Деловые игры на уроках обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деловые игры на уроках обществознания Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможности расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе. Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
Иконка файла материала Деловые игры на уроках обществознания.doc
Деловые игры на уроках обществознания Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В  Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в  школе дети должны получать возможности  расширять свои способности, подготовиться к жизни в  высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования  становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в  современном обществе.  Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только  знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни,  расширяют способности и приобретают жизненные навыки.  Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры.  Деловые игры ­ это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в  современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны  с умением  сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.  С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:  1. Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных  областях.  2. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.  3. Формирование навыков групповой деятельности  4. Повышение коммуникативной культуры.  5. Овладение основными видами публичных выступлений.  Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:  1. Формирование групп.  2. Моделирование реальной ситуации.  3. Работа в группах.  4. Подготовка к публичному выступлению.  5. Выступления групп.  6. Подведение итогов.  Обычно задание сформировать группы учащиеся получают заранее. При этом оговаривается примерное  количество членов группы. Группы формируются двумя способами:    по желанию  назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в  случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)  Каждая группа получает текст с заданием, и оговаривается время для подготовки и выступлений.  По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Первоначально я использовала следующую  систему: по итогам работы оценка ставилась группе, а каждый ученик группы получал аналогичную  оценку в журнал. В такой ситуации неприлежные ученики старались попасть в группу с сильными  учениками и могли получить незаслуженную оценку.  Система оценки, которую я использую, теперь заключается в следующем: за работу группа получает  определённое количество баллов. А затем учащиеся сами распределяют баллы между собой  соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в  деятельности группы. Некоторые ученики  при такой системе могут получить больше баллов чем 5 или  меньше 3х. В такой ситуации учащимся даётся дополнительное  домашнее задание, с помощью которого  они могут набрать ещё баллы и повысить оценки.  По окончанию игры можно предложить учащимся анкету, которая поможет учителю проанализировать    полученный результат.  На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10м классе­ игра «Формируем  политическую партию», в 11м классе – «Я ­ предприниматель», «Глобальные проблемы современности»  Деловая игра «Формируем политическую партию» Цели:  Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»    Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности   Формирование активной жизненной позицииЗадания группам:  1. Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)  2. Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)  3. Интересы каких социальных групп представляет партия  4. Цели и задачи партии  5. Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)  6. Каковы политические методы вашей партии (почему такие)  Цели:  Деловая игра «Я ­ предприниматель» 1. Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.  2. Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской  деятельности.  3. Выработка умений применять свои знания на практике.  4. Формирование умений работы в группе.  Задание №1  1. Придумайте название фирмы.  2. Какой товар она должна производить?  3. Нарисуйте рекламу вашего товара.  4. Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.  Задание №2  1. Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?  2. Последовательно опишите ваши действия.  Задание №3  1. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.  2. Опишите его.  Цели:  Деловая игра «Глобальные проблемы современности» 1. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности,  взаимосвязь  2. Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение  3. Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость  совместных усилий для и решения  Задание:  1. Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:  первая группа ­ «человек­общество», вторая группа ­ «человек­природа»,  третья группа ­ «общество­общество».  2. Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.  3. Вечный вопрос ­ «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.  4. Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.  5. Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.  Домашнее задание:  1. Оформить плакат (по пункту 5)  2. Создать пресс­листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные  статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем,  наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).