День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов» (ОПК)
Оценка 4.9

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов» (ОПК)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
22.06.2022
День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов»  (ОПК)
Древнерусские храмы
Ход занятия Храм.docx

 2021 г.

 

 

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов»  (ОПК)   

 

 

 

 

 

Тема. Древнерусские храмы

 

 

 

Автор: Богачёва Т. Ю. учитель начальных классов

 МБОУ гимназия №7 г. Балтийска

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Цель:  дать представление о культуре России, помогая ученикам прикоснуться к истокам культуры своего народа, познакомив с архитектурой (строением) древнерусского храма.

Задачи:

·         формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.

  • развивать исследовательские навыки, аналитические способности образности и логическое мышление учащихся.
  • обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.      
  • духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
  • воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

Тип:  интегрированный 

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  ноутбуки для работы в группах, карточки, мозаика, иллюстрации соборов.

 

Обеспечение занятия:

1.      Слайды  "Соборы русских городов", презентация.

2.      Карточки с опорными словами (глава, закомары, арка, свод, купол, собор).

3.      Карточки с заданием "Построй свой храм" (мозаика для групп), конверт с архитектурными элементами храма, геометрическими фигурами разной величины и разного цвета, фломастеры, клей, листы А3 для групповой работы.

4.      Пословицы.

Музыкальный ряд:

1. Колокольный звон " Ростовские колокола".

Видео  http://www.xxc.ru/vtxxc/

Актуальность:

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры»  (изобразительное искусство +    "Азбука истоков" + литературное чтение)

Адресат: для параллели первоклассников и лидеров пятых классов

 

 

 

Тема: Древнерусские соборы

 

Любила строить храмы Русь –

В них духа взлёт и благородство…

(И. Пашков)

 

Цель:  дать представление о культуре России, помогая ученикам прикоснуться к истокам культуры своего народа, познакомив с архитектурой древнерусского храма.

Задачи:

·        формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.

  • развивать исследовательские навыки, аналитические способности образности и логическое мышление учащихся.
  • обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.      
  • духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
  • воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

Тип:  интегрированный 

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  ноутбуки для работы в группах, карточки, мозаика, иллюстрации соборов.

 

Обеспечение занятия:

5.     Слайды  "Соборы русских городов", презентация.

6.     Карточки с опорными словами (глава, закомары, арка, свод, купол, собор).

7.     Карточки с заданием "Построй свой храм" (мозаика для групп), конверт с архитектурными элементами храма, геометрическими фигурами разной величины и разного цвета, фломастеры, клей, листы А3 для групповой работы.

8.     Пословицы.

Музыкальный ряд:

1. Колокольный звон " Ростовские колокола".

Видео  http://www.xxc.ru/vtxxc/

 

 

 

 

Ход урока:

 

         I. Организационный момент.  

 

        Здравствуйте, дорогие ребята. Я  рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Я вижу, ваши серьезные глаза, которые с любопытством смотрят на меня, я слышу, как вы рассуждаете, спорите со мной, я чувствую радость от встречи с вами.

 

II. Индикатор, присоединение (участие пятиклассников).

     

 Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и несмелый,
Набросив златотканый свой покров... (Слайд 1)

 

Задание в группах:  собрать  мозаику и приклеить на лист.  Фонограмма колокольного звона " Ростовские колокола".

- Что у вас получилось? (Соборы разных городов)

- Какие из них вам знакомы?

 

III. Сообщение темы урока.

 

  - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Прогнозирование) Цель?

- Сегодняшнее занятие посвятим важнейшему творению мастеров. Мы увидим величественные храмы, услышим перезвон их колоколов и почувствуем, как любовь, вера и надежда поселяются в наших сердцах. (Планирование) (Слайд 2)

 (иллюстрации соборов вывесить на доску, мини-сообщение о каждом)  

  -

 

 

 

 

 

 

Сейчас мы отправимся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.


IV. Рассказ заранее подготовленных учеников-пятиклассников (слайды).

           а)   В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм. Храм для  людей  - Дом Божий.  Жители всей округи собираются (отсюда и название «собор») на церковные службы. Православные богослужения требуют внимания и сосредоточенности. Поэтому верующие соблюдают тишину в церкви. Молятся православные стоя, для престарелых и немощных есть места для сидения. Во время службы следует стоять лицом к алтарю. По традиции женщины, идя в храм, покрывают голову, чаще платками, мужчины должны обязательно снимать головной убор. (Слайды)

          Для чего строили храмы в поселениях? (высказывания детей).

  б) Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.  Храм – архитектурное сооружение.

 - Посмотрите мысленно на храм сверху. Что вы смогли увидеть?

в) Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Завершением храмов служат купола.

г) Они бывают различного цвета.

- Предположите, какие?

Золотые купола символизируют Божественную слав у, храм построен в честь Господа. Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери. Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого. Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

д) Внутреннее убранство храма подчинено определённым правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Алтарь отделён от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы.  (Виртуальная экскурсия по Храму Христа Спасителя) Видео http://www.xxc.ru/vtxxc/

Динамическая пауза (Слайд: цвет – определённое движение) Слайд

V. Работа по теме.

 - Посмотрите на древние храмы (слайды), кого они вам напоминают? (Богатыря, свечу …) Храм стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола. Присмотрись, как напоминает он образ богатыря.
  - Да, похоже, что  уперся богатырь крепкими руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть! Сохранит родную землю!
 - Давайте посмотрим на храмы разных городов. Работа в группах:  - Какие храмы представлены у вас на ноутбуках? (На ноутбуки заранее выведена информация, одновременно с предоставляемой информацией иллюстрация на слайде).


 Чтение с пометками (____, ?,
V)

- Вы готовились к этому занятию. Прочитайте в парах текст у вас на парте и подчеркните то, что вы уже знаете, поставьте знак вопроса там, где не знаете, V – где сомневаетесь.

ТЕКСТ (помощь пятиклассников):
    Храмы возводили в память знаменательных дат.   Все в храме неслучайно, имеет свой смысл. Устройство храма – это строго определенный порядок.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями это закомары.

 Над стенами храма высится глава. Её составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льётся из-под купола – сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Всё в храме не случайно, имеет особый смысл. Ставят здания алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма.

Устройство храма – это строго определённый порядок. И, тем не менее, каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

   Храм внутри разделялся на три основные части: алтарь, средняя часть храма, или "церковь", притвор.
Ставят здание алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых размещается алтарь.
    Алтарь — главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. "Небо на земле" - ещё одно название алтаря.
    Средняя часть храма
, называемая иногда нефом (кораблем),
предназначается для молитвы лиц, принявших крещение.  Притвор есть преддверие к храму. 
Каждый собор имеет свое особое лицо и, как человек, легко узнаваем. В храм приходили в радости и в горе. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.

 

Обсуждение знакомого и незнакомого материала. Знакомство с частями храма на слайдах. (Показ на доске)
 
 - Какие знаменитые храмы вы  уже знаете?

   - Какие чувства вызывают у вас эти великолепные храмы?

  - Они  вызывают чувство гордости за наш народ, потому что идет возрождение России: реставрируются старые и возводятся новые храмы, как символ веры, надежды, любви.

   

VI. Работа в четвёрках. Конструирование собора.

Итак, мы познакомились с архитектурой древнерусского  храма. Обобщим.

- Можно ли немножко сравнить строение храма со строением человека? (Вызвать ученика: голова – купол, шея - …)

-А теперь, ребята, мы выступим в роли тех ремесленников, которые создают храм, и попытаемся создать маленькую копию храма.

(работа с конструктором)    

 -При этом не будем забывать, что нужно действовать сообща, т. е соборно.

 

 Давайте посмотрим этапы выполнения работы.
 1.Стены.
4.Купол.

3. Глава.
6. Двери и окна.
5.Закомары
2.Свод

  Вам выданы конверты с набором геометрических фигур и архитектурными элементами храма. Сконструируйте, разукрасьте и подпишите части, заранее распределив роли. Обсудите свой выбор в группе, придите к общему решению. (Музыкальный ряд «Песнопения»)

- А в это время представители каждой группы соберут предлагаемые пословицы.

Лидеры каждой группы защищают свой проект у доски. Помощь пятиклассников.

 -  Молодцы! Задание выполнили творчески, выразительно. Точно передали образы соборов, которые воплощают могущество и силу государства.  ВЫСТАВКА.

       - Удалось ли вам представить, как создается храм?

 

  

 VII. Рефлексия. Итоги.

 

- О чём ты задумался сейчас? Какие пословицы собрали?

(ответы детей)

В возведении храма ум, чувства и душа мастера соединяются с действием его рук, значит храм – это единение труда земного и труда души. И пусть всегда в ваших сердцах живёт любовь, вера во всё доброе и светлое и пусть надежда никогда не покинет вас.

 

 

 

О чем мечтали наши предки?

О чем мечтаем мы сейчас?

О славе русского народа.

Непобедимого в веках.

В честь ратных подвигов воздвигли

Безмерной силы и борьбы,

Великий  храм – звезды небесной

Великолепной красоты.

И наша главная задача,

Навеки помнить те года,

Когда был создан храм могучий,

Во имя счастья и добра. 

 

Оцените свою работу по предложенной линейке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени свою работу  крестиком.        

 

Твоё имя и фамилия ______________________________________________________________

 

На уроке мне было

Интересно.                                                                                                 Скучно.

Я хотел  отвечать

Всегда.                                                                                                       Не хотел.

Мне  работалось   

 Трудно.                                                                                                       Легко.

Запиши части собора:

________________________________________________________________________________________

 

Я видел  ___________________________________________________________________________Я слышал ___________________________________________________________________________

Я чувствовал ________________________________________________________________________

Оцени свою работу на линеечке крестиком.        

 

Твоё имя и фамилия ______________________________________________________________

 

На уроке мне было

Интересно.                                                                                                 Скучно.

Я хотел  отвечать

Всегда.                                                                                                       Не хотел.

Мне  работалось   

 Трудно.                                                                                                       Легко.

Запиши части собора:

________________________________________________________________________________________

 

Я видел  ___________________________________________________________________________Я слышал ___________________________________________________________________________

Я чувствовал ________________________________________________________________________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры

Пояснительная записка Цель: дать представление о культуре

Пояснительная записка Цель: дать представление о культуре

Тема : Древнерусские соборы

Тема : Древнерусские соборы

Ход урока: I. Организационный момент

Ход урока: I. Организационный момент

I V . Рассказ заранее подготовленных учеников-пятиклассников (слайды)

I V . Рассказ заранее подготовленных учеников-пятиклассников (слайды)

Виртуальная экскурсия по Храму

Виртуальная экскурсия по Храму

Всё в храме не случайно, имеет особый смысл

Всё в храме не случайно, имеет особый смысл

Давайте посмотрим этапы выполнения работы

Давайте посмотрим этапы выполнения работы

О чем мечтали наши предки?

О чем мечтали наши предки?

Оцени свою работу крестиком

Оцени свою работу крестиком

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов» (ОПК)

День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов»  (ОПК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022