Деловая игра ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

  • docx
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деловая игра .docx

 


Цель игры – научиться распределять функции руководителя (менеджера) в соответствии с циклом менеджмента (на конкретном примере).

Общие методические указания

Самая важная из управленческих функций – принятие управ- ленческих решений. Ответственность за принятые решения лежит на руководителе организации или коллегиальном органе, который принимает решения.

Как правило, принятию управленческого решения предшест- вует тщательная его подготовка, которая включает и анализ управ-

ленческой ситуации, и прогнозирование тенденций ее развития, и многое другое. Одно из на- ших занятий будет специально посвящено основным этапам подготовки управленческого ре- шения.

После того как решение принято, должен быть разработан детальный план его реализации, включающий количество необходимых ресурсов, срок реализации, исполнителей, которым по- ручена реализация различных этапов принятого управленческого решения.

Следующей функцией управления является планирование. Мы знаем такие разновидности планирования, как стратегическое, тактическое и оперативное, в зависимости от тех задач, ко- торые ставятся при разработке планов.

При переходе к рыночной экономике в России конца XX в. многие предприятия отказа- лись от этой важной управленческой функции, что нередко было одной из причин их неэффек- тивной деятельности.


Основные функции управления реализуются посредством управленческих коммуникаций, по которым передается управленческая информация.

В процессе принятия и реализации управленческих решений от более высокого звена к более низкому в управленческой иерархии передаются приказы, распоряжения, инструкции, планы, запрашивается информация о состоянии дел на местах.

В обратном направлении передается информация о состоянии дел, о выполнении прика- зов, распоряжений, планов, запрашиваются управленческие решения при возникновении про- блем, решение которых не входит в компетенцию более низкого управленческого звена. К бо- лее высокому управленческому звену могут поступать предложения по решению возникших проблем, по корректировке плановых заданий и т.д.

От качества управленческих коммуникаций во многом зависит успешная реализация управленческих решений.

Технологическая последовательность процесса управления, в которой реализуются основ- ные функции управления, образует основной управленческий цикл (рис. 1).

Рисунок 1 Основной управленческий цикл.

Управленческая ситуация № 1

Руководство крупного завода по производству инструментов для машиностроения поста- вило задачу более широкого проникновения на внешние рынки сбыта. Для этого необходимо было значительно повысить качество производимой продукции.

В то же время закупить новые технологические линии или провести широкомасштабную замену оборудования не представлялось возможным из-за большой дебиторской задолженности (несвоевременной оплаты закупленной продукции предприятиями-потребителями).

Проблема 1. Какую стратегию более широкого проникновения на рынки сбыта целесооб- разно использовать заводу? Что можно в сложившейся ситуации порекомендовать руково- дству завода для решения задачи повышения качества продукции? Какую роль может сыграть дополнительная мотивация работников?

Развитие управленческой ситуации 1. В качестве стратегии более широкого проник- новения продукции, выпускаемой заводом, на рынки сбыта целесообразно использовать страте- гию увеличения производства инструментов, пользующихся устойчивым спросом у потребите- лей. Это позволит, с одной стороны, снизить трудоемкость производства и повысить качество выпускаемой продукции, а с другой снизить ее себестоимость.

Заводу удалось решить поставленную задачу по значительному повышению качества вы- пускаемых инструментов за счет создания в цехах кружков качества, в которые вошли наиболее опытные рабочие и мастера. Перед ними была поставлена задача поиска путей повышения ка- чества на всех стадиях изготовления инструментов. При этом гарантировалась реализация по- ступивших предложений при условии прохождения ими экспертизы.

В случае положительного результата от внедренного предложения была установлена пре- мия, соизмеримая со средней заработной платой.


На рис. 2. представлены основные функции управления и основные принципы их реализа- ции в процессе управления организацией.

Система управления эффективно функционирует только тогда, когда она обеспечивает выполнение каждой из основных управленческих функций.

Отсутствие какого-либо звена в процессе функционирования системы управления любой организацией делает систему управления неэффективной.

Задача любого руководителя при формировании или реорганизации системы управления – добиться, чтобы каждая из основных управленческих функций была во вновь формируемой или реорганизуемой системе управления реализована.

Управленческая ситуация № 2

При организации контроля исполнения плановых заданий на деревообрабатывающей фаб- рике была использована система коммуникаций, при которой вся информация о ходе выполне- ния плана, возникающих проблемах и трудностях поступала к мастерам основных производст- венных участков, от них – к начальникам цехов, от начальников цехов – в администрацию фаб- рики.

Рисунок 2 Основные функции управления и принципы их реализации

По существовавшей на фабрике традиции, мастер анализировал текущие результаты вы- полнения плана и передавал вышестоящей инстанции сделанные им выводы. По такому же принципу с поступившей к нему информацией работал начальник цеха.

Роль руководства фабрики при осуществлении контроля сводилась к ознакомлению с ин- формацией, поступившей от начальников цехов.

Проблема 2. Проанализируйте ситуацию с организацией контроля выполнения плановых заданий, сложившуюся на деревообрабатывающей фабрике. Оцените качество коммуникаций. Что вы бы порекомендовали директору фабрики?

Развитие управленческой ситуации 2. При сложившейся на фабрике организации контроля руководство фабрики не гарантировано от получения недостоверной информации от начальников цехов, а начальники цехов – от получения недостоверной информации от масте- ров. Это позволяет охарактеризовать систему коммуникаций на фабрике как недостаточно эф- фективную.


В результате использования такой системы коммуникаций нарушенным оказался принцип независимости контроля. Функции производства продукции и контроля за исполнением осуще- ствлялись одним должностным лицом, что повлекло за собой получение вышестоящим управ- ленческим звеном не всегда объективной и своевременной информации о ходе выполнения плана.

Естественно, что в такой ситуации и поступление распоряжений вышестоящего управлен- ческого звена нижестоящему запаздывает и не всегда соответствует сложившемуся положению. Директору фабрики можно порекомендовать реорганизовать системы контроля и комму-

никаций, по которым поступает информация о ходе выполнения плановых заданий.

Руководство фабрики наряду с заключениями начальников цехов и мастеров должно рас- полагать первичной (непосредственной) информацией о ходе выполнения плановых заданий.

Принятие управленческого решения – первая в ряду основных функций управления. Основной функциональной цепочке планированию организации, мотивации, контролю

предшествует стратегическое, тактическое или оперативное управленческое решение.

Принятие стратегического решения о переходе на производство нового вида продукции приводит в движение всю основную функциональную цепочку.

Принятие стратегического решения о новой оборонительной Доктрине страны, новой со- циальной политике или политике экономических преобразований также «включает» всю ос- новную функциональную цепочку, без которой реализация принятого управленческого реше- ния невозможна.

Если на предприятии принято тактическое решение об увеличении объема производства продукции, которая, как предполагается, в ближайшем будущем будет пользоваться повышен- ным спросом, и позволит получить дополнительную прибыль, то это влечет за собой необходи- мость разработки дополнительного плана, требует дополнительной организационной работы, мотивации, контроля.

Оперативное управленческое решение серьезной проблемы, возникшей в той или иной области деятельности предприятия, также может потребовать включения всей основной функ- циональной цепочки, начиная с внесения коррективов в утвержденные планы (производствен- ный, финансовый и т. д.).

Однако и тактическое, и оперативное решение должно соответствовать стратегии развития предприятия.

Выработка и корректировка стратегии с последующим принятием управленческого реше- ния соответствующего уровня – стратегического, тактического, оперативного – вместе с основ- ной функциональной цепочкой образуют основной управленческий цикл, представленный на рис. 1.