2021 г.
День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры.Строение храмов» (ОПК)
Тема. Древнерусские храмы
Автор: Богачёва Т. Ю. учитель начальных классов
МБОУ гимназия №7 г. Балтийска
Пояснительная записка
Цель: дать представление о культуре России, помогая ученикам прикоснуться к истокам культуры своего народа, познакомив с архитектурой (строением) древнерусского храма.
Задачи:
· формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.
Тип: интегрированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах, карточки, мозаика, иллюстрации соборов.
Обеспечение занятия:
1. Слайды "Соборы русских городов", презентация.
2. Карточки с опорными словами (глава, закомары, арка, свод, купол, собор).
3. Карточки с заданием "Построй свой храм" (мозаика для групп), конверт с архитектурными элементами храма, геометрическими фигурами разной величины и разного цвета, фломастеры, клей, листы А3 для групповой работы.
4. Пословицы.
Музыкальный ряд:
1. Колокольный звон " Ростовские колокола".
Видео http://www.xxc.ru/vtxxc/
Актуальность:
День метапредметной интеграции по теме: «Истоки русской культуры» (изобразительное искусство + "Азбука истоков" + литературное чтение)
Адресат: для параллели первоклассников и лидеров пятых классов
Тема: Древнерусские соборы
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство…
(И. Пашков)
Цель: дать представление о культуре России, помогая ученикам прикоснуться к истокам культуры своего народа, познакомив с архитектурой древнерусского храма.
Задачи:
· формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.
Тип: интегрированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах, карточки, мозаика, иллюстрации соборов.
Обеспечение занятия:
5. Слайды "Соборы русских городов", презентация.
6. Карточки с опорными словами (глава, закомары, арка, свод, купол, собор).
7. Карточки с заданием "Построй свой храм" (мозаика для групп), конверт с архитектурными элементами храма, геометрическими фигурами разной величины и разного цвета, фломастеры, клей, листы А3 для групповой работы.
8. Пословицы.
Музыкальный ряд:
1. Колокольный звон " Ростовские колокола".
Видео http://www.xxc.ru/vtxxc/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Я вижу, ваши серьезные глаза, которые с любопытством смотрят на меня, я слышу, как вы рассуждаете, спорите со мной, я чувствую радость от встречи с вами.
II. Индикатор, присоединение (участие пятиклассников).
Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и несмелый,
Набросив златотканый свой покров... (Слайд 1)
Задание в группах: собрать мозаику и приклеить на лист. Фонограмма колокольного звона " Ростовские колокола".
- Что у вас получилось? (Соборы разных городов)
- Какие из них вам знакомы?
III. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Прогнозирование) Цель?
- Сегодняшнее занятие посвятим важнейшему творению мастеров. Мы увидим величественные храмы, услышим перезвон их колоколов и почувствуем, как любовь, вера и надежда поселяются в наших сердцах. (Планирование) (Слайд 2)
(иллюстрации соборов вывесить на доску, мини-сообщение о каждом)
-
Сейчас мы отправимся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.
IV. Рассказ заранее подготовленных учеников-пятиклассников (слайды).
а) В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собираются (отсюда и название «собор») на церковные службы. Православные богослужения требуют внимания и сосредоточенности. Поэтому верующие соблюдают тишину в церкви. Молятся православные стоя, для престарелых и немощных есть места для сидения. Во время службы следует стоять лицом к алтарю. По традиции женщины, идя в храм, покрывают голову, чаще платками, мужчины должны обязательно снимать головной убор. (Слайды)
Для чего строили храмы в поселениях? (высказывания детей).
б) Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе. Храм – архитектурное сооружение.
- Посмотрите мысленно на храм сверху. Что вы смогли увидеть?
в) Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Завершением храмов служат купола.
г) Они бывают различного цвета.
- Предположите, какие?
Золотые купола символизируют Божественную слав у, храм построен в честь Господа. Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери. Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого. Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.
Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
д) Внутреннее убранство храма подчинено определённым правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Алтарь отделён от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы. (Виртуальная экскурсия по Храму Христа Спасителя) Видео http://www.xxc.ru/vtxxc/
Динамическая пауза (Слайд: цвет – определённое движение) Слайд
V. Работа по теме.
-
Посмотрите на древние храмы
(слайды), кого они вам напоминают? (Богатыря, свечу …) Храм стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола.
Присмотрись, как напоминает он образ богатыря.
- Да, похоже, что уперся богатырь крепкими
руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть! Сохранит родную землю!
- Давайте посмотрим на храмы разных городов. Работа
в группах: - Какие храмы представлены у вас на ноутбуках? (На ноутбуки
заранее выведена информация, одновременно с предоставляемой информацией
иллюстрация на слайде).
