Урок милосердия «День пожилых людей: «Будьте милосердны к старости!»
Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).
Задачи:
- сформировать осознание того, что пожилые люди – чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, много сделавшие за свою жизнь для молодого поколения – нуждаются во внимании и заботе;
- развивать у школьников человеколюбие, уважение к семье и роду;
- привлечь внимание к одиноким пожилым людям, вызвать сочувствие к их нелегкой судьбе, мотивировать потребность помогать пожилым людям;
- стимулировать участие в коллективной творческой работе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видео, аудиозапись песни Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».
Ход мероприятия
В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это - люди пожилого возраста.
Уже который год стало доброй традицией отмечать 1 октября - День пожилого человека.
14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днём пожилых людей. Этот праздник возник в 20 веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всём мире.
В мире существует много традиций чествовать пожилых людей. Например, в Японии есть особый праздник «День почитания людей серебряного возраста». Его отмечают в сентябре. А в Польше 21 января отмечают День бабушки и, следом за ним, 22 января - День дедушки. В эти дни внуки поздравляют своих любимых бабушек и дедушек, дарят им цветы и подарки, обязательно заходят в гости.
В Российской Федерации день пожилого человека отмечают с 1992 года. В стране проживает несколько миллионов одиноких людей.
Просмотр видео
Ученик:
Бабушкины годы
Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!
Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу ... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил». Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду.
Легенда «Старость и Молодость»
Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.
- Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.
- Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.
- Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!
Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».
- Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!
Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.
Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»
После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».
Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).
Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).
Бабушка ... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.
Дедушка ... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.
Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.
К сожалению, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.
Одиночество ... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость ... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.
Письмо.
... Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».
Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой ...
- Ребята, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.
Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет ...
Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы ... Но почему старые радуются, когда отсюда их забирают, чем просто на глазах вянут, услышав новость, что их отправляют в дом престарелых? Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.
Чтение с экрана по строфам
Ученики: Говорите добрые слова,
Не скупитесь на улыбки ближним,
Увядают люди, как трава,
Уходя безвременно из жизни.
Не ищите правильный момент,
Позвонить кому-то в спешке буден,
Может, завтра будет абонент,
Навсегда печально недоступен.
Не копите ворох добрых чувств,
Чтобы их потом писать в некролог.
Каждый, кто нам дорог, знает пусть,
Каждый день, как сильно он нам дорог.
Увядают люди, как трава...
Как бы из вчера минуту занять?
Рассказать все добрые слова,
И создать еще при жизни память.
Не забывайте стариков.
Не унижайте ожиданьем
Визитов ваших и звонков «Дежурных»,
редких, с опозданьем.
Звоните чаще старикам,
Ведь все они – большие дети
По мелочам, по пустякам…
Вы – всё, что есть у них на свете.
Так было испокон веков:
Чтить стариков – семье награда.
Любите ваших стариков –
Им большего от вас не надо.
Устное творческое задание «Пожилые и молодые».
Подумайте, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодые могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д. Ответы детей.
А чем вы можете помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице? Ответы детей.
Интерактивное задание. Совместные дела
Какие дела внуки обычно делают с бабушкой, а какие с дедушкой: соедините предметы на картинках с фигурами бабушки и дедушки.
Звучит песня Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».
Ученик:
Без Доброты, нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно...
Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно...
Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием «созданию»,
Необходимо с добрым сердцем жить!
Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот урок милосердия перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости».
Рефлексия
1. Как часто вы общаетесь с вашими бабушками и дедушками?
2. Как часто звоните им по телефону или встречаетесь в интернете?
3. Интересуетесь ли вы, как проходит их день, как они себя чувствуют?
4. Помогаете ли вы своим дедушкам и бабушкам в простых занятиях по дому или саду?
5. Какие чувства у вас вызвала сегодняшняя беседа?
6. Какие выводы вы сделали для себя, исходя из нашего мероприятия? Как же маленький ребенок может выразить свою любовь к бабушке и дедушке? А вы так делаете?
Творческое задание «Открытка в подарок»
Что можно разместить на поздравительной открытке дедушке и бабушке? Любые цветы, букетики, сердечки, орнаменты, надписи «С праздником, дорогая бабушка!», «Моему дорогому деду», «Моим любимым бабушке и дедушке».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.