содействовать воспитанию наблюдательности и любознательности,

*       Содействовать воспитанию познавательной активности.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Регулятивные: формировать способность принимать, сохранять цель урока и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные: развитие умения конструктивно взаимодействовать.

Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать.

Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Технологии, используемые на уроке:

·         ИКТ-технологии;

·         технология уровневой дифференциации обучения;

·         игровые технологии;

·         здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.
  • презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка;
  • карточки с памяткой «Как разделить число с остатком»;
  • карточки с заданиями для устного счёта.

Структура урока

I.      Организационный момент.

II.     Актуализация опорных знаний.

III.   Целеполагание и мотивация.

IV.   Первичное усвоение новых знаний.

V.    Осознание и осмысление учебного материала.

VI.   Первичное закрепление.

VII.  Контроль и самопроверка.

VIII. Закрепление ранее изученного материала.

IX.   Подведение итогов, рефлексия.

X.    Домашняя работа.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

I.      Организационный момент.

– С чем можно сравнить ваше настроение? (Слайд 2) Синестезия.

Личностные: 

широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

II.     Актуализация опорных знаний.

Повторить правила работы в группах.

– Ребята, работаем в группах, перед вами «Весёлые примеры». Вам необходимо как можно быстро их решить, найти ответы на доске и, подписав их, вернуть карту учителю.

1 группа (слайд 3):

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

 (54 : 9 = 6)

  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа (слайд 4):

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 3 таких тетради? (23 • 3 = 69)
  • Продолжительность урока уменьшить на число дней недели без выходных. (40 - 5 = 40)

3        группа (слайд 5):

  •  Сегодняшнее число умножить на число гномов у Белоснежки.                                        (5 • 7 = 35)
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. 

(50 : 10 = 5)

·          Число детей в нашем классе умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца (22 • 2 = 44)

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме 

Умение слушать и понимать речь других 

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУДуметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

 

 

 

III.    Целеполагание и мотивация

Постановка проблемы. 

– Расскажите, что вы знаете о делении? Урок продолжим с небольшой проверочной работы. Выполните самостоятельно задания на карточках. Если возникнет ещё что-то непонятное, подчеркните.

24 : 8     15 : 3     45 : 9   20 : 4   27 : 9      12 : 4     15 : 2     72 : 8                         

Вы смогли полностью выполнить задание?   (Нет)

– Почему? В чём затруднение? (15 :2)

Чем похожи примеры и чем отличаются?

(в примере 15 : 2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое, число не делится нацело)

Какой возник вопрос? (Познакомиться с новым приёмом деления)

– А если всё же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 1.

 – Предлагаю такую ситуацию: у меня лежит стопка из 15 тетрадей, я её отдаю Никите и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. 

–  Попробуем.

–  Разделили? 

– Делаем вывод. Сколько получил каждый? (7)

– Все ли тетради разделили? (Нет)

– Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (Потому что делили поровну) 

– Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (Остаток)

Давайте запишем это выражение.

– Как вы думаете, куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 15 : 2 = 7 (ост. 2) 

– Сколько разделили без остатка?(14) Почему? Что важно знать при делении? (Таблицу умножения) 

– Так сколько раз по 2 содержится в 15? (7, ост. 1)

Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. (Слайд 6)

Так, какая тема урока? (Деление с остатком)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с …………..

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка)

Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся)

Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. (Слайд 7)

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные: 

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи.

 

Познавательныеуметь осознано и произвольно строить  устные речевые высказывания.

Физминутка

Упражнение для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

 

IV    Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 2:         

– Мы – исследователи, а значит, должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

На доске начерчены полоски, равные 10 см.

Задание:

– На какие числа можно разделить 10 нацело, без остатка? (10, 5, 2, 1)

– Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост. 1)

– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).

– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

– Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : 4 = 2 (ост. 2)

– Что в записи означает 10? (делимое), 4? (делитель), 2? (частное), 2? (остаток).

– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

– Измерьте и узнайте, сколько раз по 6 (7, 8, 9) см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : … = … (ост. …)

– Что в записи означает 10? (делимое), 6 (7, 8, 9) (делитель), 1 (частное), 4 (3, 2) (остаток).

– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные : сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

V.    Осознание и осмысление учебного материала.

Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2, вверху.

– Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?

Раздать детям памятку «Как разделить число с остатком»

1.     Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.     Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.     Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивныеуметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод

VI.    Первичное закрепление.

– Какая тема нашего урока?

– Какое открытие вы для себя сделали?

Выполнение упражнений 1 и 2 на с. 26 учебника «Математика», ч. 2.  (Слайд 8)

http://reshator.com/otvety/3-klass-moro/h2-26-z-1.png

Хором работаем по алгоритму.

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

15 : 2 = 7 (ост.1). (Надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 14, делим на делитель 2, получаем значение частного 7. Вычитаем разделившееся число 14 из делимого 15 – это остаток 1)

15 : 4 = 3 (ост. 3) (Надо узнать, сколько раз по 4 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 12, делим на делитель 4, получаем значение частного 3. Вычитаем разделившееся число 12 из делимого 15 – это остаток 3)

15 : 3 = 5 (Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 15? Делимое 15, делитель 3, получаем значение частного 5. Разделившееся число 15 равно делимому 15, остаток равен 0 или остатка нет)

3. Выполни деление, сделав рисунки:

7 : 3      11 : 4     12 : 3 (Слайд 9)

 

Регулятивные : сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

Физминутка

Гимнастики глаз.

 Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

 И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

 

VII.   Контроль и самопроверка.

1. На доске числовые выражения. (Слайд 9)

– Выполните по алгоритму деление с остатком:

    9 : 4 =                 50 : 9 =              48 : 7 =

2. Самостоятельная работа

– Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. (Слайд 9)

    56 : 8 =            16 : 3 =               45 : 8 =                    36 : 8 =

    60 : 7 =            48 : 6 =               81 : 9 =                    43 : 5 =

– Проверьте, как вы справились с работой. Критерии оценки: сколько выражений нашли, столько баллов набрали. (Слайд 10)

3. Выполнение теста (Слайд 11)

4. – А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить?

– Продвинулись по лесенке?

    (Слайд 12)

Личностные: 

способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.

VIII. Закрепление ранее изученного материала

 

1. Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2.

– Прочитайте задачу. О чём эта задача? (О тетрадях). Что известно? (В трёх тетрадях 54 листа бумаги). Что необходимо найти? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов) . В задаче два вопросы. Мы можем сразу ответить на вопросы задачи? (Нет). Почему? (Мы не знаем, сколько листов в одной тетради). Мы можем это узнать? (Да). Каким действием? (Делением). А затем мы сможем ответить на первый вопрос задачи ? (Да) Каким действием? (Делением). На второй вопрос задачи? (Делением). Как лучше оформить задачу? (Краткой записью). Кто может выйти к доске и записать?

3 т. – 54 л.

? т. – 90 л.

? т. – 72 л.

Решение. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в одной тетради

2) 90 : 18 = 5 (т.)

3) 72 : 18 = 4 (т.)

Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов, 4 тетради получится из 72 листов.

2. Упражнение 4, с. 26. (Слайд 13)

 

Коммуникативные:

сотрудничество с товарищами; сравнение полученных результатов; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами.

 Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу.

 

IX. Подведение итогов, рефлексия.

– Необходимо ли вам это новое открытие? 

Для чего? 

Достигли мы поставленной цели?

Отметьте теперь себя на лесенке успеха  (Слайд 14)   

Регулятивные: Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свою деятельность на уроке.

X. Домашнее задание

№ 5, с. 26, упр. под чертой на деление с остатком внизу страницы 26.

Записывать домашнее задание

                                                                            

 

 

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

 

Памятка «Как разделить число с остатком»

1.      Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.      Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.      Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

 

   

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Калтасинская средняя общеобразовательная школа № 2

муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан

 

 

 

План-технологическая карта урока

 

Предмет: математика

Тема. Деление с остатком (урок первый)

 

Класс: 3 А

                Учитель: Шайнурова Елизавета Гафурьяновна

                                                                                                

                                                                         Дата: 05.02.2019   

 

  

  

                

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека.
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча.

 

2 группа

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 3 таких тетради?
  • Продолжительность урока уменьшить на число дней недели без выходных.

 

 

 

 

 

 

3    группа

  •  Сегодняшнее число умножить на число гномов у Белоснежки.                                       
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. 
  • Число детей в нашем классе умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.

Технологическая карта открытого урока русского языка № 29 от 13 октября 2017 года

(в рамках декадника начальных классов) учителя Шайнуровой Е.Г.

Тема

Корень слова. Однокоренные слова

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с понятиями: корень, однокоренные слова, развитию умений находить
корень в однокоренных словах, определять его значение, объяснять лексическое значение слов

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике,
словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства и справочную литературу для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание
темы, понятия и термины

Корень слова. Однокоренные слова

Образовательные
ресурсы

Таблица «Однокоренные слова»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

Анна Альбина Аня Аля

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос помогли
ответить Почемучке?

– Что такое родственные слова?

– Что такое родственные слова?

– Близкие по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключается лексическое значение всех
родственных слов

Воспринимают вопросы учителя на слух. Правильно строят
ответы, привлекая
имеющиеся знания

Беседа по вопросам


 IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа,

сообщение

учителя

– Какие вопросы приготовил
Почемучка нам сегодня?

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответы
на эти вопросы

– Что такое корень? Что такое коренные слова?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Корень.

Однокоренные слова (упр. 84)

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать формы родственных слов; подумать,
почему они так написаны; выполнить задания в учебнике.

Знакомит с понятием «корень»

Читают. Отвечают

на вопросы.

Находят общую часть. Списывают, выделяют корень

Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и выделяют корень

Беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

    В огороде рос подсолнух –

    Вот такой, вот такой!

    В огороде рос подсолнух

    С ярко-желтой головой.

    Головою он вертел,

    Все увидеть сам хотел.

    Что подсолнух видел там,

    Он сейчас расскажет нам

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня,

активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

2. Работа
со словарем
однокоренных слов (упр. 85)

Фронтальная. Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Знакомит со словарем однокоренных слов, предлагает выполнить задания, контролирует их выполнение

Работают со словарем. Записывают однокоренные слова, обозначают корень, составляют предложения

Овладевают умением работать со словарем однокоренных слов. Распознают в словах корень, обозначают

его. Располагают

Работа

со словарем, письмо


 

 

 

 

слова в алфавитном
порядке

 

3. Значение
корня в однокоренных словах (упр. 86)

Фронтальная. Словесный,
практический.

Беседа, упраж-
нение

В ходе выполнения упражнения показывает значение корня
в однокоренных словах: он
«хранит» общее значение всех однокоренных слов

Читают пары однокоренных слов. Закрывают корень, читают оставшуюся часть.

Знакомятся со значе-
нием корня

Определяют важность корня в словах. Строят

логические рассуждения, делают вывод

Упражнение, беседа по вопросам

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 47)

Парная.

Словесный,
наглядный,
практический. Письмо, работа

с рисунком

Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение

Рассматривают рисунки, разгадывают слова, подписывают их.

Обозначают корень

Извлекают информацию из рисунка,
анализируют рисунок, разгадывают в нем
слова. Распознают
корень. Объясняют
значение слов

Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед
нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?

– Кто испытывал затруднения?
Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

 

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru