Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».
Оценка 4.9

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
06.09.2019
Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».
Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Как же привить детям интерес к предмету? В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям.
мастер-класс по химии.doc
Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении Мастер­класс  задач типа «одно из веществ дано в избытке». Введение Древние   римляне   считали,   что   корень   учения   горек,   но   когда   учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.  Как же привить детям интерес к предмету? В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. На   мой   взгляд,   технология   проблемного   обучения   позволяет   эффективно активизировать   учебно­познавательную   деятельность   учащихся,   овладеть опытом творческой деятельности, так как использует потребность ребенка открывать новое .  Для того, чтобы ученики могли решать целостную задачу, их необходимо научить самостоятельно выполнять каждый из ее этапов, а помогает в этом использование эвристического метода. Обязанность учителя состоит   в   том,   чтобы   постоянно   укреплять   и   развивать   умственные способности   ученика   такими   упражнениями,   которые   соответствовали   бы размерам его сил и становились  более сложными. Такие упражнения дают значительно больше, чем хорошие способности. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает   создание   учителем   проблемных   ситуаций   и   активную деятельность ученика по их решению. Условиями успешности проблемного обучения являются: ­ проблематизация учебного материала ­ активность ученика (знания усваиваются с аппетитом) ­ жизненные параллели ­ актуальность. 1 Технологическая схема проблемного занятия: ­   учитель   создает   проблемную   ситуацию   (важно   подчеркнуть   ее релевантность) ­ направляет учащихся на ее решение ­ организует поиск решения. Целью   моего   мастер­класса   является   демонстрация   эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».  Для того чтобы задачи формировали обобщенные приемы умственной   деятельности,   необходима   специфическая   методика   обучения решению задач. Над этой проблемой я непрерывно работаю: обучаю учащихся составлять   алгоритмы   решения   задач   в   общем   виде,   искать   различные варианты решения, определять оптимальный способ.  Задачи   моего   мастер­класса   вытекают   из   цели,   поставленной   выше.   Они располагаются   в   следующих   целевых   группах:   образовательной (непосредственно   познакомить   коллег   с   данной   технологией   обучения), методической   (показать   примерное   занятие),   развивающей   (расширить методическую и знаниевую базу учителя). Ожидаемым   результатом  моего   мастер­класса   должно   стать   осознание педагогической   аудиторией   эффективности   технологии   проблемного обучения. Этапы занятия.  1. мотивация. Создание проблемной ситуации. 2. проблемный химический эксперимент. 3. выбор   задачи   и   нахождения   оптимального   ее   решения   (работа   в группах). 4. обмен информацией. Представления результатов своей работы. 2 5. обработка информации и выбор из предложенных оптимального пути решения. 6. подведение итогов. Составление алгоритма решения в общем виде. 7. рефлексия. Основная часть Тема:  использование   технологии   проблемного   обучения   как   средство повышения   познавательной   активности   учащихся   на   примере   решения задач. Цель:  представление   наиболее   результативных   элементов   собственной системы   работы,   методических   приемов,   педагогических   действий, обеспечивающих эффективное решение учебно­воспитательных задач. Применяемые формы обучения: работа в группах. Средства   обучения  –   это   инструменты   познавательной   деятельности учащихся   и   управляющей   деятельности   учителя.  Динамичность   урока обеспечивается   за   счет   использования   мультимедийной   презентации, проблемного   эксперимента,   раздаточной   опорной   схемы,   листа   с условиями задач.  Методы: проблемный, эвристический. 1. Первый этап. Вводная часть: 3 минуты. Ход занятия 2. Второй   этап.  Организация   проблемной   ситуации   на   основе накопительного   жизненного   опыта.   Любите   ли   вы   готовить?   С   чего начинается путешествие в мир кулинарии? С кулинарной книги! В ней собрано   большое   количество   рецептов.   Чтобы   блюдо   получилось вкусным, важно соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления   теста   для   блинов:   1л   молока   и   500г   муки.   