Цель занятия – развитие у студентов способностей к самостоятельной работе по формированию модели организации, выявлению и анализу факторов, влияющих на эффективность ее деятельности, в том числе таких как:
- организационная структура;
- система контроля планирования и качества;
- принятие управленческих решений в условиях ограниченного времени;
- межличностные отношения.
Вы – маленькая фирма, «производящая» слова и «упаковывающая» их в осмысленные предложения (на русском языке). Исследования рынка показали, что спросом пользуются пред- ложения из 3-6 слов (включая служебные слова). Таким образом, «упаковка, доставка и прода- жа» должны быть ориентированы на предложения из 3-6 слов.
Данная «отрасль» характеризуется сильной конкуренцией. Несколько новых фирм только что вышли на расширяющийся рынок. Так как сырье, технология и цены стандартны для всей отрасли, ваша конкурентоспособность зависит от двух факторов: 1) объема производства; 2) качества продукции.
Таким образом, основная задача подгруппы – создать организацию так, чтобы она работа- ла максимально эффективно в течение 10-минутных производственных циклов. Между цикла- ми у вас будет возможность реорганизации.
Перед началом каждого цикла вы получите исходный материал -слово или фразу. Ее бук- вы служат сырьем для производства новых слов, которые упаковываются в предложения. На- пример, из слова «крокодил» можно составить фразу «идол родил кол».
Перед началом производственного цикла следует внимательно изучить правила производ-
ства.
1. Из группы студентов заранее приглашаются два Руководителя Совета качества. Они по-
лучают правила производства и знакомятся с ними.
2. Группа студентов делится на подгруппы (4-6 человек), которые образуют небольшие фирмы по производству слов.
3. Подготовка (20 мин) - ознакомление с задачами занятия и заданием, правилами произ- водства и оценкой результатов в Совете качества.
Совет состоит из представителей всех фирм-производителей, Руководителей Совета и преподавателя.
По окончании самостоятельного изучения производителями правил, руководители Совета качества доводят до них наиболее важные правила, обращают внимание на основные критерии оценки качества продукта.
4. Моделирование в соответствии со следующим алгоритмом.
Шаг 1(10 мин). Участники создают организации. Вопросы для участников:
- Каковы задачи Вашей организации?
- Как Вы их будете достигать? Как Вы спланируете работу?
- Какое разделение труда, власти и ответственности наиболее приемлемо при Ваших це- лях, задачах и технологии?
- Какие члены группы лучше подходят для каких задач? Каждая подгруппа выдвигает одного представителя в Совет качества (правила оценки результатов в Совете качества приве- дены ниже).
Шаг 2 (10 мин). Первый производственный цикл. Все подгруппы получают исходный ма- териал, т.е. два набора букв для двух производственных циклов (исходный набор должен состо- ять из 15 - 25 букв). Начинается отсчет времени. За 1 мин до окончания цикла преподаватель предупреждает об оставшемся времени. По команде ведущего работа прекращается. Предста- витель группы должен в течение 30 секунд представить ведущему результаты работы для уча- стия в Совете качества.
Шаг 3(15 мин). Совет качества проверяет качество продукции и сообщает результаты. Участники анализируют организацию работы первого цикла и реорганизуют фирму для второго производственного цикла.
Шаг 4 (10 мин). Второй производственный цикл. Цикл выполняется аналогично шагу 2, но с новым исходным набором букв.
Шаг 5 (15 мин). Совет качества проверяет качество продукции и сообщает результаты. Участники анализируют организацию работы в течение обоих циклов и готовят небольшие доклады о различных аспектах организации их фирм; анализ (60 мин); представители каждой подгруппы делают доклад о результатах работы, проводится их обсуждение.
- Какую организационную структуру (культуру, стиль руководства, методы принятия решения) имела Ваша фирма во время первого производственного цикла? Была ли она эффек- тивной? Почему Вы так считаете? (Этот же вопрос относится ко всем указанным в скобках ана- лизируемым параметрам.)
- Как осуществлялся контроль качества?
- Была ли произведена реорганизация? Если да, то в чем она заключалась? Как при этом изменилась структура, культура, стиль руководства, способы принятия решений?
- Возникали ли конфликты? Если да, то как они разрешались?
- Какие факторы оказали наибольшее влияние на эффективность Вашей организации?
- Какие теоретические идеи и концепции оказались для Вас наиболее полезными?
Продукция, не удовлетворяющая принятым правилам, не выдерживает контроля качества и не допускается на рынок.
- Из исходного набора слов требуется создать по возможности наибольшее количество предложений.
- В произведенном слове буквы могут использоваться столько раз, сколько они встре- чаются в исходном наборе слов. Например, из исходного слова «крокодил» можно произвести слово «око», но нельзя - слово «около», поскольку в исходном слове «крокодил» только две бу- квы «о».
- Буквы «е» и «ё»; «и» и «и»; «ь» и «ъ» считаются различными.
- Буквы исходного слова могут использоваться во всех словах составляемого предложе- ния (например, из слова «крокодил» можно составить предложение «идол родил кол».
- Новое слово нельзя создавать путем изменения грамматической формы слова (падежа, числа и т. д.).
- Слова различаются по написанию, а не по значению (например, «замок» и «замьк»).
- Недопустимо использование нелитературных слов (например, жаргонизмов).
- Допускается использование собственных имен.
- Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое.
- Допустимое количество слов в предложениях — не менее 3 и не более 5.
- Произведенное слово может использоваться только один раз в течение одного произ- водственного цикла.
- Предложение необязательно должно нести смысловую нагрузку (например, допустима фраза «дом вышел из берегов»).
Продукция, оформленная каждой фирмой на отдельном листе бумаги, принимается Сове- том качества на основе вышеизложенных правил производства продукции.
Продукция оценивается по следующей шкале:
+ 1 балл - за каждое слово в принятом предложении;
– 1 балл - за каждое слово в не принятом предложении.
Каждый представитель подгруппы в Совете качества должен иметь представленный на одном листе список предложений, содержащих произведенные подгруппой слова. Если группа не представила результат в течение 30 с, то он не рассматривается, и считается, что группа не произвела ни одного слова. Совет качества оценивает соответствие представленной продукции стандартам, изложенным в «Правилах производства», и определяет результат работы подгрупп
– количество произведенных слов, соответствующих стандартам. Если какое-либо слово в предложении не соответствует стандартам, все предложение вычеркивается. Кроме того, в ка- честве штрафа из результата подгруппы вычитается количество слов в забракованном предло- жении.
Подгруппа оформляет единый отчет о проделанной работе с подробным обоснованием каждого этапа выполнения. В качестве отрасли, где занята фирма, остаётся производство пред- ложений из словосочетаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.