Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
для проведения стартовой диагностики по химии в 9 классе
Спецификация
1. Назначение КИМ для стартовой диагностики по химии – оценить уровень индивидуальных достижений обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций при освоении образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяет Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
3. Характеристика структуры КИМ
Работа состоит из одной части и включает в себя 12 заданий с кратким ответом, в их числе 10 заданий базового уровня сложности (в варианте они присутствуют под номерами: 1–3, 5–8, 10–12) и 2 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 4, 9).
4. Обобщенный план варианта КИМ
№ задания |
Проверяемые требования |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
1 |
Атом и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества |
Б |
1 |
2 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента |
Б |
1 |
3 |
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И.Менделеева |
Б |
1 |
4 |
Валентность. Степень окисления химических элементов |
П |
2 |
5 |
Строение вещества. Химическая связь |
Б |
1 |
6 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И.Менделеева |
Б |
1 |
7 |
Классификация и номенклатура неорганических веществ |
Б |
1 |
8 |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов |
Б |
1 |
9 |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ |
П |
2 |
10 |
Классификация химических реакций по различным признакам |
Б |
1 |
11 |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций |
Б |
1 |
12 |
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе |
Б |
1 |
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
За правильный ответ на каждое из заданий базового уровня сложности ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если обучающийся дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.
Задания повышенного уровня сложности (№ 4 и 9) считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на каждое из заданий 4 и 9 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–5 |
6–9 |
10–12 |
13–14 |
6. Дополнительные материалы и оборудование
К каждому варианту работы прилагаются следующие материалы:
− периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Инструкция по выполнению работы
В контрольную работу по химии включены 12 заданий различного уровня сложности, на выполнение которых отводится 40 минут.
Ответами к заданиям являются последовательность цифр или число. Ответы запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В случае записи ошибочного ответа зачеркните неверный ответ, рядом в той же строке запишите правильный ответ.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
При выполнении работы используйте следующие материалы:
− периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов.
Для вычислений разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаю успеха!
Демонстрационный вариант
1. Выберите два высказывания, в которых говорится о таллии как о химическом элементе:
1) Нуклид таллий-210 используется в медицине для кардиологических исследований
2) Таллий – мягкий, чрезвычайно токсичный металл серебристо-белого цвета
3) На воздухе таллий быстро тускнеет, покрываясь чёрной плёнкой своего оксида
4) Таллий входит в состав средств для борьбы с грызунами в труднодоступных местах
5) Таллий имеет три аллотропные модификации
2. Запишите в поле ответа число электронных оболочек и количество валентных электронов фосфора.
3. Расположите химические элементы –
1) иод 2) бром 3) хлор
в порядке уменьшения их окислительной способности.
4. Установите соответствие между формулой соединения и степенью окисления фосфора в этом соединении.
ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ |
|
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ФОСФОРА |
А) Б) В) |
|
1) –3 2) +1 3) +3 4) +5 |
5. Из предложенного перечня выберите два вещества, для которых характерна ковалентная полярная связь:
1) серная кислота
2) пластическая сера
3) хлор
4) аммиак
5) сульфид рубидия
6. Какие два утверждения верны для характеристики как хлора, так и брома?
1) В ядре атома химического элемента содержится 17 протонов
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях
3) Химический элемент является неметаллом
4) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул
5) Соответствующее простое вещество при н. у. является жидкостью
7. Амфотерным оксидом и солью являются соответственно
1) и
2) и
3) и
4) и
8. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, каждое из которых реагирует с разбавленной серной кислотой:
1) и
2) и
3) и
4) и
5) и
9. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) Б) В) |
|
1) 2) 3) 4) |
10. В какой записи химического процесса коэффициенты расставлены неверно?
1)
2)
3)
4)
11. Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в лаборатории и в быту выберите одно или несколько верных.
1) Хлор можно получать только в вытяжном шкафу.
2) При приготовлении раствора кислоты концентрированную серную кислоту приливают к воде.
3) При нагревании раствора пробирку с жидкостью держат строго вертикально.
4) Работу с едкими веществами следует проводить в резиновых перчатках.
12. Нитрат железа (III) Fe(NO3)3 – химическое соединение, которое используется в качестве катализатора в органическом синтезе.
Вычислите в процентах массовую долю железа в нитратe железа(III). Запишите число с точностью до целых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.