А   в холодильнике 0,5 литра молока. Получится ли в данном случае тесто 3 для блинов и сколько граммов муки необходимо? Вывод: расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов. Перейдем   на   химическую   «кухню».   Предлагаю   провести   реакцию взаимодействия мела с соляной кислотой. Что наблюдаем? Выделение газа,   а   на   дне   пробирки   белый   осадок.   Составим   ионное   уравнение, согласно   которому   действительно   наблюдаем   выделение   газа,   а   мел полностью   растворяется,   не   образуя   осадка.   Откуда   в   наблюдаемом эксперименте осадок?  Вывод:   карбонат   кальция   был   взят   в   избытке,   и   поэтому   не   весь прореагировал с соляной кислотой.  Как количественно определить, какое из веществ дано в избытке? 3. Третий   этап.  15   минут.   Участникам   группы   предложено   несколько задач.   Они     выбирают   одну   из   задач   и   предлагают   свой   вариант нахождения «избытка­недостатка». Затем демонстрируют свой вариант решения. Мастер вместе с участниками выбирает самый эффективный либо предлагает свой способ решения.  4 5 4.Четвертый этап. Оформление алгоритма решения задачи данного типа в общем виде (мастер и участники). 5. Пятый этап. Общие выводы. 6. Шестой этап. Рефлексия совместной деятельности (участники мастер­ класса   высказывают   свое   мнение   о   проделанной   совместной   работе, предлагают свои варианты домашних заданий). Самоанализ мастер­класса При   проектировании   данного   занятия   мною   была   сформулирована следующая  цель:  представление   наиболее   результативных   элементов собственной   системы   работы,  методических   приемов,  применяемых   при решении задач по теме «Одно из веществ дано в избытке», поэтому выбор форм,   методов,   средств   обучения   был   направлен   в   первую   очередь   на достижение этой цели. Динамичность   занятия   обеспечивается   за   счёт   следующих  средств: мультимедийной   презентации,   листа   с   условиями   задач,   проектора проблемного эксперимента.  Большую   роль   в   успешности   процесса   обучения   решению   задач   играет стимул   (мотивация   учащихся).   Я   продемонстрировала   один   из   приемов организации   проблемной   ситуации,   связь   с   жизненными   практическими действиями, понятными всем учащимся.  Переход на химическую «кухню» ­ осуществление лабораторного опыта взаимодействия   карбоната   кальция   и   соляной   кислоты   –   позволил повторить   реакции   ионного   обмена   и   визуально   определить   вещество, находящееся в избытке, а также зафиксировать тот факт, что избыток не принимает участия в реакции. Я   предложила   Вам   количественно   определить   «избыток­недостаток»   в конкретно   выбранной   Вами   задаче,   найти   свой   путь   решения.   Работа проходила в группах. Слабое место на данном этапе заключается в том, 6 что работают сильные ребята, а менее подготовленные выполняют роль пассивных   слушателей,   тем   не   менее,   приобретая   при   этом   навыки логического анализа.   Задача менее активных учеников сводится к тому, чтобы научиться решать задачи по алгоритму. Участники предложили свои варианты  решения.  Составление алгоритма решения задач в общем виде. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что даже у успешных в учебе учащихся переменные величины вызывают затруднения (например, в решении задач на «смеси», где необходимо вводить две и более переменные величины). Именно   поэтому   я   считаю,   что   учащихся   необходимо   учить   видеть решение задачи целиком, в общем виде.  Понятно,   что   не   каждый   ученик   способен   решить   задачу   продвинутого уровня, а значит, он должен иметь право выбора. Вам был предоставлен такой выбор. Учитель в процессе работы помогает своим ученикам найти правильный   путь   решения.  Это   традиционная   схема   эвристического поиска, она наиболее уместна в этом случае, так как  объяснительно­ иллюстративный   метод   значительно   снизил   бы   познавательную активность учащихся.  Оптимальная   форма   работы   в   это   случае   –   групповая.   При   обучении решению нового типа задач уместнее создавать разноуровневые группы, где есть   лидер,   а   при   изучении   теоретического   материала   лучше,   чтобы участники  в  группе  были одного  уровня подготовленности, где каждый сможет проявить себя.    В заключении хочу сказать:  «Учитель напоминает человека, идущего против   течения:   стоит   остановиться,   и   течение   снесет   его   далеко назад.   Остановка   в   совершенствовании   педагогического   мастерства приводит к его утрате».  7

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».

Демонстрация эффективности технологии проблемного обучения в решении задач типа «одно из веществ дано в избытке».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019