Чтение с пометками (____, ?, V)
- Вы готовились к этому занятию. Прочитайте в парах текст у вас на парте и подчеркните то, что вы уже знаете, поставьте знак вопроса там, где не знаете, V – где сомневаетесь.
ТЕКСТ
(помощь пятиклассников):
Храмы возводили в память знаменательных
дат. Все в храме неслучайно, имеет свой смысл. Устройство храма – это
строго определенный порядок.
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями это закомары.
Над стенами храма высится глава. Её составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льётся из-под купола – сверху, то есть это свет, идущий с неба!
Всё в храме не случайно, имеет особый смысл. Ставят здания алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма.
Устройство храма – это строго определённый порядок. И, тем не менее, каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.
Храм внутри
разделялся на три основные части: алтарь, средняя часть храма, или "церковь",
притвор.
Ставят здание алтарной частью на восток –
навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым
выступам, в которых размещается алтарь.
Алтарь — главнейшая часть храма, предназначенная для
священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. "Небо
на земле" - ещё одно название алтаря.
Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем),
предназначается для молитвы лиц, принявших
крещение. Притвор есть преддверие к храму.
Каждый собор имеет свое особое лицо и, как человек,
легко узнаваем. В храм приходили в радости и в горе. Собор имел огромное
значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.
Обсуждение
знакомого и незнакомого материала. Знакомство с частями храма на слайдах.
(Показ на доске)
- Какие знаменитые храмы вы
уже знаете?
- Какие чувства вызывают у вас эти великолепные храмы?
- Они вызывают чувство гордости за наш народ, потому что идет возрождение России: реставрируются старые и возводятся новые храмы, как символ веры, надежды, любви.
VI. Работа в четвёрках. Конструирование собора.
Итак, мы познакомились с архитектурой древнерусского храма. Обобщим.
- Можно ли немножко сравнить строение храма со строением человека? (Вызвать ученика: голова – купол, шея - …)
-А теперь, ребята, мы выступим в роли тех ремесленников, которые создают храм, и попытаемся создать маленькую копию храма.
(работа с конструктором)
-При этом не будем забывать, что нужно действовать сообща, т. е соборно.
Давайте посмотрим этапы выполнения работы.
1.Стены.
4.Купол.
3. Глава.
6. Двери и окна.
5.Закомары
2.Свод
Вам выданы конверты с набором геометрических фигур и архитектурными элементами храма. Сконструируйте, разукрасьте и подпишите части, заранее распределив роли. Обсудите свой выбор в группе, придите к общему решению. (Музыкальный ряд «Песнопения»)
- А в это время представители каждой группы соберут предлагаемые пословицы.
Лидеры каждой группы защищают свой проект у доски. Помощь пятиклассников.
- Молодцы! Задание выполнили творчески, выразительно. Точно передали образы соборов, которые воплощают могущество и силу государства. ВЫСТАВКА.
- Удалось ли вам представить, как создается храм?
VII. Рефлексия. Итоги.
- О чём ты задумался сейчас? Какие пословицы собрали?
(ответы детей)
В возведении храма ум, чувства и душа мастера соединяются с действием его рук, значит храм – это единение труда земного и труда души. И пусть всегда в ваших сердцах живёт любовь, вера во всё доброе и светлое и пусть надежда никогда не покинет вас.
О чем мечтали наши предки?
О чем мечтаем мы сейчас?
О славе русского народа.
Непобедимого в веках.
В честь ратных подвигов воздвигли
Безмерной силы и борьбы,
Великий храм – звезды небесной
Великолепной красоты.
И наша главная задача,
Навеки помнить те года,
Когда был создан храм могучий,
Во имя счастья и добра.
Оцените свою работу по предложенной линейке.
Оцени свою работу крестиком.
Твоё имя и фамилия ______________________________________________________________
На уроке мне было Интересно. Скучно. |
Я хотел отвечать Всегда. Не хотел. |
Мне работалось Трудно. Легко. |
Запиши части собора: ________________________________________________________________________________________ |
Я видел ___________________________________________________________________________Я слышал ___________________________________________________________________________
Я чувствовал ________________________________________________________________________
Оцени свою работу на линеечке крестиком.
Твоё имя и фамилия ______________________________________________________________
На уроке мне было Интересно. Скучно. |
Я хотел отвечать Всегда. Не хотел. |
Мне работалось Трудно. Легко. |
Запиши части собора: ________________________________________________________________________________________ |
Я видел ___________________________________________________________________________Я слышал ___________________________________________________________________________
Я чувствовал ________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.