День музыки (Разговоры о важном) 5-7 класс

  • docx
  • 14.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День музыки (Разговоры о важном) 5-7 классы.docx

День музыки 17 октября (Разговоры о важном) 5-7 класс

Тема «Что мы музыкой зовем?»

Цель занятия: расширение представлений обучающихся об искусстве, в частности, о музыке, формирование умений работать с музыкальной информацией, аргументированно отвечать на вопросы, развитие эмоционального интеллекта, воспитание уважительного отношение к народной культуре, традициям и ценностям.

Формирующиеся ценности: музыка, культура, знание, самореализация, развитие, мечты

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: музыкальная гостиная. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентации, включает в анализ информации и групповую работу с аудиофрагментами и игру.

Комплект материалов

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик,

презентационные материалы,

аудиофрагменты

комплект интерактивных заданий,

листы для распечатки карточек «эстрада», «народная музыка», «классика»

Содержательные блоки

Мотивационная часть (вступительное слово. Выполнение интерактивного задания)

Основная часть (организация деятельности учащихся, интерактивное задание. просмотр видеоролика, осмысление увиденного)

Заключение (рефлексия, вариант творческого задания)

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание

Задача

Мотивационная часть

5 мин

Вступительное слово.

Сегодня мы побеседуем об одном из видов искусства, узнаем о каком. Разгадав ребус

 (приложение 1)

настроить обучающихся на восприятие темы, ознакомить с целями занятия.

Основная часть

18-20 мин

Беседа:

Какая бывает музыка?

- Какие направления и жанры вы знаете? Попробуем составить перечень. Учитель записывает возможные жанры: классика, народная музыка, джаз, эстрада, ретро, барды, рэп. Возможны и другие варианты (духовная, органная, старинная, фольклор, детская…).

На каждой парте у школьников листочки-карточки: эстрада, классика, народная музыка. Звучат фрагментны музыкальных произведений. https://razgovor.edsoo.ru/topic/21/grade/57/#choose

Школьники вместе с педагогом должны угадать жанр музыки.

Первый фрагмент. Песня «Чунга-Чанга». Ответ: эстрада (комментарий - композитор В.Я. Шаинский)

Второй фрагмент. Музыкальный фрагмент «Плясовая». Ответ: народная музыка.

Третий фрагмент. Музыкальный фрагмент «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»). Ответ: классика (комментарий - композитор П.И. Чайковский)

А теперь давайте вместе послушаем народные мелодии. Постарайтесь услышать в каждой из народных мелодий только ей присущие особенности. Обсудим их вместе после прослушивания.

Интерактивное задание №1 «Интерактивная карта народной музыки» https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/musicday-57-1/index.html?back_url=/topic/21/grade/57/#/

Интерактивная карта. При нажимании на точку звучит мелодия и открывается информация. (приложение 2)

Трек 1. Лезгинка (Кавказ) Зажигательная лезгинка родилась в Кавказских горах. Мужчина в ней подобен орлу, его руки – крылья этой хищной птицы. Женщина в этом танце исполняет партию лебедя. Движения ее рук плавные, изящные.

Трек 2. Татарская народная «Кубэлэк» (Татарстан) Кубэлэк в переводе с татарского означает бабочка. И мелодия этой народной песни легко порхает, приглашая слушателей в плясовой круг.

Трек 3. «Дыхание тундры» (Север Сибири)

В ритмических ударах бубнов, в протяжных звуках мелодии слышится дыхание тундры, крики северных птиц.

Трек 4. Русская народная «Во кузнице» (Средняя полоса России, Москва) Текст. Плясовую мелодию «Во кузнице» лихо играют рожечники, увлекая веселящихся в хоровод.

В каком регионе родилась та или иная музыка? Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.

Какая мелодия вам понравилась или особенно запомнилась? Почему?

Под какую мелодию хотелось танцевать?

Беседа после выполнения интерактивного задания. Какие вы еще знаете народные танцы?

Какие вам известны народные песни?

В каких регионах их исполняют? - В какие дни обычно люди обращаются к народной музыке, народному танцу?

Какие события могут повысить интерес к народной культуре?

       Своеобразие народной музыки во многом определяется и уникальными музыкальными инструментами. Давайте посмотрим небольшой видеоролик, познакомимся с некоторыми из русских народных музыкальных инструментов, услышим их голоса

Просмотр видеоролика, вопрос на осмысление увиденного (приложение 3)

Интерактивное задание №2. «Филворд» (приложение 4)

Найдите названия пяти народных музыкальных инструментов.

 

ознакомить обучающихся с разнообразными жанрами музыки, сформировать понятие о композиторе, исполнителе, обратить внимание на значение музыки в жизни человека

Заключение

 

На стикерах ответить в свободной форме на два вопроса. Стикеры приклеиваются на заготовленную общую музыкальную площадь (ватман в форме круга, на котором разбросаны нотки и в центре большой скрипичный ключ). Ответы на первый вопрос справа, на второй слева.

Вопрос первый. Что дает музыка человеку, как она влияет на него, зачем человеку нужна музыка?

Вопрос второй. Ваш любимый музыкальный жанр, может быть любимый композитор, любимые группы, какое-то музыкальное произведение.

       Русская музыка давно преодолела границы и проникла в повседневную жизнь людей, поэтому ее невозможно отменить.

у обучающихся должно быть понимание того, что вклад российских композиторов в мировое музыкальное наследие огромен. Русская музыка давно преодолела границы и проникла в повседневную жизнь людей, поэтому ее невозможно отменить.

Приложение 1

Ребус


Правильный ответ: музыка

Приложение 2

Приложение 3

Текст к видео

           В фольклорной музыке воплощается душа народа, поэтому мелодии каждого этноса уникальны, как и музыкальные инструменты.

          Символом музыкальной России считается балалайка. Когда она появилась, точно неизвестно.

           Но уже в записках арабского путешественника Ахмад ибн Фадлан, жившего в Х веке, есть упоминание о балалайках у русских купцов. А к XVIII веку этот музыкальный инструмент стал самым популярным в нашей стране. Жил в России и очень искусный мастер, создававший балалайки, столяр-краснодеревщик Семён Иванович Налимов. Некоторые из его творений хранятся в Музее музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки в Москве.

            Огромную роль в том, что голос балалайки зазвучал со сцены, сыграл Василий Васильевич Андреев. Под его руководством возник великорусский оркестр, которым восхищались Федор Иванович Шаляпин, Лев Николаевич Толстой, император Николай II, английский король Эдуард VII, португальский - Мануэл II.

            Гусли - народный инструмент, на котором играли былинные Садко и Добрыня Никитич.

          «Яровчатые» гусли создавались из особого вида клена.

            Ещё один народный духовой инструмент – жалейка. Делается она из камыша, бересты, прутьев ивы или бузины.

           Рожок - древний музыкальный инструмент, который делали чаще всего из бересты. Пастуху, который хорошо играл на рожке, больше платили за работу.

           Музыкальный ударный инструмент с оригинальным названием – дрова. Используют его как ксилофон, играют на нём с помощью деревянных молоточков.

            Наши предки умели расслышать музыку в каждом бытовом предмете, например, в обычных деревянных столовых ложках.

            Известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский говорил: «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое на общую пользу».

 

Приложение 4

Филворд

Найдите названия пяти народных музыкальных инструментов.

1. Рожок

2. Жалейка

3. Дрова

4. Балалайка

5. Гусли

 

 

 

 

Использованный материал

https://razgovor.edsoo.ru/topic/21/grade/57/#choose


 

Скачано с www.znanio.ru