День 7. Процесс оценивания на уроках физики

  • pptx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7_Физ_ПрТ_Д 7_рус.pptx

День 7. Процесс оценивания на уроках физики




Процесс оценивания на уроках физики

Применение критериального оценивания при обучении предмету «Физика».
Определение степени достижения ожидаемых результатов курсового обучения: критериальное оценивание.

Планирование и организация формативного оценивания.

Подготовка заданий по формативному и суммативному оцениванию.
Определение степени достижения ожидаемых результатов курсового обучения: понимание обновленной образовательной программы.

Физический диктант

Письменная работа, организованная в виде физического диктанта, является одним из удобных инструментов оценивания учебных достижений учащихся.
Здесь учитель читает готовые вопросы и дает время учащимся для написания ответов. Необходимо тщательно выбирать вопросы диктанта в рамках одной темы, чтобы не потерять много времени для обдумывания ответов и для того, чтобы количество времени, необходимое для всех учащихся, было равным. Задание может быть и в виде повествовательного предложения для заполнения пропущенных в нем слов. Физический диктант, в качестве способа организации процесса обучения, удобен для применения на уроках физики и дает возможности для осуществления формативного оценивания.

Обратная связь
– процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
– единственное средство для формирования понятия о ходе процесса обучения, позволяет определить уровень достижения цели и задач обучения, осведомляет учителя о достижениях и трудностях учащегося.
Организация эффективной обратной связи является основой успешного обучения.

Признаки эффективной обратной связи:


Определенная, свовременная подача;
Системная подача;
Открытость.

Очень важно!

Независимо от формы обратной связи, учителю:
следует обязательно отметить положительные стороны работ учащихся;
в случае наличия ошибок, следует дать точные инструкции для улучшения работы (результата) и исправления ошибок.

С помощью обратной связи:
- учащийся получает сведения для осознания своих недостатков в обучении и точные инструкции для продвижения вперед;
учитель получает сведения, помогающие осознать недостатки в обучении и внести изменения в свою деятельность (новые методы, техники обучения, эффективное использование времени на уроке и т.д.)
Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.

Эффективная обратная связь

Влияние взаимодействия учитель-учащийся является обязательным условием;
ƒпозволяет учителю оценивать деятельность обучения в целях исправления недочетов в своей работе и выгодности применяющихся методов;
не только позволяет учащимся оценивать свою работу, но и влияет на удовлетворение от своих достижений, повышает их интерес и мотивацию к учебе;
ƒсоздает условия для оптимизации процесса обучения и достижения успеха. ƒ

Обратная связь на уроках осуществляется в следующих направлениях: учитель – учащиеся, учащийся - учащиеся; учитель - учащийся; учащийся – учащийся.

Обратная связь осуществляется как в устной, так и в письменной форме.

Письменная обратная связь включает:

Уровень достижения цели учащимися;
Сферу, которую необходимо усовершенствовать учащимся;
Способы усовершенствования учения;
Способы размышления для самостоятельного ответа;
Давать рекомендации по итогам проверки письменных работ (домашних работ, самостоятельной работы, контрольных работ, сочинения, диктанта, портфолио и т.д.)

Эффективная письменная обратная связь

Направлена к целям обучения
Подверждает правильность направления учащихся
Мотивирует учащихся к улучшению работ посредством исправления ошибок
Стимулирует учащихся сделать следующий шаг
Дает возможность учащимся самостоятельно думать
Сообщает о продвижениях вперед после нескольких шагов
Предотвращает сравнение с другими учащимися
Дает возможность учащимся отвечать

Рекомендации
для записи обратной связи

Устная обратная связь – предоставления комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за его деятельностью, выполнением работы;
Устная обратная связь может быть полной и краткой. Краткие комментарии включают только оценку учителя «хорошо», «правильно», «неправильно» и не предоставляет учащемуся совета, рекомендации, направления выполнения работы.
Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.

а) отметить то, что было выполнено правильно и давать рекомендацию о том, как выполнить правильно;
б) в случае «неправильного выполнения», давать инструкции о том, как исправить и улучшить работу (ответ);

При правильных ответах

«Спасибо, правильный ответ»
«Очень хорошо»
«Спасибо, все правильно»
«Спасибо, молодец, ты правильно ответил на вопрос»

Обратная связь при формативном оценивании

Эффективная обратная связь отвечает на три вопроса ученика:

на каком этапе находится мое учение?
как я достигну высоких результатов?
что я должен сделать для пополнения своих
знаний?

Порекомендуйте обратную связь, используя предлагаемые ниже способы

Укажите свое настроение

Дерево успеха

«Пять пальцев» Положите руку на лист бумаги и проведите линию вокруг пальцев. У каждого пальца есть свое значение, выразите свои мысли по ним:

Большой палец – Для меня было важным и интересным......
Указательный палец – сегодня я понял ..........
Средний палец – для меня было сложным .......
Безымянный палец – моя оценка ....... Потому что...
Мизинец – я хочу узнать ......

«Дерево оценки» Учащиеся подводят итог, наклеивая бумажки в виде яблока, цветка и листьев на яблону, висящую на стене, здесь:

Яблоко – я узнал много нового и важного из сегодняшнего урока.
Цветок – сегодня я понял много полезного для себя.
Листья – есть вопросы, которые я не понял сегодня на уроке, мне нужно их изучить.

