Деловая игра ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

  • docx
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деловая игра ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

 

Цель занятия развитие у студентов способностей к самостоятельной работе по формированию модели организации, выявлению и анализу факторов, влияющих на эффективность ее деятельности, в том числе таких как:

-        организационная структура;

-        система контроля планирования и качества;

-        принятие управленческих решений в условиях ограниченного времени;

-        межличностные отношения.

Задание:

Вы – маленькая фирма, «производящая» слова и «упаковывающая» их в осмысленные предложения (на русском языке). Исследования рынка показали, что спросом пользуются пред- ложения из 3-6 слов (включая служебные слова). Таким образом, «упаковка, доставка и прода- жа» должны быть ориентированы на предложения из 3-6 слов.

Данная «отрасль» характеризуется сильной конкуренцией. Несколько новых фирм только что вышли на расширяющийся рынок. Так как сырье, технология и цены стандартны для всей отрасли, ваша конкурентоспособность зависит от двух факторов: 1) объема производства; 2) качества продукции.

Таким образом, основная задача подгруппы – создать организацию так, чтобы она работа- ла максимально эффективно в течение 10-минутных производственных циклов. Между цикла- ми у вас будет возможность реорганизации.

Перед началом каждого цикла вы получите исходный материал -слово или фразу. Ее бук- вы служат сырьем для производства новых слов, которые упаковываются в предложения. На- пример, из слова «крокодил» можно составить фразу «идол родил кол».

Перед началом производственного цикла следует внимательно изучить правила производ-


ства.


Порядок выполнения работы:

1.  Из группы студентов заранее приглашаются два Руководителя Совета качества. Они по-


лучают правила производства и знакомятся с ними.

2.   Группа студентов делится на подгруппы (4-6 человек), которые образуют небольшие фирмы по производству слов.

3.   Подготовка (20 мин) - ознакомление с задачами занятия и заданием, правилами произ- водства и оценкой результатов в Совете качества.

Совет состоит из представителей всех фирм-производителей, Руководителей Совета и преподавателя.

По окончании самостоятельного изучения производителями правил, руководители Совета качества доводят до них наиболее важные правила, обращают внимание на основные критерии оценки качества продукта.

4.  Моделирование в соответствии со следующим алгоритмом.

Шаг 1(10 мин). Участники создают организации. Вопросы для участников:

-        Каковы задачи Вашей организации?

-        Как Вы их будете достигать? Как Вы спланируете работу?

-        Какое разделение труда, власти и ответственности наиболее приемлемо при Ваших це- лях, задачах и технологии?


-        Какие члены группы лучше подходят для каких задач? Каждая подгруппа выдвигает одного представителя в Совет качества (правила оценки результатов в Совете качества приве- дены ниже).

Шаг 2 (10 мин). Первый производственный цикл. Все подгруппы получают исходный ма- териал, т.е. два набора букв для двух производственных циклов (исходный набор должен состо- ять из 15 - 25 букв). Начинается отсчет времени. За 1 мин до окончания цикла преподаватель предупреждает об оставшемся времени. По команде ведущего работа прекращается. Предста- витель группы должен в течение 30 секунд представить ведущему результаты работы для уча- стия в Совете качества.

Шаг 3(15 мин). Совет качества проверяет качество продукции и сообщает результаты. Участники анализируют организацию работы первого цикла и реорганизуют фирму для второго производственного цикла.

Шаг 4 (10 мин). Второй производственный цикл. Цикл выполняется аналогично шагу 2, но с новым исходным набором букв.

Шаг 5 (15 мин). Совет качества проверяет качество продукции и сообщает результаты. Участники анализируют организацию работы в течение обоих циклов и готовят небольшие доклады о различных аспектах организации их фирм; анализ (60 мин); представители каждой подгруппы делают доклад о результатах работы, проводится их обсуждение.

Вопросы для подготовки докладов и проведения дискуссии:

-        Какую организационную структуру (культуру, стиль руководства, методы принятия решения) имела Ваша фирма во время первого производственного цикла? Была ли она эффек- тивной? Почему Вы так считаете? (Этот же вопрос относится ко всем указанным в скобках ана- лизируемым параметрам.)

-        Как осуществлялся контроль качества?

-        Была ли произведена реорганизация? Если да, то в чем она заключалась? Как при этом изменилась структура, культура, стиль руководства, способы принятия решений?

-        Возникали ли конфликты? Если да, то как они разрешались?

-        Какие факторы оказали наибольшее влияние на эффективность Вашей организации?

-        Какие теоретические идеи и концепции оказались для Вас наиболее полезными?

Правила производства продукции:

Продукция, не удовлетворяющая принятым правилам, не выдерживает контроля качества и не допускается на рынок.

-        Из исходного набора слов требуется создать по возможности наибольшее количество предложений.

-        В произведенном слове буквы могут использоваться столько раз, сколько они встре- чаются в исходном наборе слов. Например, из исходного слова «крокодил» можно произвести слово «око», но нельзя - слово «около», поскольку в исходном слове «крокодил» только две бу- квы «о».

-        Буквы «е» и «ё»; «и» и «и»; «ь» и «ъ» считаются различными.

-        Буквы исходного слова могут использоваться во всех словах составляемого предложе- ния (например, из слова «крокодил» можно составить предложение «идол родил кол».

-        Новое слово нельзя создавать путем изменения грамматической формы слова (падежа, числа и т. д.).

-        Слова различаются по написанию, а не по значению (например, «замок» и «замьк»).

-        Недопустимо использование нелитературных слов (например, жаргонизмов).

-        Допускается использование собственных имен.

-        Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое.

-        Допустимое количество слов в предложениях не менее 3 и не более 5.

-        Произведенное слово может использоваться только один раз в течение одного произ- водственного цикла.

-        Предложение необязательно должно нести смысловую нагрузку (например, допустима фраза «дом вышел из берегов»).


Правила реализации продукции:

Продукция, оформленная каждой фирмой на отдельном листе бумаги, принимается Сове- том качества на основе вышеизложенных правил производства продукции.

Продукция оценивается по следующей шкале:

+ 1 балл - за каждое слово в принятом предложении;

– 1 балл - за каждое слово в не принятом предложении.

Оценка результатов в Совете качества:

Каждый представитель подгруппы в Совете качества должен иметь представленный на одном листе список предложений, содержащих произведенные подгруппой слова. Если группа не представила результат в течение 30 с, то он не рассматривается, и считается, что группа не произвела ни одного слова. Совет качества оценивает соответствие представленной продукции стандартам, изложенным в «Правилах производства», и определяет результат работы подгрупп

количество произведенных слов, соответствующих стандартам. Если какое-либо слово в предложении не соответствует стандартам, все предложение вычеркивается. Кроме того, в ка- честве штрафа из результата подгруппы вычитается количество слов в забракованном предло- жении.

Требования к оформлению отчета:

Подгруппа оформляет единый отчет о проделанной работе с подробным обоснованием каждого этапа выполнения. В качестве отрасли, где занята фирма, остаётся производство пред- ложений из словосочетаний.