Томское областное
государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат № 15 I, II вида»
634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19
) Телефоны (факс): (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.
: Электронный адрес: sch15@mail2000.ru
Директор Маланина Алла Владимировна, телефон 43-54-53.
|
|
Автор: |
Моисеева Раиса Ивановна
|
Род деятельности: |
учитель начальных классов |
Номинация: |
«Наш особый путь» |
Адрес проживания: |
улица Полины Осипенко, дом 23, квартира 95, г. Томск, 634034 |
Телефон: |
+7 (909) 548-68-96 |
Email: |
rimoiseeva@list.ru |
Томск 2013 г.
«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Сократ
Я, Моисеева Раиса Ивановна, воспитывалась в детском доме с трёх лет. Моя первая учительница была для меня и мамой, и воспитателем. Мне казалось, что её настоящая жизнь – в школе, а домашняя – всего лишь приложение к ней, её малозначащее продолжение.
Было счастьем – быть рядом с Марией Ивановной. Как хотелось заслужить её одобрение, оправдать уважительное отношение. Каждый день той далёкой жизни был настоящим праздником, потому что я получала запас светлых чувств на долгий путь. И как можно было не любить её? Она была и всегда останется моим любимым человеком. Спустя много лет я сама стала «Мамой» для детей с ограниченными возможностями здоровья…
В Томске, на улице Дзержинского 19 стоит замечательная, единственная в области школа-интернат №15, I II вида – в которой работаю с 1999 года. Когда переступила порог этой школы, за плечами был довольно большой жизненный и профессионально-педагогический опыт, но многие направления в коррекционной педагогике и психологии пришлось осваивать заново, поскольку предстояла работа с особенными детьми.
Для меня школа
была и остаётся педагогической мастерской, в которой творю: вырабатываю у
ребят навыки здорового образа жизни, желание и умение учиться, уважительно
относиться к окружающим. Развиваю у каждого ребёнка оптимистическую самооценку
и уверенность в себе, формирую способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, ведь я для них – школьная «Мама».
Для моих детей школа – это второй дом, где они проводят большую часть своего времени, это особый мир взаимоотношений, особый образ мышления, взглядов, жестов. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Поэтому, основной моей задачей является работа над преодолением недостатков слуха за счёт компенсаторных возможностей.
Собственная педагогическая деятельность обязывает не только быть совестливым, правдивым, безупречным, но и также человеком честных правил. Бережно и уважительно отношусь к детям, в каждом ребёнке вижу и ценю ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга. Воспитывая в ученике вежливость, самостоятельность и инициативность, следую откровению Татьяны Кононовой-Тесля, постоянно «Совершенствуюсь духом и телом, тороплюсь неизвестность познать, ритмы в руки беру я смело, чтоб во времени быстро бежать…»; повышаю свои знания, мастерство, выступаю в роли надёжного товарища и друга, ведь только так можно быть примером для подрастающего поколения.
Особое внимание обращаю на ответственность каждого ребёнка за своё здоровье. Рассказываю детям о здоровом образе жизни, характеризую главные элементы ЗОЖ, формирую положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, стойкое отрицание вредных привычек. Создаю пространство для двигательной активности (использую нейропсихологические методики, провожу подвижные игры, простые физические упражнения, динамические паузы, физкультурные минутки, бытовые ситуативные мини-сценки, танцевальные движения под классическую музыку и др.). Даю советы родителям, показываю на практике элементы психорегуляции, которые ребёнок может применять в любое время самостоятельно в домашних условиях под присмотром родителей, или совместно с ними.
Закаливание и профилактика простудных заболеваний
имеет большое практико-профилактическое значение – провожу прогулки на свежем
воздухе, проветриваю классную комнату, слежу за соблюдением гигиенических требований,
рекомендую родителям следовать этому.
Своим детям дарю тот негасимый свет, который когда-то получила от своей «Мамы» – первой учительницы, вселяю в них уверенность, учу управлять собственным поведением, интересно отдыхать, радоваться общим победам, смеяться над собственными промахами и ошибками, отличать главное от второстепенного.