«Две звезды, одно желание» (2 stars and a wish) звезда – понравившийся предмет (о работе); желание – рекомендации о моментах, требующих улучшения.

«Метод сэндвича» (Feedback Sandwich) (2 stars and a wish) 1-часть – позитивное мнение, что понравилось; 2-часть – конструктивное мнение, что нужно улучшить; 3-часть – рекомендация на будущее: мне понравилось, но в следующий раз ...


Мини-тест

Можно будет выбрать один правильный вариант из нескольких, выбрать из двух вариантов правильный/неправильный или же написать краткий ответ.


1. Какая сила влияет на вращение Земли и других планет вокруг Солнца?

А. Сила инерции.
В. Центростремительная сила.
С. Сила тяготения.


2. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах?

А. Сила давления воды на дно морей и океанов.
В. Сила тяготения.
С. Сила атмосферного давления.


3. Какое действие можно произвести для увеличения силы тяготения между двумя телами?

А. Увеличить расстояние между двумя телами.
В. Уменьшить расстояние между двумя телами.


Ответы теста:

1-С
2-В
3-В

Организация и планирование формативного оценивания

Для повышения эффективности процесса формативного оценивания учителя можно использовать задания из сборника. Кроме того, учителям предоставляется возможность для самостоятельной подготовки средств по формативному оцениванию.
Для этого во время планирования учителю предлагается по предмету:
ознакомиться с учебной программой и учебным планом, проанализировать цели обучения;
 составить критерии оценивания в соответствии с учебной программой и на основе целей обучения;
при подготовке заданий для обеспечения дифференцированного подхода разделить критерии оценивания (приложение 2) по уровням мыслительных навыков;
предлагается составить дескрипторы, характеризующие каждое задание и этапы их выполнения.
Учитель подбирает или составляет задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся и в соответствии с контекстом обучения. Для каждого задания определяются дескрипторы. При оценке инструкции учителя, Чтобы решение учителя во время оценивания было прозрачным, дескрипторы должны быть четкими и точными. Кроме этого, дескрипторы позволяют выяснить, с какими трудностями сталкиваются учащиеся на различных этапах выполнения заданий. Это очень важно для предоставления учащимся и их родителям конструктивной обратной связи.

Распределение критериев оценивания согласно таксономии Б. Блума
Для определения степени достижения целей обучения составляются критерии оценивания, которые распределяются по уровням мыслительных навыков согласно таксономии учебных целей Б. Блума.
Таксономия Блума – классификация педагогических целей обучения в когнитивной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом и предполагающая шесть уровней мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Умение точно оценивать определённые навыки является важным аспектом критериального оценивания. Уровни мыслительных навыков представлены в разрезе трёх групп:
• знание и понимание;
• применение;
• навыки высокого порядка (анализ, синтез, оценка).

Разминка
 
 
Если массу одного шара из двух больших заменить другим шаром, который в два раза меньше, то как изменится сила притяжения между ними?

Каково сопротивление медного проводника, длина которого 1 км, площадь поперечного сечения 10 кв. мм?

При составлении заданий для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему учитель может использовать образцы, предложенные в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Кроме этого, учителю предлагается самостоятельно разработать инструменты оценивания согласно следующему алгоритму:
изучить учебную программу и цели обучения за раздел/сквозную тему;
определить те критерии оценивания в соответствии с целями обучения, которые будут проверяться в суммативном оценивании, и соотнести их с уровнями мыслительных навыков;
составить одно или несколько заданий, охватывающих содержание целей обучения, проверяемые критерии и соответствующий уровень мыслительных навыков;
составить дескрипторы к каждому заданию;
составить рубрики (описание уровней в соответствии с критериями оценивания) к суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему для предоставления результатов суммативного оценивания обучающимся и их родителям.
Таким образом, при планировании суммативного оценивания за раздел или сквозную тему учитель определяет критерии оценивания, отражающие ключевые цели обучения, и соотносит их с соответствующим уровнем мыслительных навыков. 

Групповая работа.
Метод «Воздушный шар»
Анализ применения на практике системы критериального оценивания
Малым группам выдается флипчарт с изображением воздушного шара; они обдумывают следующие вопросы и работают с рисунком:

Метод «Воздушный шар»

Что/кто должно/должен быть на воздушном шаре? Что должно быть в наличии, чтобы проект оказался успешным? Что замедляет его? Что помогает ему двигаться на большей скорости? Что может сбить шар с намеченного курса?

Метод «Воздушный шар»
Кто должен быть на воздушном шаре? Слушатели записывают имена главных действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для того, чтобы шар взлетел и был управляем.
Что должно быть в наличии, чтобы проект оказался успешным? На картинке с изображением шара  слушатели отмечают все, на их взгляд, необходимые элементы для успешности проекта.
Что замедляет его? Рядом с якорем слушатели записывают факторы, препятствующие успешному старту проекта.
Что помогает ему двигаться на большей скорости? Слушатели  отмечают факторы, не имеющие непосредственного отношения к воздушному шару, но способствующие успешности реализации проекта: работоспособность, мотивация, креативность и др.
Что можеть сбить шар с намеченного курса?  С обеих сторон шара слушатели отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.

После завершения задания слушатели ознакомливаются с результати всех групп, и посредством оценивания работы, изготавливают общую модель анализа по применению критериального оценивания на уроках физики.