Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
для проведения стартовой диагностики по биологии в 11 классе
Спецификация
1. Назначение КИМ для стартовой диагностики по биологии – оценить уровень индивидуальных достижений обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций по биологии при освоении образовательных программ основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732, от 19.03.2024 г. № 171).
3. Характеристика структуры КИМ
Работа состоит из одной части и включает в себя 16 заданий с кратким ответом разного уровня сложности.
4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий 1–3 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов.
За полное верное выполнение каждого из заданий 4, 7, 10, 12, 16 выставляется 2 балла. 1 балл выставляется за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) или неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры). Во всех остальных случаях выставляется 0 баллов.
За выполнение каждого из заданий 5, 8, 11, 13, 15 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена 1 ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 6, 9, 14 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена 1 ошибка (переставлены местами любые 2 цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 29.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–10 |
11–18 |
19–25 |
26–29 |
Инструкция по выполнению работы
В контрольную работу по биологии включены 16 заданий различного уровня сложности, на выполнение которых отводится 40 минут.
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В случае записи ошибочного ответа зачеркните неверный ответ, рядом в той же строке запишите правильный ответ.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Стартовая диагностика по биологии
11 класс
Демонстрационный вариант
1. Рассмотрите предложенную схему классификации направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
2. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень |
Пример |
Репликация ДНК |
|
Популяционно-видовой |
Озерная лягушка мечет икру |
3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Каково значение фотосинтеза в природе?
1) обеспечивает организмы органическими веществами
2) обогащает почву минеральными веществами
3) способствует накоплению кислорода в атмосфере
4) обогащает атмосферу парами воды
5) обеспечивает большинство живых организмов на Земле энергией
6) обогащает атмосферу молекулярным азотом
5. Установите соответствие между признаком и типом червей, представители которого обладают данным признаком.
ПРИЗНАК |
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЦАРСТВА |
|
А) промежуточного хозяина нет Б) личинка развивается в малом прудовике В) пищеварительная система сквозная Г) пищеварительная система замкнутая Д) заражение происходит цистами Е) личинка развивается в лёгких человека |
1) Плоские черви (печёночный сосальщик) 2) Круглые черви (аскарида) |
|
Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
6. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Катраны
2) Обыкновенный катран
3) Катранообразные
4) Животные
5) Хордовые
6) Хрящевые рыбы
7. Укажите отделы зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) палочки и колбочки
4) зрительный нерв
5) роговица
6) зрительная зона коры мозга
8. Установите соответствие между типом кровеносных сосудов человека и видом содержащейся в них крови.
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
ВИД КРОВИ |
A) лёгочные артерии Б) вены малого круга кровообращения B) аорта и артерии большого круга кровообращения Г) верхняя и нижняя полые вены |
1) артериальная 2) венозная |
Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
9. Установите правильную последовательность прохождения сигнала по трёхнейронной нервной цепи.
1) вставочный нейрон
2) рецептор
3) чувствительный нейрон
4) мышца
5) двигательный нейрон
10. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля
2) превращение части листочков листа гороха в усики
3) появление многоклеточности у водорослей
4) появление цветков у покрытосеменных
5) развитие механической ткани у подорожника
6) образование хлорофилла
11. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ |
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
А) сосна и береза Б) холерный вибрион и животное В) бактериофаг и бактерия Г) особи популяции лесных мышей Д) окуни и щуки |
1) паразит – хозяин 2) конкуренция |
Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
12. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
13. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ |
А) возвращают свободный азот в атмосферу Б) образуют первичную продукцию В) образуют органические вещества в результате хемосинтеза Г) составляют второй трофический уровень Д) минерализуют органические остатки |
1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
14. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных.
1) Членистоногие
2) Кольчатые черви
3) Бесчерепные
4) Плоские черви
5) Кишечнополостные
15. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции |
Путь эволюции |
Пример |
А |
идиоадаптация |
приспособление у цветковых |
биологический прогресс |
Б |
редукция органов чувств |
биологический прогресс |
ароморфоз |
В |
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
4) конвергенция
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
16. Проанализируйте график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности тренировки.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) В первые 10 минут тренировка неэффективна.
2) В организме весь гликоген полностью расщепляется за 40 минут тренировки.
3) В первые минуты тренировки концентрация глюкозы в крови резко возрастает.
4) Через 40 минут тренировки использование организмом гликогена прекращается.
5) В первые минуты тренировки доля использования гликогена как источника энергии максимальна.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.