Речь у большинства моих детей отличается рядом особенностей, иногда приобретающих характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющихся достаточно долго. Поэтому, актуальным содержанием и предметом первоочередной важности является создание психологического комфорта при организации жизнедеятельности (учебной, внеучебной), сохранение и укрепление физического и душевного здоровья. Другими словами – главная моя ценность – живая душа ребёнка. Важно не только проникнуть в мир ребёнка с благими намерениями, важно не сломать мир его души. Если он впустил меня в свой мир, я берегу его, наполняю радужными красками доверия, открываю для него окружающее пространство, реальную действительность, учу слышать мир душой! «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок». Леонардо да Винчи
В нашей образовательной организации традиционно проходят праздники: Первое сентября, День учителя, Новый год, Восьмое марта и др. Наши декады инвалидов и месячники речи идут своим чередом, в соответствии с праздничными датами календаря. Любой общешкольный праздник – это яркое, радостное событие, поскольку он сочетает различные виды искусства, оказывающие большое влияние на эмоциональное состояние, чувственную сторону и сознание детей.
Для моих детей
важно: чтобы цель подготовки была одна, понятная всем, тогда и происходит событие,
в котором нет зрителей, а все – участники.
Подготовка и проведение праздников и развлечений оказывают влияние на нравственно-эстетическое, духовно-этическое воспитание. Праздничная атмосфера, красота оформления класса, зала, нарядные костюмы, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – всё это важные факторы всестороннего воспитания. Праздник несёт радость всем детям. Поэтому каждый ребёнок принимает в нём посильное участие.
Детей объединяю общими переживаниями, воспитываю основы коллективизма через произведения фольклора, песни и стихи о маме, о Родине, о родной природе, труде, которые формируют эстетические, нравственно-патриотические чувства, духовную культуру. Участие в праздниках и развлечениях формирует дисциплинированность, культуру поведения, закладывает основы толерантности.
Поскольку нарушения слухового анализатора серьёзно препятствуют успешности интеграции, изолируя ребёнка от окружающего звукового опыта, включаю каждого ученика как можно раньше в социум, помогаю ему стать абонентом библиотеки, экскурсантом выставки, музея, зрителем театра с доступным для понимания репертуаром. «Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться». Н.К. Крупская
Все мероприятия готовлю заранее. Сообщаю детям, куда пойдём, что там увидим, с какими новыми словами познакомимся (готовлю речевые карточки). Предварительно настраиваю их на продуктивную речевую деятельность, побуждаю к правильному поведению в общественных местах, адекватному восприятию информации, материала: на выставках, в музеях, театрах. Вернувшись в школу, снова беседую с детьми, обсуждаю впечатления от выставки или спектакля, использую при этом наглядный материал – фотографии. Таким образом, приобщаю детей к культуре с одной стороны, и интегрирую в общество – с другой. Всю свою работу освещаю перед родителями (презентации, фотографии, беседы и др.)
Часто гуляем с ребятами в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в 2003 году была воздвигнута часовня «В честь Преображения Господня», посвящена жертвам чернобыльской аварии. В парке отдыхают молодые мамы с детками, сидят на лавочках люди старшего поколения. Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую, оставляют мусор после себя. Совместными усилиями приводим парк в достойный вид, подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен качественный воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят порядок!
Ещё одним важным
воспитательным моментом для моих ребят является возложение цветов. Ведь сюда в
любой день приходят ветераны-чернобыльцы, которым приятно видеть, что память
о товарищах-земляках бережно хранят томичи и ребята из школы-интерната №15.
Вместе с детьми проживаю и переживаю всё, что происходит каждый день в школе и за её пределами, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, и всю многообразную деятельность сотрудничества своих ребят с общественностью.
«Природа одарила их…превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны» В.И. Флери
Всякую
деятельность организую с улыбкой, хорошим настроением, с
эмоционально-позитивной установкой, что даёт возможность каждому ребёнку с
особыми образовательными возможностями чувствовать себя востребованным,
необходимым и в непринуждённой форме реализовывать свои желания, возможности и
способности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.